Не женское дело?

Фраза «не женское это дело», произносимая, конечно, исключительно мужчинами, разбивается в «пух и прах», стоит только переступить порог цеха № 3 кокшетауского предприятия АО «Тыныс». Знакомьтесь — токарь-револьверщик 3-го разряда Надежда Алексеевна Сапан. Глядя на то, как эти руки умело «колдуют» со штангенциркулем над только что выточенной деталью, приходит понимание, что женщина способна выполнять любую работу не хуже, наравне, лучше мужчин!

Давно, в 1981 году, перебравшись из села в Кокшетау, Надежда Сапан поступила ученицей токаря-револьверщика на завод КДА. Сначала цех № 3 испугал девушку: гул и шум от станков, вибрация. Но долго не колебалась, оформили документы, встала за станок. Специального образования не получала, за плечами — сельская восьмилетка и только. Но в советской системе производства широко пропагандировалось наставничество, своего учителя, Комарова Александра Николаевича, она запомнила на всю жизнь.

— Руки дрожат, ноги дрожат, страшновато, — с улыбкой вспоминает Надежда Алексеевна свои первые шаги в профессии токаря-револьверщика. — Представьте, сразу прийти на такое крупное производство… А было мне тогда всего 22 года, и вот уже 37 лет я предана своему цеху № 3, прикипела душой к предприятию. Как бы тяжело иной раз ни приходилось, чувствую себя на своем месте. Это ведь только со стороны работа токаря-револьверщика простой кажется. Ну что тут сложного? Обтачивай детали одну за другой. А ведь тонкостей в токарном деле достаточно — надо знать, какой металл каким резцом обработать, с какой операции начинать изготавливать ту или иную деталь. Когда «руку набьешь», кажется, что и с закрытыми глазами справишься. Не пробовала, но думаю, получится.

Первую деталь на токарно-револьверном станке (это был клапан для бытового газового редуктора) целеустремленная девушка научилась делать безупречно всего за полгода. Обработала их тысячи и тысячи. Постепенно перешла на более ответственные детали, в том числе для медицинского оборудования, где требуется отменное качество.

— Самая сложная деталь для меня по сей день за номером 005, для медицинского оборудования, — говорит Надежда Сапан. — Она сама по себе массивная, закручивать заготовку надо сильно, чтобы она не «подорвала», не соскочила то есть.

За 37 лет наша героиня ни разу не пожалела, что пришла работать на завод. Цех № 3, кстати говоря, за 37 лет пополнился всего двумя новичками. Молодежь не стремится осваивать рабочие специальности, зачастую желание пропадает уже после вводной «экскурсии». Но Надежда Сапан и дальше своим трудом, любовью к единожды выбранной профессии готова доказывать реальную ценность квалифицированных рабочих рук. Как наставник Надежда Алексеевна способна увлечь молодежь — одна из ее учениц связала свою жизнь с заводом, трудится в цехе № 7, четыре месяца учится токарному делу вторая девушка.

Открывая секрет профессионального мастерства, Надежда Сапан признается: «Только мастер способен из грубой необтесанной болванки сделать деталь для сложного и высокоточного прибора. А что может быть лучше для человека, чем удовлетворение от выполненной работы?».

Алексей ЧАЙКА.

Фото Ермурата ДОСУМОВА.

Читайте также