А если бы родственники согласились?

Совет по этике

Как Вы могли? Это вопиющий случай! Такое в нашей практике впервые, — члены Совета по этике областного департамента по делам государственной службы и противодействию коррупции эмоций на внеочередном заседании сдержать не могли.

И это вполне объяснимо: давалась оценка действиям акима (теперь уже бывшего) Коргалжынского сельского округа Жаната Омарова, которые находятся не только за гранью Этического кодекса государственных служащих, но в цепом — за гранью понимания: как мог взрослый мужчина поднять руку на четырнадцатилетнего подростка. Не своего сына (хотя и своего лучше не бить), постороннего.

Информация об этом несколько дней назад стала горячей новостью социальных сетей, нескольких информационных газет, телеканалов.

Чтобы читатель смог составить собственное представление и о произошедшем, и о том, как принималось членами совета итоговое решение, мы решили без малейших правок дать наиболее существенные выдержки из диктофонной записи, сохраняя стилистику выступавших.

Главный специалист управления контроля в сфере государственной службы Ануар Омаров: «Областным департаментом и Советом по этике на основании информации, размещенной на интернет-ресурсах и письма, поступившего из акимата Коргалжынского района, проведено служебное расследование, входе которого выяснилось…». И далее: детали почерпнутые не из СМИ, а из бесед с непосредственными участниками и свидетелями произошедшего. Все-таки напомним: произошла драка между учениками Коргалжынской школы Диасом Муканом и сыном Жаната Омарова. Учителя вмешались, примирили, подростки сочли конфликт исчерпанным. Но аким сельского округа решил, что без его участия не обойтись. Врывается в комнату интерната, наносит удары Диасу.

«По факту получения несовершеннолетним телесных повреждений Коргалжынским районным отделом внутренних дел проводится досудебное расследование по части 2 статьи 107, в рамках которого Диас Мукан признан потерпевшим и в присутствии матери допрошен по обстоятельствам дела. Допрошены также как непосредственные участники инцидента, так и очевидцы произошедшего. После установления степени тяжести причиненного вреда здоровью несовершеннолетнего Д. Мукана будет определена окончательная квалификация деяния Омарова Ж.Ж. с принятием законного процессуального решения», — это уже из выступления заместителя начальника следственного управления областного департамента внутренних дел Мереке Нурумова.

Сам Жанат Омаров на заседании Совета по этике так трактовал произошедшее: «Позвонила дочь по поводу конфликта. Я пришел к директору школы, чтобы разобраться, что произошло. Директора в кабинете не было. Увидел, как медицинская сестра оказывала помощь моему сыну. Мой сын — мальчик спокойный, неконфликтный, отличник. Спросил: «Кто?». Сказал: «Диас». Показали комнату в интернате, вошел, сидели четыре мальчика. Спросил: «Кто из вас Диас?». Хотел взять за шиворот и отвести к директору. Он упал вместе со стулом. Ни о какой шкаф он не ударялся. Учителя меня вывели. По голове я его не пинал. Может задел, но целенаправленно не пинал. Вы видите мое телосложение? Если бы я пнул, были бы другие последствия. Меня отвели в кабинет директора.

Дождался родителей Диаса. Я просил прощения у его родителей. Я дал расписку, что все расходы, связанные с лечением, беру на себя вплоть до полного излечения. Они дали расписку, что претензий ко мне не имеют. На этом мы разошлись. Через сутки приехала делегация, забрали мальчика из районной больницы, отвезли в Астану. После этого я звонил, мать со мной отказалась разговаривать. Не отрицаю: как госслужащий, я не имел права так делать».

Главный врач Коргалжынской ЦРБ Марал Архабаева: «Ребенок поступил в приемный покой на каталке. Без сознания, были судороги, западение языка. На вопросы не отвечал, был полностью дезориентирован. Как может ребенок упасть со стула и получить такие повреждения? Мы его обследовали. Болезненность была в правой височной области, на затылке и на шее. Именно там, где, по словам мамы, он получил удары ногой. Все это зафиксировано. Повреждения были очень сильными. Все симптомы — говорят о телесных ударах.

Назначили лечение, к вечеру состояние улучшилось. Динамика была хорошая. Компьютерная томография подтвердила предварительный диагноз: закрытая черепно-мозговая травма, сотрясение мозга.

Я мама троих детей. Если бы такой мужчина довел моего ребенка до такого состояния…».

Руководитель аппарата районного акимата Гульнар Сыздыкова: «23 февраля мы были на отчете акима области, вернулись поздно. О произошедшем узнала по слухам и разговорам. Позвонила Омарову, спросила: «В чем дело?». Ответил, что это не телефонный разговор. Я ему говорю, что мне дали поручение подготовить письмо. Мы запросили сводку в районном отделе внутренних дел. На основании сводки написали письмо на имя акима области».

Член Совета по этике Галым Бекмагамбетов: «То есть вы просто констатировали факт, не давая ему оценки».

Руководитель областного управления здравоохранения Сауле Кисикова: «Когда я спросила у главного врача районной больницы, почему своевременно не доложили о произошедшем, Марал Архабаева ответила, что она по телефону получила установку от заместителя акима района Бауыржана Сембаева: «Информацию не распространять».

Члены Совета по этике заслушали еще ряд выступлений, в том числе и Бауыржана Сембаева, руководителя районного отдела образования Сартая Рыспаева.

В ходе обсуждения высказался каждый из членов совета. У них возникло множество вопросов не только к районным органам исполнительной и представительной власти.

Как стало возможным, что посторонний человек (то, что он аким сельского округа роли играть не должно) без приглашения, без записи в журнале регистрации может свободно пройти в учебное заведение?

Чем руководствовались депутаты районного маслихата, когда из нескольких кандидатов на пост акима, они избрали именно Жаната Омарова?

— Очень тревожит морально-психологический климат в системе, где он работает, — говорил член совета Алибек Баймагамбетов.

Решение было единогласным: рекомендовать акиму района освободить Жаната Омарова от занимаемой должности.

Первый заместитель областного филиала партии «Нұр Отан» Галым Бекмагамбетов проинформировал о том, что также единогласно на прошедшем заседании бюро политсовета Жанат Омаров из партийных рядов исключен.

При всем желании от комментариев воздержаться, они в данном случае действительно излишни, все-таки не могу не озвучить волнующий вопрос: «А, если бы мама Диаса не выложила информацию в социальных сетях? Если бы родители Диаса приняли извинения и деньги от Жаната Омарова?»…

Нина МИТЧИНОВА.

Читайте также