Когда и почему модернизации необходимы

В фундаментальном труде Нурсултана Назарбаева «Эра независимости» дается глубоко научное обоснование своевременности трех модернизаций, осуществленных в Казахстане за годы суверенного развития. Задачи каждой из них Лидер нации формулировал в своих Посланиях народу страны.

В третьей части книги, которую по праву можно назвать учебником по новейшей истории Казахстана, автор делится своим видением политических и социально — экономических изменений, произошедших в период второй модернизации, начавшейся в конце 90-х годов прошлого столетия.

Без быстрой и эффективной модернизации всех сфер жизни общества не удалось бы в кратчайшие сроки преодолеть последствия кризиса 1997-1998 гг. Его проявления ощущали на себе все казахстанцы. Банкротство предприятий, массовые увольнения рабочих, остановившиеся стройки, задержки пенсий и пособий…

Обосновывая выбор, сделанный в пользу принципа «сначала — экономика, потом — политика», Президент пишет о том, что именно те страны, которые в условиях транзита делали упор на политику, а не на экономику, не добивались должного развития. В качестве обратного примера он приводит Сингапур — страну, которая в начале своего самостоятельного пути была одной из беднейших в мире. Во многом именно благодаря следованию этому принципу менее чем за 20 лет достигла десятикратного увеличения уровня жизни своих граждан.

Базовой основой второй модернизации в нашей стране стало первоочередное внимание развитию национальной экономики, привлечению инвестиций и повышению благосостояния населения.

Драйвером экономического развития уже тогда было названо развитие предпринимательства. Все мы знаем, что тормозом на пути развития малого и среднего бизнеса в первые годы обретения суверенитета были: ограниченный доступ к финансовым ресурсам, отсутствие системных мер поддержки малого и среднего бизнеса.

Период 2000-х годов имел особое значение для отечественных предпринимателей, ощутивших реальную поддержку со стороны государства. Прежде всего она проявлялась в снижении налогового бремени для бизнеса и принятии законов, содействующих развитию частной инициативы.

В январе 2006 года был принят Закон РК «О частном предпринимательстве», обеспечивший поддержку и защиту этой части населения страны. Сокращению проверок бизнеса способствовал Закон РК «О государственном контроле и надзоре».

В начале 2000-х произошли кардинальные изменения в социальной политике. Главными ее элементами стали оказание социальной поддержки пенсионерам, инвалидам, многодетным семьям…

В Посланиях Президента в эти годы подчеркивалось, что социальное самочувствие казахстанцев остается на первом плане государственной политики. Росли средства, выделяемые на социальную защиту работников образования, здравоохранения и в целом бюджетной сферы.

Продолжала совершенствоваться пенсионная система. В законы был внесен пункт о добровольных профессиональных взносах за счет работодателей для работников, занятых на опасных объектах. Во второй половине десятилетия с целью оздоровления рынка пенсионных услуг прошло слияние малых пенсионных фондов с более конкурентоспособными.

ООН, анализируя развитие мирового сообщества в первом десятилетии XXI века, признала достижения Казахстана в социальной сфере и включила его в группу стран с высоким уровнем человеческого потенциала. И это — объективный показатель качества проводимой государственной социальной политики.

С начала 2000 годов реформирование политической сферы стало необходимым условием дальнейшего социально-экономического развития страны.

Принятие Парламентом РК нового Закона РК «О политических партиях» в июле 2002 года стало важной вехой в партийно-политической жизни страны. Он явился стимулом к объединению некоторых партий и возникновению новых. Таких, как «Ақжол», «Партия патриотов Казахстана», «Асар», впоследствии присоединившаяся к партии «Отан». Ключевым событием, изменившим партийно-политический ландшафт, стало решение об объединении партии «Отан» с Гражданской и Аграрной партиями и переименовании ее в Народно-демократическую партию «Нұр Отан».

Изменения в политической системе привели к повышению роли Парламента. Была введена пропорциональная избирательная система выборов депутатов Мажилиса. Развитие получило местное самоуправление, основой которого становились маслихаты. Совершенствовалась судебная система, Ассамблея народа Казахстана получила конституционный статус.

Таким образом, мы можем сказать, что за период второй модернизации Казахстан стал страной, где сформировалась современная система государственных институтов, были созданы необходимые условия для роста экономического показателя, а также заметно улучшилось качество жизни населения. Это дало возможность приступить к третьей модернизации, использовать возможности Четвертой промышленной революции.

Канат БАЗАРОВ,
кандидат исторических наук,
заведующий кафедрой Отечественной истории и АНК КГУ им. Ш. Уалиханова.

Читайте также