Из домашнего фотоальбома
Омаров Калтай Омарович
(1925-2014 гг.)
Родился в многодетной казахской семье в 1925 году, в селе Златогорка Арыкбалыкского района.
В феврале 1943 года восемнадцатилетним пареньком ушел добровольцем на фронт. Прошел ускоренные полугодичные курсы по подготовке офицеров во Фрунзенском военно-пехотном училище. По окончании курсов был направлен в воздушно-десантные войска. Воевал на Карельском и Украинском фронтах, освобождал Вену и Прагу.
Награжден орденами Славы III степени, Отечественной войны, медалями «За взятие Вены», «За боевые заслуги». Совершил 30 парашютных прыжков. Был ранен и после госпиталя вернулся опять в строй. Войну закончил в Праге. Десять лет прослужил на Дальнем Востоке. Окончил Благовещенское военное училище, с присвоением звания лейтенанта. В августе 1956 года уволен в запас в звании капитана.
В мирное время за выдающиеся трудовые достижения награжден орденами и медалями.
Фото и информацию предоставила дочь Гульнар Бейсембаева.
Боец дивизии Ковпака
В детстве мы всем классом ходили в кинотеатр смотреть фильм «Дума о Ковпаке». Киноэпопея рассказывала о том, как зарождался партизанский отряд, о героизме людей, вынужденных уйти в леса и оттуда вести непримиримую борьбу с врагом, пришедшим на их землю, под руководством легендарного «Деда» — дважды Героя Советского Союза Сидора Ковпака. И вот, спустя десятилетия, довелось встретиться с одним из тех, кто был непосредственным участником героических событий, показанных в фильме…
Сергей Антонович Красковский родился 10 июня 1925 года в деревне Лозки Любченского района Ба-рановичской области. В 1932 году пошел в школу. Грамоту постигал на польском языке — тогда еще местность относилась к польскому воеводству. В 1939-ом Западную Белоруссию присоединили к СССР. «После этого нас перевели на класс ниже и учебу мы продолжили уже на русском языке», — вспоминает Сергей Антонович.
Учился мальчик хорошо, в семье прекрасно владели и польским, и русским, поэтому проблем в новой системе образования не возникло. Но вскоре грянула война. На родную землю пришли фашисты, которые стали эшелонами отправлять молодежь в Германию, уготовив рабскую участь. Эшелон, в котором ехал 16-летний Сергей, до места назначения не добрался, остановившись где-то под Вильнюсом. Оттуда его вместе с другими ребятами отправили в концлагерь.
— Нас заставили работать на железной дороге, подорванной партизанами, — рассказывает ветеран.
— В один из дней мне и двум парням-землякам удалось ускользнуть от надсмотрщиков, незаметно прошмыгнуть под состав и спрятаться в одном из вагонов товарняка. Затаившись, мы дождались отправки состава и таким образом сбежали. В пути выяснилось, что товарняк движется в наши края. Ну родную-то местность знали хорошо, и как только появилась возможность — состав сбросил скорость на одном из участков дороги, мы выпрыгнули из вагона и убежали в лес. Пришли домой, а там нас уже ищут: фашисты, обнаружив бегство, объявили розыск. Нас схватили и поставили условие: или мы будем служить немцам, или наши семьи расстреляют. Окончилось тем, что немцы, получив приказ, двинулись дальше в западном направлении, начались бомбежки, и мы снова сбежали, подавшись к партизанам. Возле моста у речки Котра мы встретили группу «народных мстителей», позднее присоединившуюся к отряду Сидора Артемьевича Ковпака…
Новичков подвергли строгой проверке и только после этого оставили в отряде. Так парень стал партизаном, с июля по ноябрь 1944-го находился в отряде, выполняя задания командира, затем была создана спецгруппа особого назначения из 32 человек, занимавшаяся разведкой. В нее вошел и наш герой. Там особенно пригодилось его знание польского языка. Участники группы добывали важные сведения о планах фашистов, месторасположении и количестве врага и наличии у него техники, выслеживая противника, выявляя полицаев, устраивая явки с людьми, вынужденными работать на немцев, и получая от них выведанную информацию.
Добыча ценных сведений, с помощью которых можно было крушить захватчиков наверняка, — дело не из легких. Трудностей встречалось немало, не раз приходилось смотреть в лицо опасности, но места страху не было, ярость за растоптанную юность, за погибших друзей и близких, за поруганную землю заставляла идти вперед, мстить фашистам, не ведая сомнений, горя желанием, во что бы то ни стало прогнать ненавистного врага из отчего дома.
Сергей Антонович до сих пор хранит характеристику, выданную ему в ноябре 1944 года. На пожелтевшем от времени листке выцветшими чернилами написано: «за время своего нахождения в 1-ой Украинской партизанской дивизии имени дважды Героя Советского Союза С.А. Ковпака (в которую было переформировано соединение — авт.), т.Красковский добросовестно и честно выполнял все приказы и приказания командования… Участвовал в боях на границе Восточной Пруссии». Сохранилась и справка, подписанная не менее легендарным соратником Ковпака — командиром 1 -й УПД, Героем Советского Союза генерал-майором Вершигорой, выданная солдату Красковскому о том, что он действительно воевал в составе дивизии.
В 1945 году пришла долгожданная Победа. Но достигшего призывного возраста двадцатилетнего юношу домой не отпустили, призвав на действительную военную службу в взвод управления 470-ого гвардейского артполка. И еще три года гвардии рядовой, разведчик-наблюдатель Сергей Красковский продолжал служить Родине. Одной из его задач была охрана немецких военнопленных, работавших на перевезенном из Мюнхена в Днепропетровск заводе по изготовлению автозапчастей.
Домой, в родную Белоруссию, вернулся в 1948 году. Картину демобилизованный солдат увидел безрадостную: практически все уничтожено, сожжено фашистами. Вместе с другими восстанавливал разрушенное войной хозяйство. Потекла мирная трудовая жизнь. Через два года женился, вскоре родилась дочь Людмила. Избранница С.Красковского Нина тоже пережила немало тягот, девчонкой ее угнали в Германию, где она была вынуждена трудиться на «бауэра». Вместе с другими товарищами по несчастью ее освободили американские войска.
Казалось бы, все позади, хватит испытаний! Но тут новый клич партии и правительства: все — на освоение целинных и залежных земель!
Не сразу, но все-таки решилась молодая семья отправиться в неизведанный суровый край — северный Казахстан. Поездом добровольцы добрались до Кокчетава, а там им определили дальнейшее место пребывания. Чету Красковских направили в Зерендинский район, село Ермаковку. Глава семьи устроился плотником, строил животноводческие базы, коровники, свинарник. Умелого, мастерового человека пригласили бригадиром в Троицкое, где он и складом заведовал, и прорабом трудился вплоть до 1962 года, пока не приключилась болезнь. Обычный аппендицит, на который не сразу обратил внимание, обострился и пока Сергей Антонович добирался до райцентра, лопнул. Началось заражение. Если бы не хирург Зерендинской больницы Василий Маслов, исход мог быть летальным. Девять месяцев провел С.Красковский в больницах и госпиталях, заниматься тяжелым физическим трудом уже не мог, и руководство совхоза приняло решение направить мужчину на ускоренные бухгалтерские курсы в Омск. И хотя за плечами Сергея Антоновича было всего 5 классов общеобразовательной школы, его приняли с испытательным сроком. Учился он хорошо, в основном на пятерки, и, окончив в 1964 году учебу, получил специальность бухгалтера совхозного учета.
Хорошим наставником для начинающего специалиста стал главный бухгалтер совхоза имени XX партсъезда, к которому относилась Ермаковка, Иртыш Молдахметович Салпыков, научивший молодого коллегу всем премудростям профессии.
— Бухгалтером я работал до 1980 года, но в результате конфликта с директором совхоза пришлось уволиться. Устроился лесником — попал под сокращение. «Черная полоса» закончилась, когда главный инженер хозяйства Муратбек Жангалов предложил возглавить кормоцех ермаковской свинофермы. Позже меня назначили заведующим свинотоварной фермой — огромное производство было, поголовье доходило до 15 тысяч голов, численность работников — более ста человек. Тут до пенсии и доработал, — рассказывает Сергей Антонович.
За доблесть, проявленную и в боях, и в труде, С.Красковский имеет множество наград. Среди них — орден Отечественной войны второй степени, медали «За Победу над Германией», «За освоение Целины», немало юбилейных медалей.
Сегодня ветеран живет с семьей сына Александра, окруженный заботой и любовью. В 2007 году покинула этот мир его любимая супруга Нина Михайловна. С годами горечь утраты не стала меньше, но ее сглаживают дети, внуки, десять правнуков. Дочь Сергея Антоновича Людмила живет далеко, в городе Миассе, но есть замечательная сноха Татьяна — оптимистка, хорошая хозяйка, добрая, душевная женщина, ухаживающая за свекром, как родная дочь. Дети, внуки, правнуки — главное богатство ветерана, его счастье и смысл жизни. Той жизни, которую он им подарил, спасая мир от «коричневой чумы».
Светлана КИМ.
Зерендинский район.
***
Интеллигент нашего времени
В этом году Сандыктаускому району исполняется 90 лет. В связи с этим мне хотелось бы рассказать об Андрее Ивановиче Погребном, которому в этом году исполнилось бы 90 лет, труд которого еще при жизни получил высокую оценку и на его родине, и за ее пределами.
Мне посчастливилось работать под руководством Андрея Погребного около десяти лет в Балкашинском райкоме партии. Надо сказать, что он работал в доверенных ему районах Акмолинской области, оправдал доверие руководителей Динмухамеда Кунаева, Байкена Ашимова.
Андрей Погребной родился 23 сентября 1928 года в селе Астраханка Акмолинской области в семье крестьянина. Непростым было детство, отец умер, когда мальчику исполнилось 6 лет. Андрея вырастила и поставила на ноги его мать Мария Митрофановна. Ей приходилось оставлять сыновей одних дома и ходить на работу. Детство было полуголодным. Вскоре после осложнения от болезни умер старший брат, к которому Андрей был очень привязан, и которого вспоминал до конца своей жизни. В сентябре 1937 года он пошел в первый класс Астраханской средней школы. Учился он прилежно, увлекался спортом, хорошо рисовал. После окончания в 1947 году средней школы, Андрей пошел работать. Благодарность своей матери он выражал в заботе о ней, и покойная его супруга Римма Степановна заботилась о свекрови, как о родной матери.
После окончания школы Андрей Иванович работал заведующим делопроизводством Ново-Черкасского райвоенкомата, затем статистиком райздравотдела. В декабре 1948 года был призван в ряды Советской Армии. После демобилизаци работал дорожным мастером Ново-Черкасского райдоротдела. Благодаря трудолюбию, своим организаторским и управленческим способностям амбициозный и уверенный в себе молодой человек вскоре был избран первым секретарем райкома комсомола. Проработав три года на комсомольской работе, его, члена КПСС, в 1956 году направляют на четырехгодичную учебу в Алма-Атинскую партийную школу, которую он успешно окончил в 1960 году и был направлен на работу заведующим организационным отделом Есильского райкома партии. В августе 1962 года он избран первым секретарем Баранкульского райкома партии, а в начале 1963 года председателем Державинского райисполкома. С июня 1964 года по март 1980 года Андрей Иванович — первый секретарь Балкашинского райкома партии.
Надо отметить, что на любой должности его отличала высокая работоспособность, ответственность, он очень много читал, совершенствовал свои знания в профессии, работал по 12 часов в сутки. С приходом молодого руководителя в Балкашинский район почувствовали новые веяния во многих делах. Укрепился спрос и дисциплина, улучшились показатели во всех сферах района. Его отмечали за спокойный характер, умение выходить из любых и сложных ситуации, интеллигентность, доброту, справедливость и, конечно, верность своему делу.
За эти годы в районе укрепилась материально-техническая база совхозов, колхозов, дальнейшее развитие получили отрасли растениеводства и животноводства, строительства, промышленности. При его непосредственном участии был построен районный Дом культуры, Балкашинская средняя школа №1, районная центральная больница, центральный универмаг, магазин «Гастроном», почтамт, Дом быта, новые здания фельдшерско-акушерских пунктов, школ, Домов культур и прочее.
В 1971 году Андрей Иванович был избран делегатом XXIV съезда КПСС, неоднократно избирался депутатом областного, районного Советов народных депутатов, делегатом ряда съездов Компартиии Казахстана. Андрей Иванович Погребной за свой добросовестный и честный труд награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета», медалью «Ветеран труда» и другими, Почетной грамотой Верховного Совета Казахской ССР.
В марте 1980 года был избран заместителем председателя Целиноградского облисполкома, в 1982 году переведен на должность заведующего отделом торгово-финансовых органов Целиноградского обкома партии, где проработал до 1988 года и вышел на заслуженный отдых. Вместе со своей супругой Риммой Степановной воспитали двоих детей: сына Андрея и дочь Ирину. Их дети выросли и стали замечательными людьми, у каждого теперь свои семья, дети, внуки.
18 декабря 2000 года Андрея Погребного не стало. Но память о нем бережно хранят не только в его семье. Его помнят благодарные ученики, сослуживцы, все, кто работал и хорошо знал его. В нашей памяти он навсегда останется как человек высокой эрудициии, интеллигент, профессионал, честный, скромный, доброжелательный наставник и патриот своей Родины. Замечательные люди всегда продолжают жить в памяти народа, как звезды озаряя добрым светом все то лучшее, духовное и нравственное, что есть в человеке. Таким для нас был и остается Андрей Иванович.
Олег ШЕВЧЕНКО.
Сандыктауский район.
Сандыктауские просторы.
Фото с сайта sand.akmo.gov.kz