И в обычном видеть необычное

Декоративно-прикладное народное творчество — это не только простор для фантазии, но и кропотливый труд, требующий терпения, художественного вкуса и навыков! Поистине безмерное поле деятельности для умельцев, создающих свои большие и маленькие рукотворные шедевры! От старинных промыслов наших далеких предков до современных технологий — все под силу мастерам, людям талантливым, ищущим все новые и новые способы творческого самовыражения. С одной из таких неординарных личностей мне и хотелось вас сегодня познакомить.

Марина Бехтгольд — предприниматель, хозяйка собственного магазина. Но, перефразируя известное выражение, не бизнесом единым жив человек! На протяжении многих лет Марина Алексеевна учит детей творить — рисовать, вышивать, коллажировать, валять и еще много чему полезному, красивому, рожденному вдохновением, ловкостью рук и усердием.

Предпринимательством Марина Бехтгольд занялась в трудное время становления экономики нашего государства. Тогда многие люди переживали кризис, кто как мог. Вот и ее, окончившую факультет технологии Щучинского педколледжа и параллельно с этим художественную студию (а позднее еще и факультет дизайна Кокшетауского университета),  учившую детей прекрасному, не миновала чаша сия. Чтобы поправить финансовое положение семьи, пришлось уйти из школы. Но как только материально жить стало легче, она сразу вернулась к любимой профессии, без которой жизни не представляла.

Марина Алексеевна рассказывает, как несколько лет работала в маленькой школе села Красиловка. Узнав, что в былые времена здесь процветало гончарное ремесло и добывалась особая глина — серая, жирная, пригодная для обжига, она увлекла детей гончарным делом. Они лепили статуэтки, другие изделия, и вскоре о маленькой сельской школе и ее талантливых воспитанниках заговорили в районе. Руководством отдела образования было принято решение — придать учебному заведению эстетическое направление, увеличив продолжительность уроков рисования и технологии до двух часов. Молодой педагог Марина Алексеевна разработала собственную методику преподавания, создала художественную студию, в которой занималась практически вся сельская ребятня. «Любого ребенка можно научить рисовать, нужно лишь время и желание, индивидуальный подход к каждому», — уверена М.Бехтгольд. Как показывает практика, зерно истины в этом есть.

Подтверждают данную теорию и нынешние воспитанники Марины Алексеевны — ученики Айдабульской средней школы. Они с удовольствием работают на уроках технологии и рисования, погружаясь в удивительный мир прикладного искусства. Школьникам подвластны самые разные жанры: квилинг, винтажный кракелюр и декупаж, фоамиран, вышивание лентами, в изобразительном искусстве — граттаж, декорирование, объемные аппликации на ткани, батики многое другое. В работе, как правило, используется бросовый, природный материал, не требующий особых финансовых затрат. Для своих поделок школьники берут соленое тесто, кусочки ткани, овечью шерсть, шпагат, яичную скорлупу, веточки деревьев, шишки сосновые и даже сухие травинки, получающие вторую жизнь благодаря детской фантазии и мастерству педагога-наставника. «Я учу моих учеников ценить красоту, видеть в обычном необычное, будоража воображение», — говорит она.

Глядя на картины, панно, гобелены, трудно поверить, что их авторы — учащиеся, в том числе — начальных классов! По словам Марины Алексеевны, перед детьми она ставит задачу «высокого исполнения» — работа не может быть незавершенной, или небрежно выполненной. В итоге обязательно должно получиться нечто неординарное, самобытное, вызывающее восхищение зрителей и чувство удовлетворения у самих создателей от собственного труда.

Сегодня не так-то просто вызвать интерес мальчишек и девчонок к рукоделию. Создавать вещи своими руками — дело нелегкое, требует усидчивости, и чтобы ручной труд доставлял удовольствие, нужно предлагать детям какие-то новые, неожиданные технологии. Поэтому важно идти в ногу со временем. Например, сегодня в тренде такой вид старинного промысла, как валянье, ковроткачество. Казахи издавна занимались им, украшая и утепляя юрты яркими, покрытыми узорами и орнаментом, коврами ручной работы. Раскрыть детям специфику этого промысла, помочь им понять технику изготовления ковровых изделий, изучить технологию сухого и мокрого валяния, погрузив в быт дедов-прадедов и протянув таким образом «времен связующую нить» — одна из задач учителя М.Бехтгольд.

Узнав, что в соседнем селе проживает мастерица Несибельды Айтпаевна Жусупова, которая в молодые годы ткала ковровые изделия, учитель и ученики направились к ней. Женщина с удовольствием показала ребятам свои работы, поделилась секретами ремесла. Это был настоящий урок-исследование, возвращение к истокам, погружение в традиции, идущие из глубины веков. Неудивительно, что ребята загорелись идеей ковроткачества и с азартом принялись за работу. И пусть не все сразу получалось, но результат превзошел ожидания! Своими творениями школьницы гордятся. И по праву!

-С реализацией программы «Рухани жаңгыру» гораздо больше внимания уделяется прикладному искусству школьников, их работы оцениваются, экспонируются на выставках, они становятся победителями конкурсов и получают награды, что является мощным стимулом для дальнейшего творчества, — говорит Марина Алексеевна. — А дети — они ведь очень талантливы, причем все, без исключения. Мои воспитанницы Лолита Аушева, Эльмира и Дана Касымовы, Карина Яндуткина, Аделя Аманжолова, Даша Сизухина, Даниэла Шлягер, Милана Озиева, многие другие ученицы добиваются в декоративно-прикладном искусстве явных успехов.

К празднику Наурыз педагог готовит выставку ребячьих поделок, чтобы родители и односельчане увидели, насколько преуспели школьники в декоративно-прикладном творчестве.

Влюбленная в свое дело, преподаватель технологии, дизайнер Марина Бехтгольд сумела научить ребят многому, заставить их поверить в себя, в свои возможности, в то, что им многое по плечу- было бы желание! Ну, а то, что приобретенные навыки пригодятся в будущей взрослой жизни, сделают ее полней и краше, и вовсе не подлежит сомнению!

Светлана КИМ.

Зерендинский район.

Фото предоставлено автором.

Читайте также