В первые весенние дни наши предки традиционно помогали людям, которым долгой зимой пришлось особенно трудно, делились тем, что есть. Ведь все компоненты наурыз көже — крупицы того, что осталось из сделанных на зиму запасов. Люди всем делились, вместе встречали праздник, разрушенные за зиму дома помогали восстанавливать…
Глубинная суть весеннего праздника Наурыз в КГУ «Кокшетауский городской центр социальной адаптации для лиц, не имеющих определенного места жительства» ощущается как-то особенно.
Кажется, «все как у всех». Нарядно украшен актовый зал, сцена устлана корпешками, что сотрудники из дома принесли, казахский стол раскладной уставлен восточными сладостями, баурсаками… Директор Алия Ашимова обряд шашу провела, руководитель отдела координации занятости и социальных программ г. Кокшетау Кали Ахметов в национальном казахском одеянии выступил с поздравлениями. Школьники-домбристы кюи исполнили…
Признаюсь, что когда обряд «Тұсау кесер» наглядно демонстрировали, то оглянулась на людей, сидящих в зале, в данный момент официально называемых «получатели услуг», пыталась угадать по их глазам и лицам, вспомнили ли они своих детей и внуков, пробудилось ли желание, стремление увидеть их, по голове погладить, на руки взять?
Не знаю. «Чужая душа — потемки». Тем более, когда за плечами людей годы жизни очень проблемной, как правило, далекой от «здорового образа жизни». На вопрос: «Как праздновали Наурыз в прошлом году?», ответили многие: «С друзьями». А на следующий вопрос: «Где праздновали?» — никто. Ответ — в названии учреждения «… для лиц без определенного места жительства».
Сотрудники центра ответа на вопрос: «Кто виноват?» не ищут, они знают, что делать. Санитарные требования соблюдать, медицинскую помощь оказать, обогреть, накормить, документы восстановить, оказать содействие в трудоустройстве предписано уставом. Но ни в одном уставе не сказано, что можно в свое личное свободное время часами «сидеть» в социальных сетях, как это делает Алия Мырзахме-товна, пытаясь отыскать родственников своих подопечных.
И ведь пусть пока нечасто, но удается. Года полтора тому назад нашли сестру одного из получателей услуг. Уехав когда-то из Ташкента, мужчина долгие годы жил в Степногорске, там и жену похоронил, квартира принадлежала ее родственникам, оказался на улице в буквальном смысле. В одной из социальных сетей отыскали женщину, живущую в Ташкенте. Фамилия, отчество совпадали. Оказалось, сестра, которая в живых его увидеть уже не надеялась. Оформили мужчине паспорт, приехала, увезла к себе. Теперь его племянники пишут: «Спасибо. Все хорошо. Дядя Володя в порядке». Он приветы передает.
А одна обитательница во время экскурсии по областному центру узнала женщину из родного села, которое покинула чуть ли не 30 лет назад: «Передай моим, что я здесь». Приехали братья: «Собирайся домой, дочерей, внуков увидишь. Они тебя ждут».
Разные люди, судьбы разные… При моем личном твердом убеждении в том, что «всяк человек своего счастья (видимо и несчастья тоже) кузнец» не могу не задуматься и о «Не судите, да не судимы будете», «Кто из вас без греха, тот пусть первым бросит в нее камень»…. Особенно — в светлый праздник добра и милосердия — Наурыз.
Нина МИТЧИНОВА.
Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.