Общественные советы
Для кого НПА принимаются
Снять вопрос с повестки дня, вернуться к нему после детальной доработки нормативно-правового акта и при условии, что докладывать о нем будет первый руководитель управления.
Скажем сразу, что члены областного общественного совета такое решение принимают не часто. Основанием для него на прошедшем заседании стал вывод о том, что представляющий проекты нескольких НПА заместитель руководителя управления природных ресурсов и регулирования природопользования Кошекбай Биржекеев «…к обсуждению не готов».
Для кого и для чего данный нормативно-правовой акт принимается? Сколько было нарушений водоохранной зоны? Скольких нарушителей привлекли к ответственности? Каков результат? Почему именно такая территория отнесена к охраняемой зоне? Это только малая часть вопросов, заданных докладчику при обсуждении только одного представленного им НПА «Об установлении водоохранной зоны и полосы на участке русла реки Аксу, расположенном на территории г. Степногорск Акмолинской области и режима их хозяйственного использования».
Прозвучавший ответ на вопросы сводился к тому, что «…управление, принимающее решение об определении природоохранной зоны, контрольных функций не имеет. Таковыми обладают департаменты экологии, охраны общественного здоровья, земельная инспекция. Без установления водоохранной зоны сохранение водоема невозможно». Исчерпывающим и доказательным члены общественного совета счесть его, конечно, не могли. Как и утверждение, что орган, разрабатывающий НПА, не уполномочен контролировать его исполнение.
— НПА принимается постановлением акимата области. В одном из его пунктов указано «контроль за исполнением данного постановления возложить на заместителя акима области. Значит, все-таки вы должны контролировать? — обращался к Кошекбаю Биржекеевичу Булат Жупинов.
Аналогичное решение было принято и по следующим проектам НПА, представленными Кошекбаем Биржикеевым. Тем более, что один из них — «Об утверждении Правил содержания и защиты зеленых насаждений в Акмолинской области» — 30 мая на заседании общественного совета уже рассматривали, но в маслихат он так и не был представлен, потому что уже после этого, по словам докладчика, была получена рекомендация Региональной палаты предпринимателей, над включением которой работали без малого четыре месяца. Кто был привлечен к ответственности за то, что на майское заседание совета был представлен недоработанный проект? И этот вопрос председателя ОС Дулата Нурмулдина остался без ответа.
«Если вы пришли на заседание совета, то должны быть компетентны, отвечать на все задаваемые членами совета вопросы. Если нет — приходите с командой — разработчиками НПА, специалистами». Думается, что эту рекомендацию примут во внимание руководители, их заместители, которым еще предстоит выступать на заседаниях ОС.
Разговор, состоявшийся после того, как руководитель управления сельского хозяйства Азамат Сағынбаев представил проекты двух НПА, касающихся объемов субсидий в области животноводства и приобретаемых удобрений, вышел далеко за их рамки. И начал его член ОС Сагинтай Елюбаев вопросом: «Какова экономическая эффективность принимаемых НПА?».
— Аким области поднимает вопрос о том, что должной отдачи от выделяемых немалых субсидий нет, — говорил Дулат Нурмулдин. — Каждый рассматриваемый НПА, имеющий отношение к данной сфере, должен быть направлен на то, чтобы размер субсидий в перспективе был сопряжен с ростом налоговых отчислений.
Члены совета отмечали, что по государственным субсидиям вообще возникает много вопросов: как определяется их объем для конкретного получателя, кто (и почему) успевает получить их в первую очередь, почему мелким КХ сделать это очень проблематично. Понятно, что в сфере сельского хозяйства, отдача быстрой быть не может. Но субсидии выделяются не первый год…
Члены совета обратили внимание и на то, что любой НПА должен отвечать специфике и интересам нашей области: «Ссылки на республиканские нормативы, от которых не можете отклониться, не состоятельны. У нас есть право НПА не принять».
Есть проблемы. Как их решить
Отчеты нам не нужны. Какие проблемы вы видите? Что можете сделать вместе с нами для их решения?
Такую тональность при обсуждении второго вопроса — о проблемах воспитательной работы с молодежью — задал Сагинтай Елюбаев, представивший результаты анализа, проведенного рабочей группой, в состав которой помимо членов ОС входили и депутаты областного маслихата.
Обращает на себя внимание то, как быстро и по деловому отреагировали члены общественного совета на объявление Президентом страны следующего года Годом молодежи. И сделали это, чтобы, по словам Госмана Толегула, «все не свелось к флешмобам, развлекательным мероприятиям, а решались реальные проблемы».
Первое, на что обратили внимание члены рабочей группы, — снижение численности молодежи в нашей области за последние пять лет. Конечно, молодежь — наиболее мобильная часть населения, меняющая место жительства, уезжая на учебу… Но возвращаются к нам далеко не все наши земляки, получившие образование за пределами области. И за счет приезжающих из других регионов убыль молодежи не компенсируется. Значит, ищут они работу с хорошими возможностями и перспективами в других краях, иногда и за пределами страны. И это при том, что по официальным данным, уровень безработицы среди молодежи в нашей области (3%) ниже общереспубликанского на 0,8%.
Объективности ради надо сказать, что среди всех казахстанских регионов положительное сальдо молодежной миграции наблюдается только в Астане и Алматы. Но, по словам членов ОС, «это не повод сидеть сложа руки».
По информации выступившего на заседании совета руководителя управления по вопросам молодежной политики Тимура Искакова, по программе «С дипломом — в село» в этом году на работу приехали 267 специалистов. Подъемные пособия составили более 44 млн тенге, бюджетные жилищные кредиты — 1,5 млрд тенге. С начала этого года более 5000 молодых людей стали участниками программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства. В том числе из села — 2656. На социальные рабочие места направлены 168 человек, по молодежной практике — 611. Органами занятости в текущем году трудоустроены 4830 человек.
Трудоустройство молодежи должно в принципе выступать противовесом количеству правонарушений. Но только за восемь месяцев этого года молодые люди в нашем регионе совершили порядка 1700 правонарушений. 76% из них — люди в возрасте 21-29 лет. Это тот период жизни, когда молодые люди выходят из-под контроля родителей, завершили учебу и должны начать трудовую деятельность.
Многие из правонарушений совершены в состоянии алкогольного опьянения или под наркотическим воздействием. 455 молодых людей состоят на учете по категории «злоупотребление алкоголем», 90 — наркотическими веществами. «Лидерство» по этим тревожным показателям занимает Атбасарский район.
По информации Тимура Искакова, в бюджете именно этого района выделено наименьшее количество средств на финансирование молодежной политики — 80 000 тенге (для сравнения: даже в куда меньшем по численности Егиндыкольском районе — 705000). Есть ли прямая связь между объемом финансирования и количеством правонарушений — вопрос, требующий глубокого анализа. Но «повод для размышлений» — налицо.
Молодость — время интересное, но одновременно-это период стрессов и тревог. Переживания могут привести к развитию психических заболеваний, — справедливо отмечали члены совета. А если присовокупить к этому компьютерную зависимость, виртуальные сети… Связь с суицидальными настроениями очевидна. И данные руководителя областного Центра психического здоровья Камиля Раскулова о том, что у нас идет снижение этих тревожных показателей (в 2,5 раза), пока утешение слабое. Употребленное им слово «всего» в отношении 35 самоубийств, совершенных молодыми людьми в нашей области за восемь месяцев этого года (четверо из них — подростки) вряд ли уместно.
Шла речь на заседании совета и об уровне венерических заболеваний, и о подростковой беременности… И вовсе не потому, что «молодежь пошла у нас не та». Молодежь, как и иные возрастные группы, разная. Большей частью — хорошая. А для того, чтобы была еще лучше, нужно помочь, попавшим в беду.
Ведь для этого общественные советы и создавались — выявить болевые точки, изучить проблему, не просто поставить ее перед исполнительными органами власти, но и предложить пути их решения.
Нина МИТЧИНОВА.
Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.