ЧИТАТЕЛИ В КОНТАКТЕ С «АП»: Мы прививаем чувство прекрасного, Еще раз о паводках и не только, От того, что было, не уйти…, Отношение к хлебу

Мы прививаем чувство прекрасного

В этой статье я хотел бы сделать акцент на необходимости и дальше воспитывать в жителях города любовь к прекрасному. На 100 процентов убежден, что привитое с детства чувство прекрасного в геометрической прогрессии обратно пропорционально аморальным проявлениям, преступности.

Наш небольшой областной центр в этом деле явно преуспел, превосходя многие крупные города. Кокшетау известен как город с развитой художественной самодеятельностью, картинами известных мастеров кисти и юных дарований. А кто в этом «виновен»? Наличие собственной надежной базы подготовки кадров. Здесь несомненна роль музыкального колледжа им. Биржан сала, детской музыкальной школы, колледжа культуры им. Акана серэ, областной филармонии, детской художественной школы. Велика роль Дворца культуры «Кокшетау», клуба «Истоки», Дворца общественного согласия. Кадры мастеров пения и танцев, выходящие из стен этих учреждений, — бесценный капитал, вложение в который дает беспроигрышные высокие дивиденды как для городов, так и аулов нашей области.

Несколько лет назад был реконструирован парк между двумя центральными площадями. Некоторые высказывали недовольство: одни дорожки, деревьев не осталось! А я считаю, что реконструкцию провели с высоким художественным вкусом. А насчет деревьев: пройдет время, и молодые деревца лучших пород подрастут, и какая красотища откроется перед нашими очами! И уже открывается. Взять хотя бы голубые ели около обелиска Независимости. Или тротуар на улице Абая: он превращается в дополнительную аллею парка. Правда, очень нужна здесь крытая танцплощадка для молодежи вместо пивных и уютное помещение для любителей чтения журналов и газет.

С каждым годом преображается моя любимая улица Абая(и как не любить, если я проживаю на ней?). Ее развитие связано с преобразованиями Копы. А как иначе? Ведь от ЦУМа до центрального пляжа всего 12-15 минут ходьбы. Становится здесь все уютнее, а в вечернее и ночное время — море света! С реконструкцией улицы Садуакасова, а в прошедшем году и улицы Локомотивная, сквера бывшей «приборки» стало еще светлее. Правда, проглядываются и элементы показухи. Так, в сквере предусмотрены площадки и для игр детей, занятий физическими упражнениями для молодежи, это хорошо, но зачем аж 42 скамьи на 126 посадочных мест? Сыщете ли столько стариков в округе? А вот крытой танцплощадки для молодежи и здесь нет.

Но это все же поправимые мелочи, главное, что в городе, хотя и робко, обозначилось создание в микрорайоне небольших, но уютных зон отдыха, где можно спокойно делать пешие прогулки, отдохнуть с детишками, подышать свежим воздухом без автомобильных выхлопных газов. И это заслуживает нашего самого большого одобрения.

Владимир КОРЯБКИН,
труженик тыла,
персональный пенсионер за особые заслуги перед РК.
Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.

МНЕНИЕ СОБСТВЕННОЕ

Еще раз о паводках и не только

За последние несколько лет весенние паводки стали для нас большой проблемой. На днях по телевизору снова передавали, что нужно к ним готовиться.

Опять же, по телевизору, видел, как Премьер-Министр РК Бакытжан Сагинтаев возмущался: зачем запрашивать миллиардные суммы на борьбу с весенним половодьем? Ведь нынче столько снега нет. Ему объясняют: почва промерзла до 1,5 метра и воду не впитывает…

Мне уже 80 лет. Всю жизнь проработал в сельском хозяйстве, был главным инженером совхоза, трудился на должности директоров Келлеровского ремзавода, совхоза «Ленин жолы» Зерендинского района — до выхода на пенсию. В те времена снега бывало во много раз больше, чем сейчас, именно в северных регионах. Однако я почти не помню, чтобы нас беспокоило весеннее наводнение. В прошлые годы и нынче разговаривал со старожилами города Атбасара, они ответили, что лет 40-50 лет назад весенние воды реки Ишим подходили близко к окраине, немного подтапливая несколько домов.

В природе все взаимосвязано. Давайте зададимся вопросом: почему почва не может впитать весенние, очень полезные для растений талые воды? Как известно, пашню под урожай будущего года нужно готовить с осени. Раньше был девиз: «Солому с полей, плуг в борозду». Осенняя зяблевая вспашка посевных площадей сегодня проводится не во всех хозяйствах. Многие арендаторы этой работой не занимаются, потому что она затратная (расход ГСМ, зарплата и т.д.), лучше весной сорняки уничтожать химической обработкой. Содержание гумуса в почве ежегодно снижается из-за отсутствия органических удобрений. Вопрос, где брать органические удобрения, если поголовье скота уменьшилось намного. К примеру, поголовье КРС только в бывшем Зерендинском районе составляло 42 тысячи голов. Такого количества теперь нет.

Во время уборки урожая наши поля сильно затаптываются современной тяжелой техникой и большегрузными «КамАЗами» с прицепами, вес которых доходит до 40 тонн. Посевные поля укатываются, словно дорожным катком. Вот поэтому и не может почва впитать талые воды, насытиться влагой. Вода вновь стекает в реки, унося с собой самый верхний плодородный слой почвы, чистый чернозем. В итоге нет весенней влагозарядки почвы. Плюс к этому не везде сегодня проводится снегозадержание.

Как сейчас обрабатываются паровые поля? Во многих хозяйствах без применения культиваторов и глубокорыхлителей землю обрабатывают, то есть уничтожают сорняки опять же «химией». Яд остается наверху и уносится дождем в ближние водоемы, отравляя живность. Эти нарушения допускают в основном арендаторы.

Об этих грубейших нарушениях в земледелии я раньше писал в газеты, выступал перед депутатами Парламента РК на встречах с избирателями. Все без толку. Разговаривал на эту тему с руководством областного управления сельского хозяйства.

В 2015 году был принят Закон РК «О сельской потребительской кооперации в Республике Казахстан». Если поднять статистическую отчетность, у нас их числится много. Но без крупного совместного хозяйства все наболевшие вопросы в сельском хозяйстве не разрешить. И субсидии нужно выдавать только согласно количеству выращенной продукции после их реализации государству или другим госорганам. Я не против арендаторов, но они, работая на этой территории, пользуясь землей, получая прибыль, должны, по моему твердому убеждению, строить жилье, разводить скот, производить животноводческую продукцию.

На территории бывшей Кокшетауской области стерты с земли 6-7 совхозов, остались только кладбища без железных ограждений. Это в основном земли бывшего Валихановского и части Кызылтуского районов. В свое время предлагали развивать на этих пустующих и бескрайних степях табунное коневодство. Лошади выдерживают любые морозы, ветры и жару. Знают все и о целебных свойствах кумыса. Нам не надо забывать, что Казахстан до сих пор является импортозависимым в части продуктов питания. По данным Минсельхоза РК, импортные продукты сегодня составляет 44-45 процентов.

Еще недавно некоторые эксперты вносили предложение построить на территории Акмолинской области две дамбы для сбора якобы лишних весенних вод. Убежден: не нужно этого делать. Во-первых, в нашем регионе нет поливного земледелия. Во-вторых, если вода прорвет дамбу, беды будет еще больше.

Уважаемые руководители всех рангов! У нас еще не все потеряно, можно все упущенное восстановить! По данным статистики, в Казахстане около девяти миллионов гектаров земли, заросшей сорняками. Нам, ветеранам сельского хозяйства, стыдно перед подрастающим поколением за нынешнее состояние аулов и деревень. Некоторые из них вполне могут подумать, что мы были бездельниками. Живя в селе, я замечаю, что местные сельские акимы возложили свои обязанности на районные и областные власти. Сельское хозяйство является стратегией любой страны. Об этом забывать нельзя!

Балтабай ТАУБАЕВ, ветеран тыла и труда.
с. Зеренда.

ИСТОРИЯ И ФАКТЫ

От того, что было, не уйти…

В истории СССР есть еще одна страница — это карточная система, которая была введена с июля 1941 года, и отменена в декабре 1947 года. (Отметим, что в Великобритании «военные» карточки были отменены в 1954 году. — Прим.ред.).

Если с официальной точки зрения, то карточная — система снабжения населения товарами в условиях дефицита, один из способов рационирования. Из истории известно, что впервые карточки на получение продовольствия были отмечены еще в Древнем Риме. В Европе они появились во время Первой мировой войны в ряде воюющих держав. В дальнейшем использовались в странах, экономика которых пострадала в результате войны, впоследствии во время Второй мировой войны и после нее. Например, Австро-Венгрия и Германия регулировали спрос на мясо, сахар, хлеб, керосин; Франция и Англия — на уголь и сахар. В XX веке широко применялась в странах социалистического лагеря для борьбы с товарным дефицитом. В 20-40-е карточки стали верными спутниками каждого жителя СССР. Из 73 лет советской власти 27 прошли при карточной системе. В странах с рыночной экономикой существовала карточная система льготной покупки продуктов для поддержки социально незащищенных слоев населения.

А если вернуться к данной теме, то денежная реформа в СССР была проведена с 16 по 29 декабря 1947 года. Одновременно отменили карточную систему снабжения продовольственными и промышленными товарами. Условия денежной реформы были изложены в постановлении совета министров СССР и ЦК ВКП(б) от 14.12.1947г. «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары». Постановление было подписано председателем совета министров СССР И.Сталиным и секретарем ЦК ВКП(б) А.Ждановым.

Документ гласил: одновременно с денежной реформой отменить карточную систему снабжения продуктами и промышленными товарами, а также высокие цены по коммерческой торговле и ввести единые снижения государственных розничных цен на продовольственные и промышленные товары. На хлеб и муку снизить цены в среднем на 12% против действующих пайковых цен; на мясо, рыбу, жиры, сахар, соль, картофель, овощи и т.д. сохранить цены на уровне действующих цен; на ткани, обувь, одежду и другие установить новые цены на уровне в 3,2 раза ниже коммерческих и т.д. А зарплаты рабочих и служащих, а также доходы крестьян от государственных заготовок и другие трудовые доходы всех слоев населения не затрагиваются реформой и будут выплачиваться в новых деньгах в прежних размерах и т.д.

Результаты были следующие: во-первых, ликвидированы последствия Второй мировой войны в области денежного обращения, без чего невозможно было отменить карточную систему и перейти к торговле по единым ценам. Во-вторых, после отмены карточек в конце 1947 года при заработной плате большинства городского населения в 500 — 1000 рублей 1 кг ржаного хлеба стоил 3 рубля, пшеничного — 4 рубля 40 копеек, 1 кг гречки — 12 рублей, сахара — 15 рублей, сливочного масла — 64 рубля, 1 литр молока — 3-4 рубля, 10 яиц — 12-16 рублей и т.д. Данная реформа, по мнению ученых, финансистов и экономистов была конфискационной, немного похожа на начало 90-х годов, когда обесценились сбережения.

Сохранились в архивах интересные факты из истории денежных реформ в Союзе: 1922-1924 гг. — советский «червонец»; 1947 год — послевоенная; 1961 год — «хрущевская»; в России после 1991 года — «павловская».

А в 1993 году пошел отказ от советских рублей, в 1998 — деноминация.

Талонная система стала исчезать. В начале 1990-х в связи с ростом цен, инфляцией (что сократило платежеспособный спрос) и распространением свободной торговли (что сократило дефицит). Однако на ряд товаров талоны сохранялись до 1993 года.

Такова еще одна страничка из истории нашей страны. И надо отметить, что «кусочек подлинной истории — это такая редкая вещь, что им надо очень дорожить», и нести этот драгоценный груз от поколения к поколению, чтобы помнили.

Гульбаршин САЛЫК,
краевед, член Союза журналистов Республики Казахстан.

ЕСТЬ ИДЕЯ

Отношение к хлебу

Отдавая дань уважения людям, чьими руками он выпекается, члены парламентской фракции «Народные коммунисты» предложили праздновать в Казахстане «День хлеба». Эту идею во время пленарного заседания нижней палаты Парламента озвучил мажилисмен Владислав Косарев.

Наилучшим способом воздаяния высокого почтения мы видим в учреждении праздника хлеба по типу того, как в Испании отмечают «День томатов», в Греции — вина, в Голландии — тюльпанов, а в Германии — пива. С широким размахом предлагаем ежегодно отмечать «День хлеба». Надо сказать, что в странах содружества, например, Республике Беларусь «Праздник хлеба» отмечается ежегодно.

Цена хлеба и бережное к нему отношение в крестьянской семье всегда было вопросом жизни, а по большому счету, и чести. По отношению к хлебу оценивался характер человека, умение вести хозяйство, его деловитость, хватка или, наоборот, нерадивость. Дорогих гостей встречали хлебом — солью в знак особого внимания. Принимая невестку в дом, свекровь всегда ставила на стол большой каравай, давала ей нож: по тому, как она его резала, оценивала ее как будущую хозяйку, хранительницу семейного очага. Хлеб считался Божьим даром, а нечаянно упавшие крошки на пол считались большим грехом, поэтому тщательно собирались. Выпечка хлеба для хозяйки была своего рода проверкой ее мастерства и рукоделия, к этому процессу относились особенно ответственно. Говорю это не понаслышке, а будучи свидетелем в давно минувшем детстве. «Матрена, у тебя такой вкусный хлеб получается, поделись секретом», — часто упрашивали соседи, приходя на чашку чая в наш дом. Бабушка, улыбаясь, отвечала, что помимо умения выпекать, надо вкладывать в него свою душу. Во время выпечки хлеба дом пустел, оставалась одна бабушка, за печкой в кастрюле стояла опара, священное место, куда не должна ступать ни одна нога. Ведь если опара от стука упадет, то хлеба не получится.

С раннего утра в русской печи начинал полыхать огонь. На листах уже лежало тесто для будущих булок. Оценивалась температура печи. Потом закладывались листы с тестом, закрывалась печь специальной заслонкой, устанавливалось время. Готовность хлеба проверялась специально для этого выструганной острой лучиной. Вскоре румяные булки появлялись на столе, прикрытые чистым полотенцем. Дегустация проходила всем семейством за большим столом, который считался праздничным. Пекли хлеб раз в неделю. В зимний период булки выносили в сени на мороз, но вот, что удивительно: после оттаивания хлеб не терял своих вкусовых качеств, сохраняя свой дивный запах. Бабушка строго следила за использованием хлеба и наказывала за выброшенную корку, часто повторяя, мол, вы выбрасываете мой труд. Это отношение к хлебу сохранилось на всю жизнь. Его выпечка имела сакральное значение, а люди, которые занимались этим по роду своей деятельности, назывались «хлебниками» и пользовались всеобщим уважением. Недавно, листая книгу известного журналиста Гиляровского, прочитал о некоем купце — мастере по выпечке хлеба и всяких кулинарных изделий, который из Москвы в зимнюю стужу поставлял свой товар даже в наши северные края. Хлеб после долгих странствий не терял своего качества и всегда был в цене. Наверное, были у специалистов, как и у моей бабушки, секреты по изготовлению этого бесценного богатства, о которых сегодня где-то и забыли. За всю историю человечество не обеспечивалось хлебом в достаточном количестве, его никогда не было вдоволь. Именно поэтому отношение к хлебу всегда было почетным и уважительным, от него зависела жизнь. Однако сегодня с потерей рецептов по изготовлению появилась другая беда — безразличие к этому священному и необходимому продукту. Вместе с бытовым мусором мы выносим на свалку огромное количество этого жизненно необходимого продукта. Об этом пишут социальные сети, политические лидеры поднимают вопрос о бережном отношении к хлебу, предлагая повысить цену булки до 300 тенге.

В биологии есть такое понятие, как поедаемый и непоедаемый продукт. Сегодня это можно отнести и к хлебу, его качество желает быть лучшим. Купив булку впрок, как продукт многоразового использования, через сутки мы иногда его выбрасываем в мусорное ведро потому, что в нем начинаются процессы брожения от некачественной выпечки. «Нет плохого хлеба, а есть плохие руки, пекущие его», — говорила часто бабушка. Но помимо качества, сохранность хлеба зависит и от купленного количества. Люди старшего поколения хорошо помнят лозунг советского периода, который их встречал в булочной: «Бери хлеб в меру!». Хлеб можно было купить в любом объеме: от полной булки до осьмушки. Эта была одна из действенных мер его рационального использования. И сегодня отношение к хлебу должно быть делом чести каждого из нас, своего рода праздником, который всегда с нами.

Вениамин СОЛОВЬЕВ.

Читайте также