ОБРАЗОВАНИЕ: STEAM-образование. В сельской школе, Не только словами, но и личным примером, Международные игры для юных дипломатов, Пожарный-спасатель. Какая это профессия?, За новыми знаниями – в музей «Энергия Будущего»

STEAM-образование. В сельской школе

Насколько актуально внедрение этого, одного из основных трендов в мировом образовании, обсуждали участники международного семинара «Перспективы развития предпринимательского и STEAM-образования в сельских школах», прошедшего в средней школе №33 Целиноградского района.

Естественные науки, технология, инженерное искусство, творчество, математика — это те дисциплины, которые становятся самыми востребованными в современном мире. Неудивительно, что сегодня развивается STEAM-образование: учебный план направления основан на идее обучения учеников с применением междисциплинарного и прикладного подходов. Вместо того, чтобы изучать отдельно каждую из пяти дисциплин, STEAM интегрирует их в единую схему обучения. Сегодня в мире компьютерных сетей дети создают цифровой контент, обмениваются им и потребляют его в большом масштабе. Они запускают веб-сайты, снимают фильмы с помощью смартфонов и сами разрабатывают игры. Но между тем, как дети впитывают новую информацию во время игр или общения, и методами обучения в школе есть серьезная нестыковка. Одних учебников уже недостаточно. Поэтому создание STEAM-центров, включение, к примеру, робототехники или основ программирования в школьную программу среднего образования, эффективное использование опыта путем тематического объединения педагогов — назревшая тема. Надо сказать, что средняя школа № 33 избрана экспериментальной площадкой для реализации научного проекта КГУ им.Ш. Уалиханова «Формирование и развитие предпринимательского и STEAM-образования в сельских школах Казахстана», которая одновременно может стать ресурсным центром для других школ.

Перед началом семинара ученики СШ № 33 продемонстрировали приглашенным — директорам и учителям школ района — навыки по робототехнике, представив действующие модели роботов «Lego» и «Ардуино». Кроме того, делегация посетила оборудованные классы для учащихся начального звена, представляющие собой мини-лаборатории для внедрения обновленного содержания образования. Видеофильм рассказал о проектной деятельности школы, о новых педагогических решениях путем интеграции различных предметов. Специальный гость мероприятия — профессор Брунельского университета (Великобритания) Абрахам Алтонайан высоко оценил увиденное. Выступая перед участниками с докладом о важности развития предпринимательских навыков на уровне школы, он отметил, что будущее образования за технологиями, а будущее самих технологий — за учителями нового формата, которые лишены предрассудков, далеки от формального подхода и могут своими знаниями «взорвать мозг» ученикам и расширить их кругозор до бесконечности.

Аким сельского округа Родина, к.ф.н., ассоциированный профессор КГУ им. Ш. Уалиханова Белла Газдиева акцентировала: сейчас в школьном образовании важны развитие научно-математических, инженерно-конструкторских, художественно-креативных знаний и навыков, исследовательских компетенций, лидерских качеств. «Пройдет немного времени, и наши ученики станут инженерами, программистами… Важно, чтобы каждый ребенок заранее понимал, какое направление ему интересно, чтобы он увлекся им еще в школе. Поэтому в современном мире перед учителем стоит ответственная задача: научить детей развивать интуицию, искать закономерности, интерпретировать данные. Поток информации сегодня настолько велик, а инструменты извлечения ее так многообразны, что ученик может потеряться в огромном цифровом мире», — говорила она.

Ее поддержала заместитель директора департамента аналитики, мониторинга и оценки образования АО «Информационно-аналитический центр» МОН РК Аида Ахметжанова: «STEAM-образование может быть только творческим, создающим условия для поиска ребенком собственного пути развития в соответствии с тем, что ему интересно». О значимости мультилингвизма при формировании компетенций учеников рассказала к.ф.н., ассоциированный профессор КГУ им. Ш. Уалиханова Жайлагуль Сагандыкова. «Самые значимые научные ресурсы публикуются на английском языке, нобелевские лауреаты говорят на английском языке. Если хочешь изучать науку и быть ученым — нужно знать этот язык»,- обращалась она к коллегам.

По мнению директора СШ №33 Майи Снегиревой, внедрение предпринимательского и STEAM-образования в поурочную и внеурочную деятельность сельской школы, межпредметная интеграция — инновационная идея развития нынешних школьников. Ведь этот рычаг позволяет развивать параллельно оба полушария. Левое полушарие -через обучение детей точным наукам и правое полушарие — через приобщение детей к прекрасному, через искусство. Так дети учатся искать ответы за гранью привычного, что и есть показатель их креативности и новаторских способностей.

Как известно, с сентября 2016 года в Казахстане введена новая программа обучения для начальной школы, включающей дисциплину «Введение в науку». С 2018-2019 гг. в третьем классе появится предмет «Информационно-коммуникационные технологии», на котором ребят научат не только работать с компьютером, но и искать и обрабатывать информацию. А у старшеклассников появятся новые предметы: «Проектная деятельность» и «Глобальные перспективы». К слову, учителя школы на уроках большое внимание уделяют проектной деятельности, поскольку она ориентирована на самостоятельную работу учеников. Педагог лишь направляет эту деятельность, в результате повышается качество образовательной деятельности, развивается системное мышление.

Понятно, что проводить каждый урок, основываясь на интеграции и на проектном обучении вряд ли представляется возможным, потому что такие уроки сложно уместить в стандартные 45 минут, порой в школах попросту отсутствует оборудование, которое нужно бы использовать при реализации какого-то проекта. Поэтому здесь возникает необходимость сотрудничества между учителем и педагогом дополнительного образования для того, чтобы образование было обеспечено качественно и полноценно. Уже сейчас помимо физики и математики, ученики средней школы №33 изучают робототехнику: ребята с интересом учатся конструировать и программировать собственных роботов. Учителя убеждены: проектные формы лучше позволяют проявить личные качества, самостоятельность. Проектная деятельность школы представлена созданными здесь центром карьеры и лидерства, языковым клубом, экологическими проектами и проектом «Сакральная география». Назвали они и минусы: систематической работе в этой области препятствуют нехватка соответствующих учебных материалов и недостаточная подготовленность учителей.

Во время семинара его участникам предложили несколько идей для интеграции школьного и дополнительного образования для реализации STEAM-направления.

Камиля АХМЕТ.
Целиноградский район.
Фото предоставлено автором.

ТРИЯЗЫЧИЕ

Не только словами, но и личным примером

Неужели более 400 миллионов граждан Европейского союза не уважают свои родные немецкий, французский, испанский, итальянский… языки? А сотни миллионов китайцев, индонезийцев или малайцев просто так изучают английский?

Вопрос, сформулированный Нурсултаном Назарбаевым в статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», процитировал один из докладчиков конференции «Триязычие как уникальная политика успешного государства», прошедшей в КГУ им. Ш. Улиханова. И он своей цели — заинтересовать, активизировать аудиторию — достиг в полной мере. А доцент кафедры английского языка и методики преподавания Жайлагуль Сагандыкова ответила на него образно: «Английский язык является инструментом, «ложкой и вилкой» для того, чтобы иметь возможность общения без границ — территориальных и языковых. Это не чье-то субъективное желание, это условие для работы в глобальном мире».

Исполняющая обязанности руководителя управления по вопросам молодежной политики Юнона Фомич обратила внимание на еще одно преимущество полиязычия. Оно стало необходимым условием конкурентоспособности каждого гражданина страны.

О том, что языковая политика находилась в центре внимания руководства страны буквально с первых дней обретения суверенитета, говорила заведующая кафедрой Айнагуль Исмагулова. Закон РК «О языках в Республике Казахстан», Государственная программа развития и функционирования языков РК и другие законодательные акты определили правовую основу и место полиязычного образования в стране.

Наверное, участники конференции, выбрав специальностью «Иностранный язык», «Переводческое дело», раньше и глубже многих своих ровесников осознали правоту слов Президента страны: «Казалось бы, что доказывать необходимость массового и форсированного обучения английскому языку, когда по всему миру более миллиарда человек изучают его наряду с родным, как язык профессиональной коммуникации?».

Выступившие на конференции студентки четвертого курса Нургуль Сейдахмет и Алина Амангелды получают образование по программе «Серпін». Нургуль своими успехами заслужила стипендию Первого Президента.

Да и все их преподаватели — наглядное подтверждение возможностей, которые открывает знание английского языка. Жайлагуль Сагандыкова, завоевавшая звание «Лучший преподаватель вуза — 2016», три года тому назад стала обладателем стипендии «Болашак», проходила научную стажировку в мировом исследовательском университете штата Пенсильвании. Вернувшись на Родину, стала экспертом в сфере международного образования, проводит обучающие семинары не только в вузах страны, но и за ее пределами. Айнагуль Исмагулова также по этой уникальной программе, инициированной Президентом страны, проходила стажировку в США…

Конечно, это далеко не так называемый «образовательный туризм». В каждой поездке наши земляки несут информацию о Казахстане. На стажировках — напряженная работа. Вернувшись, внедряют в процесс преподавания лучшие наработки мировой образовательной практики.

Ведь новый уровень образования университетской науки — непременная составляющая модернизации образования. А она в свою очередь должна стать той основой, на которую будет опираться экономическое, социально-культурное процветание страны.

— Знание английского языка не умаляет значимости свободного владения родным языком. Напротив, способствует его обогащению и развитию, -эта мысль красной нитью проходила сквозь все выступления участников конференции. И это в полной мере отвечает задаче, поставленной Президентом страны: «Идеалом нашего общества должен стать казахстанец, знающий свои историю, язык, культуру, при этом современный, владеющий иностранными языками, имеющий передовые и глобальные взгляды».

Нина МИТЧИНОВА.

Международные игры для юных дипломатов

Ученики «Назарбаев Интеллектуальной школы» физико-математического направления г. Кокшетау стали призерами II Международных дипломатических игр в российском Челябинске. Они были организованы в Челябинском государственном университете при содействии Фонда поддержки публичной дипломатии им. A.M. Горчакова.

Камбар Оразбеков, Ернар Аменов, Толеген Борашев, Дарья Власенко, Анель Калиева, Аружан Муратбекова и Аида Тиштенова начали готовиться к участию в играх около двух месяцев назад, узнав тему: «Расширение ШОС: проблемы и перспективы». Ребята написали коллективное эссе для отборочного тура, «перелопатив» невероятное количество информации о Шанхайской организации сотрудничества — читали всевозможные документы ШОС, аналитические статьи на русском, казахском и английском языках, просматривали фильмы и репортажи. Подготовка осложнялась еще и тем, что семеро участников конкурса учатся в пяти разных классах, и собраться вместе не всегда было просто. Какова же была радость ребят, когда они узнали, что прошли в финал!

В пяти турах конкурса наши ребята выступали, согласно жеребьевке, от имени Индии как одной из стран-членов организации. Им предстояло изучить не только структуру и деятельность ШОС, но и политическую, экономическую и культурную жизнь этой страны. Конкурсы «Визитка» — представление страны — и последний тур «Обращение к мировому сообществу» предполагали творческий подход, остальные три финальных испытания были интеллектуальными. Наши учащиеся отвечали на вопросы, готовили дипломатические документы, показали смонтированный ими видеофильм об Индии, продемонстрировали яркие творческие номера. В каждом выступлении ребята постарались «нарисовать портрет» современной Индии, которая сегодня становится не только густонаселенной страной контрастов и социальных проблем, но еще и страной   суперсовременных  технологий, выдающихся ученых и быстро развивающейся экономики. Со своей непростой задачей они блестяще справились, завоевав почетное третье место. Кстати, победителями игр стали тоже казахстанцы — ученики из Саумалкольской средней школы Айыртауского района Северо-Казахстанской области.

Тренер команды, учитель истории «Назарбаев Интеллектуальной школы» физико-математического направления г. Кокшетау Гульсара Зикирина считает, что участие в конкурсе принесло ребятам неоценимый опыт: «Кроме новых знаний, совершенствования ораторских навыков наши дети до мозга костей прониклись идеями социальной ответственности, посмотрели другими глазами на мир, который их окружает, может быть, стали немного мудрее. Конечно, они проделали серьезную работу, но считаю, что успех улыбнулся нам благодаря активному участию в подготовке к играм всего коллектива школы, а также поддержке родителей».

Владислава КОКОРИНА,
пресс-секретарь «Назарбаев Интеллектуальной школы» г. Кокшетау.
Фото предоставлено автором.

Пожарный-спасатель. Какая это профессия?

Узнавали школьники, которых пожарные-спасатели специализированной пожарной части №26 города Кокшетау пригласили к себе на необычную экскурсию.

В этот день здесь было как никогда шумно. Более 40 учеников средней школы №17 г. Кокшетау получили прекрасную возможность увидеть работу пожарных-спасателей изнутри, осмотреть имеющиеся в арсенале противопожарные орудия, служебный автотранспорт, посетить музей истории органов гражданской защиты, а также познакомиться с распорядком дня дежурных смен. Сотрудники пожарной части не только рассказали о тонкостях своей службы, но и решили наглядно ее показать.

Экскурсия началась с осмотра служебного автотранспорта. Ребята интересовались техническими особенностями пожарной техники, помогающей бороться с огнем. Особенный восторг вызвала возможность примерить боевую одежду пожарного-спасателя и рассмотреть вблизи спецсредства. С интересом школьники расспрашивали об их назначении.

Продолжилась экскурсия в музее. Сегодня здесь есть множество интереснейших экспонатов, которые могут многое рассказать об истории становления кокшетауской противопожарной службы. Тут бережно хранятся ретротехника специального назначения, материалы и экспонаты последствий пожаров. Юные гости с интересом разглядывали старинные фотографии и альбомы.

К слову, многих ребят интересовали вопросы возможной службы в органах гражданской защиты, требования, которые сегодня предъявляются к пожарным. Спасатели в свою очередь рассказали школьникам о том, что у ребят есть возможность в будущем обучаться в Кокшетауском техническом институте КЧС МВД РК и получить очень важную профессию.

Ануар СУЛТАНБЕК,
по информации ГУ «Служба пожаротушения и аварийно-спасательных работ» ДЧС Акмолинской области.
Фото предоставлено автором.

За новыми знаниями – в музей «Энергия Будущего»

Национальная компания «Астана ЭКСПО-2017» совместно с управлением образования г. Астаны организовала экскурсию в музей «Энергия Будущего» – сферу «Нұр Әлем» для столичных школьников. По 28 февраля объекты выставочного комплекса «EXPO-2017» посетят пять тысяч учащихся 3-11 классов школ г.Астаны, чтобы познакомиться с объектами международной специализированной выставки «EXPO-2017».

Как рассказал директор Центра детско-юношеского туризма и краеведения» акимата г.Астаны Мэлс Абенов, экскурсионная программа рассчитана на пять часов. Учащиеся посещают восемь этажей сферы «Нұр Әлем», после чего занимаются в «Зоне лучших практик». Здесь ребята изучают опыт использования возобновляемых источников энергии.

Нацкомпания намерена и в дальнейшем приглашать известных ученых, космонавтов, деятелей искусства для проведения открытых уроков «Kids Future Energy» и «Звездных экскурсий и туров» для школьников страны. Таким образом, компания намерена проводить мероприятия, направленные на популяризацию образовательного туризма. Например, уроки «Kids Future Energy», касающиеся энергии будущего, физики, математики, естественных наук. «Подобные «открытые» занятия помогут школьникам лучше усваивать эти предметы», — считает главный менеджер нацкомпании Роза Асанбаева.

Напомним, 11 ноября прошлого года объекты международной специализированной выставки «EXPO-2017» возобновили свою работу. В выставочном комплексе зоны для посетителей свои двери вновь открыли музей «Энергия Будущего» – сфера «Нұр Әлем», «Зона лучших практик», «Холл Энергии» и «Конгресс-центр».

Камиля Ахмет.
по информации департамента по связям с общественностью АО «НК «Астана ЭКСПО-2017»

Читайте также