Музыка сердца ложится на ноты

Спецпроект «АП»: «Тұлға- земляки»
Его имя в музыкальном мире известно далеко за пределами Казахстана. Курмет Сакай — талантливый композитор, член Союза композиторов Казахстана, автор более 300 песен, 30-ти танцевальных мелодий, 5 кантат, музыкальной комедии, многих хоровых произведений, инструментальных пьес.

Основа творчества композитора — это патриотические песни, песни для детей и хора. Им оркестровано более 300 произведений для оркестра казахских народных инструментов, более 200 песен самодеятельных композиторов он переложил на нотный текст и создал клавиры. Записал более 200 песен любителей-композиторов.

Автор четырех сборников песен «Мектеп окушыларына арналған әндер», «Күміс қоңырау», «Үш бақытым» и «Қыранды Қазақстан», 14 раз становился лауреатом международных фестивалей и республиканских конкурсов.

Мастер музыки трудится в Высшем казахском педагогическом колледже имени Ж. Мусина.

Разносторонние дарования у него проявились с детства.

Смышленный мальчишка рос в музыкальной семье в монгольском городке Ольгей (Улэгей). Его отец, юрист по образованию, Сакай Карсыулы был известен среди казахов Монголии как искусный кюйши. Не имея специального музыкального образования, аксакал Сакай написал книгу «Күй керуені» об истории народного кюя. Мать композитора Базархан Қалтабайқызы работала актрисой в первом казахском музыкально-драматическом театре родного города. Уже в детском саду он устраивал концерты детям, участвовал в детских спектаклях. Из-за отсутствия в Баян-Ольгейском аймаке музыкальной школы у способного мальчугана не было возможности получить начальное музыкальное образование.

Первокласснику казахской средней школы №1 города Ольгей Курмету Сакаю (а это был 1961 год) учеба с первых дней давалась легко, учился он с интересом. В 3-м классе самостоятельно освоил игру на гармошке, в пятом — его заинтересовала игра на баяне, а в 6-7-х классах свободно аккомпанирует на баяне школьному хору.

«Дома почиталась казахская народная музыка, в то же время поддерживались и древние традиции монгольской музыкальной культуры. Она построена на пентатонике, т.е. звуковой системе, в основе которой пять звуков разной высоты. Народные песни, как правило, с большим диапазоном, богатой орнаментикой и короткие, более простые по ритму и построению», — говорит композитор.

По словам Курмета Сакая, с малых лет дети в семье учились и казахским, и монгольским мелодиям, а он сам в детстве любил слушать игру на национальных инструментах — лимбэ, моринхуре, хучире, шанзы. Это монгольские смычковые струнные инструменты.

Другой страстью будущего композитора в школьные годы была математика. На городских и республиканских предметных олимпиадах он неоднократно занимал призовые места. Учителя и руководство школы уговаривали ученика поступить в учебное заведение с математическим уклоном. Он выбрал отделение по подготовке культработников учительской школы г. Улан-Батора. Здесь он учится нотной грамоте, игре на монгольском национальном музыкальном инструменте — шанзы. Будущий композитор с огромным интересом изучает теорию музыки, сольфеджио, музыкальную литературу, гармонию.

Он хорошо помнит свою первую песню «Сағыныш», написанную в 1970 году, а позже другая — «Алматы», на стихи Бату Жумагулова станет популярной среди студенческой молодежи. Песни, написанные им в период с 1981 по 1990 гг., музыка к комедии С.Шаймерденова «Декей келе жатыр» также получили в то время высокую оценку ценителей его творчества.

В семидесятые годы для молодежи, желающей поступить в вузы Советского Союза, необходимо было пройти годичные курсы подготовки в г.Иркутске. Кроме того, это было отличной возможностью научиться русскому языку. Курмет Сакай в 1973 году поступает учиться на подготовительное отделение Восточно-Сибирского университета г.Иркутска. В сентябре 1974-го по направлению Министерства культуры Монголии поступает в Алматинскую государственную консерваторию имени Курмангазы на отделение народных инструментов, премудрости по классу баяна он получает у известного профессора В.С.Басаргина.

Возвращение на историческую родину благоприятно повлияло на все творчество композитора. С того времени по сегодняшний день он трудится в Казпедколледже имени Ж.Мусина. Рядом с ним — верная супруга Ардагуль Мустафа, педагог по классу баяна вышеназванного учебного заведения. В музыкальной семье — четверо детей. Старший сын Нурболат — экономист, Бекболат — горный инженер в ТОО «Алтынтау», Ержанат — пианист, концертмейстер, лауреат международных конкурсов, в данное время преподает по классу фортепиано в Алматинской консерватории имени Курмангазы и в школе-интернате для одаренных детей имени Жубанова. Дочь Кунсая работает на столичном телеканале «Жеті кун».

Хоровые композиции, написанные на стихи Мукагали Макатаева «Үш бақытым», Толегена Кажыбаева «Қыранды Қазақстан» и многих других казахских поэтов предстают глубиной и широтой творчества композитора. Его песни с полной уверенностью можно отнести к образцам классической казахской песни. Они давно уже считаются самобытными произведениями. Побед международного и республиканского масштабов более чем достаточно. К примеру, на I республиканском детском конкурсе «Обыкновенное чудо» в 2003 году его песня «Отан» получила первое место. В 2007 году на закрытом республиканском конкурсе детской песни «Балдаурен» в г. Шым-кенте песня Курмета Сакая на стихи Саги Жиенбаева «Жиырма сегіз батыр» завоевала Гран-при. В национальном конкурсе «Астана — Бәйтерек» в 2007 году исполнители песен «Мектеп ана» и музыка для танца «Бәйтерек вальсі» стали лауреатами конкурса. На прошедших в 2007-2008 годах в г. Астане IV, V республиканских конкурсах патриотической песни «Елім менің» его песни «Алты алаштың ардағы» и «Туған жер» на стихи Ерболата Баятулы заняли 1 место.

За творческие успехи в 1983 году Курмет Сакай награжден нагрудным знаком Союза молодежи, педагогического сообщества Монголии. В 1999-м — нагрудный знак «Қазақстан Республикасының білім беру ісінің үздігі». За успехи в деле обучения и воспитания подрастающего поколения он награжден нагрудным знаком «Ы. Алтынсарин». За вклад в развитие казахской культуры (дважды в 2003 и 2011 гг.) Курмет Сакай получил почетный знак «Мәдениет қайраткері».

Более двадцати пяти лет музыкант живет в Кокшетау. Деятельный, беспокойный, он многое успел сделать за это время. Продолжает активно работать с известными кокшетаускими поэтами, импровизаторами, перекладывая на ноты тексты, тем самым давая произведениям законное право существовать не только в устном творчестве, но и в профессиональном композиторском мире.

Бахыт МУХАМЕДРАХИМОВА.

Фото предоставлено автором.

Читайте также