Прикладной бакалавриат поможет попасть в вуз
По девяти учебным специальностям в шести высших колледжах Акмолинской области внедряется система прикладного бакалавриата. В перспективе кредиты, полученные студентами колледжей, будут автоматически засчитываться при переходе в вуз. Все это стало возможно благодаря системе обучения по кредитной технологии в рамках прикладного бакалавриата, запущенной совместно с вузами-партнерами в пилотном режиме в ряде колледжей. Об этом рассказал на брифинге руководитель отдела технического, профессионального и послесреднего образования управления образования Акмолинской области Бегжан Садвакасов.
— Для внедрения системы прикладного бакалавриата уже подписаны меморандумы с Кокшетауским государственным университетом им. Ш. Уалиханова и Казахским аграрно — техническим университетом им. С. Сейфуллина, — рассказал собравшимся Бегжан Садвакасов. — Подготовка специалистов по 94 специальностям осуществляется в 38 колледжах (30 — в государственных, 8 — в частных) с контингентом более 21 тысячи человек. В 12 колледжах создан безбарьерный доступ для студентов с особыми образовательными потребностями. Основные принципы дуального обучения внедрены в 26 колледжах области, подготовка осуществляется по 26 специальностям, с охватом 1535 студентов.
По информации Бегжана Садвакасова, в 8 колледжах области 22 преподавателя продолжают преподавание специальных дисциплин на английском языке с использованием программы методики CLIL.
В системе технического и профессионального, послесреднего образования области, в соответствии с поручением Главы государства, продолжается реализация проекта «Бесплатное профессионально-техническое образование для всех». В 2018-2019 учебном году в организациях технического и профессионального образования в рамках этого проекта обучаются 5889 человек. Из них 4534 студента — за счет средств местного бюджета, 165 человек- в рамках программы «Мәңгілік Ел жастары — индустрияға» («Серпін»), еще 1190 человек — по Программе развития продуктивной занятости и массового предпринимательства. 1627 человек из числа безработных и самозанятых охвачены краткосрочным профессиональным обучением, которое осуществляют также 2 мобильных учебных центра — Высшего агротехнического колледжа в селе Чаглинка (Зерендинский район) и Высшего колледжа города Кокшетау. Заняты и трудоустроены в первый год после окончания обучения 3565 выпускников учебных заведений ТиПО, обучившихся по государственному заказу.
Продолжается работа по укреплению материально-технической базы колледжей. На капитальные ремонты и обновление учебного оборудования организаций ТиПО направлено более 600 млн тенге. В том числе, в рамках социальной инициативы Лидера нации по улучшению условий проживания студентов, выполнен капитальный ремонт двух студенческих общежитий на 500 мест. Ведется подготовка к строительству студенческих общежитий для двух вузов и четырех колледжей в городе Кокшетау на 2,5 тысячи мест.
По информации региональной службы коммуникаций облуправления внутренней политики.
Фото с сайта Высшего колледжа Кокшетау.
По проекту «EPASAT»
Нерациональные технологии сельского хозяйства являются основным фактором деградации экосистем в Центральной Азии. Решить эту проблему с помощью подготовки квалифицированных кадров в трех областях специализации — агроэкология, агротехнология и инженерия, агроэко-номика — призван совместный проект нескольких стран, реализующийся в КГУ им. Ш.Уалиханова, направленный на реформирование учебных программ с непосредственным участием заинтересованных сторон (работодателей, преподавателей и студентов).
Основная цель проекта «EPASAT» программы «TEMPUS JPCR-517313-IT-2011» — повышение компетентности и осведомленности по охране окружающей среды в Центральной Азии, обеспечение организации передовой интегрированной трехуровневой системы бакалавриат — магистратура — PhD-докторантура в соответствии с лучшими европейскими практиками.
В ходе реализации проекта страны-партнеры улучшили и обновили учебные материалы, разработали учебные программы для бакалавров, магистров агроэкологии и PhD-докторов с использованием ECTS для развития академической мобильности студентов и преподавателей. В КГУ им. Ш.Уалиханова на кафедре греографии, экологии и туризма была открыта докторантура по специальности «Экология».
В рамках проекта «TEMPUS JPCR-517313-IT-2011» «Охрана окружающей среды путем разработки и применения устойчивых сельскохозяйственных технологий» EPASAT был организован ряд встреч партнеров из Центральной Азии и стран Европы, одна из них проводилась в Эстонском университете естественных наук Eesti Maaulikool в 2012 году. От каждой страны-участницы проекта — Узбекистана, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана — приехали представители 2-3 университетов. Координатором от Евросоюза стал профессор Дэвид Арни, являющийся специалистом Болонского процесса.
Участники встречи, в том числе преподаватели КГУ имени Ш.Уалиханова к.х.н. Н.Нурмуханбетова и к.б.н. И.Фахруденова посетили ветеринарную клинику, генетическую лабораторию и животноводческую ферму, которые являются практическими базами для эстонских студентов, магистрантов и докторантов.
В ходе встречи обсуждались вопросы разработки учебных программ для интегрированных курсов на уровне магистратуры и PhD-докторантуры, были организованы экскурсии на факультеты ветеринарии, агротех-нологии, инженерии, экономики, в библиотеку, рассматривались основные положения Болонского процесса и организация учебного процесса в его рамках, критерии отбора магистрантов и докторантов.
Подобная деятельность не только обеспечивает разработку интегрированных трехуровневых программ, но и позволяет расширить границы получения образования для наших студентов в странах Центральной Азии и Европы.
Айсулу ШАЯХМЕТОВА.
ДИНАСТИИ
Кто «обновленки» не боится
Споры по поводу обновленного содержания среднего образования в учительской и родительской среде не стихают по сей день. Тем интереснее узнать, что по этому поводу думают в самой, что ни на есть сельской глубинке.
— Обновленная программа мне нравится, — учитель начальных классов Вознесенской средней школы Мария Нацаренус убедительно аргументирует свою точку зрения. — Согласитесь, что нас учили мыслить категориями «белое-черное». Жизнь гораздо сложнее.
Учитель с пятнадцатилетним стажем поводов для сравнения имеет множество. Обновленная программа не дает конкретных указаний, создает больше возможностей для саморазвития ребенка. Важно не только решение задачи, но и то, каким образом ученики пришли к этому. Учитель мотивирует, подталкивает, направляет. Сквозные темы носят не абстрактный, прикладной характер. Дети анализируют жизненные ситуации.
С электронным дневником Kundelik.kz тоже вначале все было непросто. Понадобилось время, чтобы оценить его по достоинству. — «Если при бумажном варианте рука случайно дрогнет, паста из шариковой ручки протечет, то это проблема. В электронном варианте таких случайностей не боимся, — разъясняет его преимущества Мария Александровна. — Но интернет есть не в каждом классе, так что я скачала программу на свой мобильный телефон. Оставить на столе во время перемены не опасно. Логин, пароль… Исправить оценку постфактум искушения не возникает. В этом случае падает показатель своевременности. Вообще очень удобно, скриншот сделала, по ватсапу родителям отправила. Все, как на ладони».
На будущее «обновленки» Мария Александровна смотрит оптимистично: «Лет через пять все уляжется. Перестроятся и родители, и педагоги». Сама же она «перестраиваться» начала еще до того, как обновленную программу начали внедрять в школах. В 2003-2004 гг. прошла курсы по критическому мышлению. После обучения в Омске приобрела степень магистра педагогической инноватики. Учитель первого уровня, высшей категории. Модератор, отслеживающий процесс оценивания знаний учащихся. Школьный тренер по программе «Рефлексия в практике». Проводит мастер-классы и с учителями, и с родителями. В этом году на областной августовской конференция для учителей начальных классов выступала в качестве фасилитатора.
Спокойно она относится и к так называемой интернет-зависимости, которая сельских детей стороной не обошла: «Если уж она есть, то ее можно и нужно использовать во благо. Уже в четвертом классе говорю детям: «Ищите в интернете. Пусть полезную информацию извлекают».
Надо сказать, что смартфоны в руках учеников (в разумных пределах, конечно) не страшат и маму Марии Нацаренус Любовь Рязанцеву. Учитель русского языка и литературы с сорокапятилетним стажем говорит о том, что дети сегодня иные, чем их их родители. Не лучше, не хуже, просто другие: «Раньше слово учителя было законом.
Сейчас дети могут поспорить: «Я в интернете другое читал». Так что учителю всегда нужно быть «на шаг впереди», знать не только то, что пишут в классических учебниках, но во «всемирной паутине».
— Учитель в селе и сегодня фигура знаковая. — продолжает разговор Любовь Яковлевны. — Нельзя дать ни малейшего повода произнести: «А еще учительница…». Родители все видят и знают, как дом ведешь, как с соседями общаешься, да и проблемы семейные тоже скрыть не удастся.
Ну, с этим и в семьях Рязанцевых и Нацаренус все в порядке. Любовь Яковлевна и Александр Васильевич в этом году отметят 40-летие совместной жизни. Мария и Дмитрий Нацаренус вместе уже 15 лет. Дмитрий Викторович признается, что учителем физкультуры стал «не без влияния жены и тещи». Но, конечно, главным образом потому, что спортом всегда занимался, знает, как это важно и нужно детям, чтобы по, его словам они «…глупостями не занимались, здоровыми росли. «Обновленка» она же сил требует не только от учителя, но и от детей».
Нина МИТЧИНОВА.
Буландынский район.
Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.
«Ручной режим» уходит в прошлое
Тот факт, что в одном из ведущих международных рейтингов система образования в нашей стране утратила 10 позиций (с 67 места переместилась на 77) заместитель председателя Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции Олжас Бектенов связывает, в частности, с неизжитыми коррупционными проявлениями.
Об этом шла речь на совещании по вопросам противодействия коррупции в сфере образования. Благодаря возможностям видеоконференцсвязи его участниками стали руководители организаций образования нашей области.
За последние три года 288 работников сферы образования осуждены за получение взяток. Результаты проведенного мониторинга, в частности, выявили наличие коррупционных рисков при распределении государственных образовательных грантов в колледжи, магистратуру, докторантуру.
Вице-министр МОН РК Асхат Аймагамбетов минимизацию коррупционных рисков связывает с цифровизацией многих процессов, происходивших до сей поры в «ручном режиме». Прежде всего — выдачи направлений в детские сады. Применяемая система блокчейна исключает возможность внесения каких-либо изменений в находящиеся в свободном доступе списки очередников. Планируется полностью автоматизировать и процесс приема школьников в первые классы и организации дополнительного образования.
Прием детей в пользующиеся высоким спросом специализированные школы целесообразно организовать по примеру НИШ: экзамен проводит сторонняя организация, его результаты оглашаются в тот же день.
Апробируется новый механизм приема на работу директоров школ. Каждый из кандидатов должен представить свою программу попечительскому совету. В случае одобрения, предстоит пройти тестирование на знание законодательства и собеседование в областном управлении образования.
Деятельности попечительских советов в органах образования на прошедшем совещании было уделено особое внимание. В том числе и в вопросах исключения так называемых поборов в школах.
— Любой сбор родительских денежных средств незаконен априори. Мы знаем, что они проводятся в порядке «добровольно-принудительном», — говорил Олжас Бектенов. — Если кто-то из родителей хочет это сделать действительно добровольно, то путь один — перечислить на счет попечительского совета.
Руководство школ обязано регулярно на сайтах размещать полный отчет о размерах полученных средств и их расходовании. Причем делать это в форме, доступной для понимания людей, экономического образования не имеющих.
Среди вопросов и предложений участников совещания речь, в частности, шла о целесообразности лицензирования детских дошкольных учреждений.
По мнению Асхата Аймагамбетова, выдача лицензий проблем не решит. Целесообразнее представляется система аккредитации, институт мониторинга, включающий регулярные проверки специалистов МОН.
Ирина БАУДИНОВА.