«Село Заречное — это все. Это моя жизнь». «Меня привезли сюда ребенком в 1962 году. Это была пустыня. Несколько домов, ни одного дерева. Сейчас посмотрите… Все это мы сделали своими руками. Сейчас здесь живут внуки тех, кто сажал первые деревья». «Процветающее». «Современное». «Любимое». «Замечательное». «Уникальное».
К сожалению, мы можем привести только часть эпитетов, сравнений, которые зареченцы, собравшиеся в Доме культуры, посвятили своему родному селу. Первыми начали говорить, конечно, люди возраста достаточно зрелого — члены Совета ветеранов, женсовета(сейчас он плавно трансформировался в Совет матерей. И это более точно отражает суть того, чем занимаются уважаемые в селе дамы). Так что можно было сослаться на такую «возрастную погрешность»: любим, хвалим не просто село, а свои годы молодые, которые прошли здесь. И еще. Людям, «которым за», есть с чем сравнивать…. Те, кто помнит брошенные дома в конце 90-х, зияющее пустыми окнами здание бывшего детского сада, пребывающий в плачевном состоянии сельский клуб, умеют ценить настоящее…
Но вот в разговор вступает «племя молодое» — члены Совета по делам молодежи. И вновь: «Самое лучшее». «Быстро развивающееся».
— Необычное, — это говорит учитель НВП Леван Микеладзе, проживший в Заречном всего год. — Я во многих селах был. В СКО жил. Есть с чем сравнивать. Такого села еще не видел. Здесь все условия.
— Вы же понимаете, что мог работу найти и в городе, — продолжает мастер спорта международного класса РК по силовому троеборью Дмитрий Иваниченко. — Но зачем? Здесь у ребят все условия для того, чтобы спортом заниматься. Мои воспитанники уже становились призерами и чемпионами Казахстана. А когда строительство новой спортивной школы завершат, мы…
— Ну не может же быть настолько все благополучно, есть же проблемы, — попытались мы прервать поток искренних хвалебных слов. Не получилось: «У кого проблем не бывает? Идем к директору ТОО Уалихану Сапиевичу, акиму Наталье Казимировне. И наши проблемы как-то очень быстро решаются. Главное — самим подключится, помочь им».
Возможно, в этих словах «Самим подключиться, помочь» для предпринимателя Уалихана Арипова, один из принципов которого «на «со-циалке» экономить нельзя», поддержать инициативы местного исполнительного органа власти — заключается «секрет» Зареченского сельского округа. Из которого люди не уезжают, пустующие дома остались в прошлом. Где разработан градостроительный проект, предусматривающий строительство новых жилых домов. Есть потребность: специалисты квалифицированные приезжают, немалая часть выпускников Зареченской школы, получив образование в колледжах, возвращается в родное село.
Собственно, о Заречном мы (и не только мы) писали не раз. Но уж очень быстро в нем изменения происходят. Нынешним информационным поводом стала высокая оценка проводимой в сельском округе работы по реализации программы «Рухани жаңғыру», данная государственным инспектором Администрации Президента Калдыбеком Баимбетовым, и его пожелание: опытом делиться, распространять, перенимать.
Любой процесс модернизации всегда очень непрост. Сознания -тем паче. Очень много факторов при этом задействовано. И «бытие», которое сознание определяет, и культ знаний, конкурентоспособность, без которых в современных реалиях достойного места не займешь… Процесс модернизации не может быть одномоментным, форсированным. Это тот путь, пройти который можно только вместе. То, что происходит сегодня в Заречном, люди в нем живущие — наглядное этому подтверждение.
Елена Борисова в Заречном родилась и выросла. Был период в молодости — уезжала. Как и многие в памятные 90-е годы. Недолго в Москве жила, в Самаре. Вернулась. Хотя у дипломированного экономиста-бухгалтера с работой проблем не было, с жильем бы тоже со временем все решилось. Но: «тянуло сюда, на родину». Пример родителей свою роль играл: «Они молодыми сюда приехали, мама — немка. Папа — украинец. Он сразу сказал: «Я из Казахстана — никуда». Пожилой человек два года назад съездил к родственникам на Украину, вернулся со слезами: «Как же правильно мы сделали, что здесь остались».
Умение по сторонам оглядываться, сравнивать, анализировать, выводы жизненные для себя делать — тоже важный фактор формирования зрелого сознания, популистским лозунгам не подверженного.
А следующие высказывания заре-ченцев свидетельствуют уже о том, что и прагматизм, о необходимости формирования которого говорит Президент в своей программной статье, у них тоже формируется: «У нас так: если человек работает, то зарабатывает неплохо. Не работаешь — извини, никто тебе ничего не должен».
Примеров того, что «кто работает, тот…» живет достойно, в селе немало. Елена Бежина — бригадир-животновод. Под ее началом 14 мужчин, в том числе и муж родной. Справляется. Успевает еще и дома четырех коров обихаживать. Благо, с кормами проблем нет.
— Работу свою любить, с людьми ладить, но требовательной надо быть, — таковы принципы бригадира Бежиной. — Нам стыдно плохо работать. Посмотрите, какие условия для нас созданы.
Действительно, в бытовке (не только в этой, но и на других объектах) — бойлеры, вода горячая, холодная, вплоть до автоматической стиральной машинки.
— Ответственность сегодня должна быть выше у всех. За себя, за семью, за общее дело, — так главный агроном Александр Гузенко формулирует одну из необходимых граней современного сознания. — Раньше делали, что говорили, что скажут, то и сеяли. Теперь надо делать выбор самому и за принятое решение самому отвечать.
Понятие «рискованное земледелие» стало, по его мнению, куда шире. Помимо факторов климатических, добавились еще и рыночные. Спрос, цена на отдельные виды продукции растениеводства зависят от очень многих факторов. Это — одна из причин того, что в ТОО «Заречный» такое внимание уделяют строительству зернохранилищ, оснащенных по лучшим европейским стандартам. Упала цена на какой-то вид зерновых, год можно и переждать, с продажей не торопиться. А работают на зернохранилище более 40 человек. Не просто круглогодично, а круглосуточно.
Александр Гузенко — из тех специалистов, работавших в советскую пору, кто делает сравнения в пользу дня нынешнего. Взвешенные, аргументированные: «В сравнении с совхозом «Заречный» по зерновым культурам мы вышли на более высокие позиции. В 1995 год средняя урожайность — в пределах семи-восьми центнеров. В прошлом году — 15. Несмотря на низкий бонитет. А сохранность какую обеспечиваем…».
К тому, что часть молодежи из села уезжает, относится спокойно: «Это нормальная, мировая тенденция. Где-то я читал, что в неделю еженедельно на это решаются более миллиона человек. Раньше у нас было больше 50 тракторов «К-700», в полеводстве работало 150 человек. Сегодня засеваем большие площади, а людей нужно в два раза меньше. Новые техника и технологии…».
В Заречном не только создают условия для людей работающих. Но и «о старых и малых» заботятся. В двухэтажном доме, отданном бывшим жителям (пенсионерам и инвалидам) села Калачи, три года назад без эпитета «спящее» не упоминавшегося, на подоконниках в подъезде — герань цветущая.
— Перевозили нас сюда, много чего в Калачах оставила. Жалела, — теперь уже с улыбкой говорит Валентина Автайкина. — Дед успокаивал: «Чего ты плачешь? Там же все дают: и телевизор, и холодильник, и мебель».
— Вода в доме, тепло, — продолжает ее супруг. — Ишим, клуб, магазины… Если что-то не так, звоню в акимат, сразу приходят, все делают.
А детскому саду лучшие городские могут позавидовать. Ну где могут позволить не только обустроить полноценные игровые и спальные комнаты без выдвижных трехъярусных кроватей, но еще и столовая отдельная есть в каждой группе. Мест достаточно для всех малых зареченцев, но есть потребность в еще одной ясельной группе. Тот факт, что родительская оплата составляет всего 4 000 тенге (остальное -ТОО оплачивает), решающим при этом, конечно, не является. Если бы в селе, где действительно всё и все на виду, хоть малейший слух прошел, что детям там некомфортно, то уж годовалых, конечно, бы в сад оформить не пытались.
Тот факт, что молодые мамы хотят детей вясельную группу определить, свидетельствует еще и том, что для них работа в селе есть, и работать они стремятся. «У меня дети малые», -такая отговорка у зареченцев не в чести.
В детском саду впечатляют не только оснащенность, чистота, атмосфера спокойная, но и то, что помещение для каждой группы — особого цвета. Оказалось, что оттенки тончайшие выбирала аким сельского округа Наталья Милюк. И исходила при этом из рекомендаций, даваемых учеными в сфере возрастной психологии.
О Наталье Казимировне — вообще разговор особый. Сразу скажем, что она была удостоена чести рассказать о своем любимом Заречном, о работе Совета общественного согласия на торжественном заседании, посвященном 25-летнему юбилею республики, в котором принимал участие Президент страны. Ее приглашают поделиться опытом в разных регионах Казахстана.
А поделиться есть чем. Секретариат Ассамблеи народа Казахстана рекомендовал инициированный ею проект «10 новых лиц села Заречное» (См. Акмолинская правда 15.04.2018 г.) развивать на республиканском уровне. Получила одобрение и идея объединить под эгидой Совета общественного согласия все зареченские общественные организации.
— Пришел я в 2009 году к акиму района: «Производство мы подняли. Теперь социальную сферу развивать надо, людям настроение поднять, в нужное русло их энергию направить. Нужен сильный аким», -вспоминает о том, как Наталья Милюк, работавшая тогда руководителем аппарата районного маслихата, оказалась в Зареченском сельском округе, Уалихан Арипов.
— Конечно, поначалу страшновато было, — признается Наталья Казимировна. — Здесь я отвечаю не только за себя, сотрудников акимата, но за каждое домохозяйство. Но это — работа с людьми, которая мне нравилась всегда.
Ее педагогические образование и опыт на должности акима востребованы в полной мере. Знаем, что вопросы ономастики — переименования улиц, городов, поселков — тема очень тонкая, чувствительная, а в иных случаях даже болезненная. В Заречном недавно переименовали сразу 14 улиц. Причем, без всякого преувеличения и без малейшей иронии «по желанию жителей». Другое дело, что желания и настроения надо не только изучать, но формировать, воспитывать…
— Когда решили переименовывать, то сразу «в бой не ринулись». Хотели начать с двух улиц, — рассказывает Наталья Казимировна. — Больше года работали с людьми. Проводили сходы, собрания. Старшие по улицам разъясняли доступно. Делали они примерно так: «Сами подумайте, почему у нас есть улица «40 лет Казахстана», а нет улицы Независимости? Мы в какой стране сейчас живем?».
В итоге на собрании местного сообщества люди сказали: «Зачем через время к этому возвращаться? Давайте сразу 14 улиц и переименуем». Новые названия выбирали вместе. Улица Ленина стала называться Тәуелсіздік, улица Первого мая — Бірлік, 50 лет Октября — Бейбітшілік… Улицы Абая, Гагарина, Целинная носят свои прежние названия.
Так постепенно, вместе зареченцы в своих повседневных трудах и заботах решают задачу, поставленную Президентом в статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»: «Вместе сделать шаг навстречу будущему, изменить общественное сознание, чтобы стать единой Нацией сильных и ответственных людей».
Нина МИТЧИНОВА.
Фото Ермурата ДОСУМОВА.
Есильский район.