Сегодня — студент, завтра — настоящий профи
Когда эксперты говорят о системе технического и профессионального образования в Казахстане, то признают, что институционально она достаточно развита. Но все еще главной проблемой остаются качество подготовки специалистов, их низкая конкурентоспособность и несоответствие квалификации требованиям рынка труда.
Сейчас, как известно, в системе подготовки специалистов важное место занимает дуальная система обучения — одна из самых эффективных форм подготовки профессионально — технических кадров, мировой образовательный тренд. В условиях нынешнего индустриально — инновационного развития нашей стране нужны не просто рабочие руки, а компетентные специалисты. Поэтому особая форма подготовки квалифицированных работников на основе тесного взаимодействия предприятий и учебных заведений путем совмещения в учебном процессе теоретической и практической подготовки приобретает особое значение. Кроме того, система образования, расширяя свои рамки, решает функцию социализации молодежи с помощью социальных партнеров.
Для нашего колледжа эффективный диалог между профессиональным образованием и предприятиями-работодателями — одна из главных составляющих в развитии. Цель социального партнерства для педагогов заключается в успешном решении основной задачи учебного заведения — подготовки грамотных, знающих специалистов, отвечающих требованиям работодателей. Работодатели, в свою очередь, принимают активное участие в разработке программ производственного обучения и практики, также занимаются организацией стажировок преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения, совместно с нами контролируют качество подготовки специалистов на итоговых и промежуточных аттестациях учащихся.
Дуальную технологию обучения наш колледж внедряет в социальном партнерстве с ТОО «Burabay Hotel Management» (генеральный директор Февзи Опсар). Теорию ребята проходят в колледже, а практику — на предприятии. Совместно с работниками ТОО разработана учебная документация, заключены двух-, трехсторонние договоры по подготовке будущих специалистов. Таким образом, студенты группы с государственном языком обучения специальности «Организация питания», квалификации «Повар», участвующие в дуальной системе, в течение трех лет практикуются на базе отеля «Rixos Borovoe», имеющего современное оборудование и ведущего деятельность по новым технологиям в сфере туризма. Здесь за студентами закреплены опытные наставники: руководитель практики — начальник отдела «Кухня» Ерсина Файка Кай, и Нурсултан Молдабеков, начальник отдела «Еда и напитки» Ибрахим Коруян, которые помогают ребятам стать настоящими профессионалами.
Благодаря полученным навыкам и умениям студенты, пройдя стажировку в реальных условиях- на рабочих местах в качестве поваров и официантов, достигают высоких показателей уже сейчас. К примеру, наши ребята заняли первое место в конкурсе поваров «Лучший по профессии», будут участвовать в региональном чемпионате «WorldSkills Kazakhstan -2018», цель которого — повышение престижа рабочих профессий.
Преимущества введения дуальной системы обучения очевидны и для работодателя, и для учебного заведения, и для студентов. Так, растет процент трудоустройства выпускников, поскольку они полностью отвечают требованиям работодателя; формируются профессиональные качества будущего специалиста; у студентов появляется высокая мотивация получать знания, умения и навыки, а также это отличная возможность приобрести самостоятельность и легче адаптироваться к взрослой жизни.
Вместе с тем, такое сотрудничество ориентировано на долговременное и стратегическое партнерство, так как позволяет готовить кадры «по заказу» предприятия, учитывать изменяющиеся запросы работодателя.
Клара ЖАНСЕИТОВА,
мастер производственного обучения высшей категории колледжа индустрии туризма и сервиса г. Щучинска.
Фото предоставлено автором.
Стали лучшими
По итогам V республиканского независимого общественного конкурса «Үздік ұстаз», который проводит 00 «Академия педагогических наук Казахстана», в числе лучших- четыре учителя из Кокшетау и Есильского района: Сауле Абдрахманова, Бейнегуль Кибатова, Светлана Марусанич, Сауле Ибраева.
В конкурсе приняли участие учителя школ, лицеев и преподаватели колледжей из городов Астаны, Алматы и Алматинской, Актюбинской, Атырауской, Карагандинской, Костанайской, Кызылординской, Мангыстауской, Павлодарской, Жамбылской, Западно-Казахстанской, Южно-Казахстанской, Северо-Казахстанской, Восточно-Казахстанской областей, а также нашей Акмолинской области.
Победители награждены нагрудным значком «Үздікұстаз», удостоверением, сертификатом, выпущен электронный сборник их аналитических отчетов.
Ануар СУЛТАНБЕК.
Когда вечное, доброе зовет за собой
Красавицу-школу ждали здесь, как ждут лучшего будущего. И оно пришло. Год назад, когда ее достроили, жизнь в ауле не просто изменилась, помолодела. Приехали сразу несколько молодых специалистов, энергичных, жизнь забурлила, стала интереснее. Молодежь подхватила лучшие традиции своих отцов и пошла дальше.
И это в буквальном смысле, ведь приехавшие родом отсюда, как и те, кто работал до этого в школе. Директор Макпальской основной школы Жадыра Тайшикова — дочь известного на всю округу орденоносца, бригадира-ударника, почетного гражданина района, Рамазана Тайшикова рассказывает:
— Отец воспитывал в строгости, всегда говорил, что нужно для страны своей хорошо потрудиться, идти вперед, добиться лучшего. Вот и стараемся, чтобы исполнить наказы отцов. Когда вместо старой, приспособленной выросла новая школа, кажется, мы и сами изменились, стали лучше работать. Наши ученики в этом году стали победителями предметных олимпиад по математике, информатике, получили дипломы за участие в дистанционных республиканских конкурсах и олимпиадах. И мы, преподаватели, совершенствуем свое мастерство постоянно. Теперь для этого созданы все условия. Оснащены компьютерные классы, есть два мультимедийных кабинета, 54 компьютера, у каждого ученика и учителя. Просторная столовая, красивый актовый зал, библиотека, 14 учебных классов, плюс мини-центр, где занимаются 15 дошколят. Новое здание очень теплое, уютное, здесь хорошо всем. Сейчас у нас 56 учеников в школе, а рассчитана она на 80. Надеемся, что молодежь и дальше будет к нам прибывать, и детей в нашей школе прибавится. В связи с вводом большой современной школы расширился штат, увеличилось число учителей, техперсонала. Из Астаны и Кокшетау приехали выпускники педвузов: Сания Бостанова, Аида Рамазан, Умирхан Дауржан, Темирлан Кайрулиев, Каиргельды Мухамеджанов. Мы им очень рады, они внесли свежую струю в нашу жизнь.
К нашей беседе присоединилась Аида Рамазан, она тоже с восторгом говорит о своей школе и начале работы в ней: «Я родилась здесь, выучилась в университете на биолога и приехала в родной аул, а тут как раз новую школу сдали, просто счастье какое-то… Получила подъемные, заключила контракт на три года и живу у родителей. Очень нравится. У нас чудесная природа, прививаю детям любовь к ней. Изучаем родные места, в лес их вожу, на наше красивое озеро. Рассказываю о программе «Рухани жаңғыру», где как раз и заложены основы любви к родному краю».
Как оказалось, после выхода Президентской программы «Рухани жаңғыру» здесь создали клуб возрождения традиций, членами которого стали 22 лучших ученика школы. Побеседовав с ними, узнаешь многое. К примеру, в селе сейчас проживают 400 человек, и что возраст у него солидный — перевалило за 80 лет. Год назад юбилей отпраздновали широко и красиво, чествовали ветеранов, слушали их рассказы о богатой истории села, его знаменитых выходцах. Так, экс-депутат Сената Парламента PK, главный врач Акмолинской областной больницы, доктор наук Серик Аяганов родом из аула Макпал. Здесь помнят и чтут своих односельчан, тружеников тыла Маги Бейсенбаеву, Еслямбека Сагинбаева, бывшего директора школы Жанигу Байгарину и многих других. Помогает в праздники и будни местное ТОО «Сарыомар» — первый спонсор многих мероприятий, выделяет продукты, что позволило организовать для детей дополнительное горячее питание.
А еще здесь обязательно расскажут легенду о происхождении названия села. Вокруг него расположены живописные горы, одна из них носит имя девушки Макпал, которую хотели выдать за нелюбимого, но богатого жениха. Не захотела себе такой судьбы гордая красавица, предпочла вечную любовь, бросившись стой горы вниз…
— Это трагично, конечно, слава Богу, сейчас не те времена, но красивая эта легенда утверждает любовь на земле, ее чистоту и верность, — рассказывает Бижамал Дюсенбина, учитель русского языка и литературы. — Я преподаю в ауле 22 года и скажу, что наши дети начитанны и образованны, хорошо знают классику, тянутся к литературе и искусству. Я горжусь многими своими выпускниками, одна из них Кумисай Казбекова, сейчас учится в Кокшетауском госуниверситете им. Ш. Уалиханова, заняла второе место в олимпиаде по русскому языку и литературе. И таких немало. Они продолжили наш путь, а значит, вечное, доброе, светлое станет и их идеалом…
Александра МЯКОТА.
Район Биржан сал
Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.
Поможет найти работу
Меморандум по вопросам трудоустройства подписан между филиалами партии «Hұp Отан» и учебными заведениями, местными исполнительными органами и работодателями в нескольких районах области.
Главная цель документа — взаимодействие в вопросах обеспечения постоянной работой детей-сирот-выпускников колледжей, высших учебных заведений. К примеру, в Аккольском районе заключены меморандумы о сотрудничестве между Аккольским территориальным филиалом партии «Нұр Отан», районными акиматом, отделом образования, ассоциацией предпринимателей Аккольского района и СПК «Аккольский».
«Такие меморандумы помогают в трудоустройстве выпускников. Ежегодно в рамках партийных проектов «Бақытты отбасы — бақытты балалық — шақ», «Сәтті қадам» совместно с крупными предприятиями региона проводим ознакомительные и проф-ориентационные мероприятия для старшеклассников, детей, воспитывающихся в детских домах, выпускников вузов и ТиПО. Это позволяет ребятам ознакомиться с работой предприятия, и возможно, определиться с дальнейшим выбором профессии», — говорит первый заместитель Аккольского территориального филиала партии «Нұр Отан» Бауыржан Умербаев.
Акмолинский облфилиал сформировал базу данных выпускников вузов и ТиПО, которые остались без попечения родителей. Так, из стен колледжей области в этом учебном году выйдет 51 студент-сирота. «Я мечтаю получить работу по своей профессии «Специалист предприятия питания», — говорит Анастасия Зенченко, будущая выпускница Агротехнического колледжа №10. — Верю, что это реальная помощь, возможность встать на ноги для тех ребят, кто как и я, потерял родителей».
Аэлита ТАЕВА.
Целый год для двух минут… мультфильма
Акмолинские ученики защитили 16 проектов, заняли призовые места и удостоены дипломов I, II, III степеней. Таковы итоги прошедшего в РУОЦ «Балдаурен» республиканского конкурса исследовательских работ и творческих проектов «Зерде» для учащихся 1-7 классов. В нем приняли участие 19 наших школьников. Всего в этом году интеллектуальное состязание собрало свыше 400 казахстанских школьников, которые представили 350 проектов.
Защита представленных работ школьников проходила по восьми секциям: казахский язык и литература; русский язык и литература; математика, информатика; физика, техника; медицина, психология; химия, биология; история, краеведение, этнокультуроведение; экология, валеология.
Обладатели диплома I степени, третьеклассники Мансур Есжан и Аяулым Бекмаганбет из зерендинской средней школы №1, защитили научный проект в секции «Медицина, психология». Юные исследователи описали свойства облепихового масла и действие его лечебного эффекта на организм человека. А шестиклассник Науан Кокушев из областной специализированной школы-интерната для одаренных детей города Кокшетау мастерски презентовал свой проект в секции «Математика, информатика». Он представил анимацию по произведению Ыбырая Алтынсарина «Әке мен бала». «Чтобы создать двухминутный мультфильм, мне потребовался один год», — поделился Науан. Не менее интересным было выступление Асанали Даулбаева, который рассказал о секретах «ньютоновской жидкости» и где ее можно применять.
Камиля АХМЕТ, по информации РСК.
НА ОСНОВЕ ОПРОСА
Молодежь и преступность. Взгляд изнутри
Молодежь называют стратегическим ресурсом государства, поэтому изучению различных апектов жизни этого сегмента общества государство уделяет особое внимание. Исследованием темы занимаются и сами молодые люди. Так, в почте редакции оказались результаты исследовательской работы учащегося СШЛ №2 г. Кокшетау, члена школьного клуба «Адал урпақ» Досхана Жантына.
— Мне хотелось бы привести краткие результаты исследования, проведенного в конце прошлого года при поддержке работников прокуратуры области и сотрудников ювенальной полиции УВД г. Кокшетау в рамках реализации пункта «Криминальный район» областного плана мероприятий по профилактике преступности среди несовершеннолетних.
Мы ставили перед собой цель — изучить и проанализировать проблему на основе опроса учащихся средних школ и колледжей, стоящих на внутришкольном учете и учете в отделе ювенальной полиции УВД г.Кокшетау. В ходе научного проекта были поставлены следующие задачи: выявить причины правонарушений среди подростков, а также факт наличия в областном центре молодежных группировок, степень их опасности; составить карту наиболее криминальных районов города; выработать пакет рекомендаций и мер по снижению подростковой преступности на основе мнений самих «трудных» подростков.
В исследовании в роли экспертов выступили 50 подростков в возрасте от 10 до 18 лет. 35 из них стоят на учете в отделе ювенальной полиции УВД г.Кокшетау, на внутришкольном учете в средних учебных заведениях — 15 человек. По мнению почти каждого второго респондента (48%), в г.Кокшетау существует проблема подростковой преступности.
Наиболее распространенными видами подростковых преступлений с точки зрения самих «трудных» ребят являются хулиганство (56%), избиение (42%), кража (34%), употребления алкоголя несовершеннолетними (30%), вымогательство (30%), табакокурение (28%), грабеж (22%).
Основными причинами молодежной преступности респонденты назвали: индивидуальные особенности характера подростков (34%), желание самоутвердиться (30%), наличие криминального окружения (30%), материальную неустроенность, нехватку денежных средств (30%), негативный пример родителей в неблагополучных семьях (26%), пагубное влияние средств массовой информации, интернета (22%), стремление быстро обогатиться (18%), давление со стороны более сильных подростков или взрослых (16%).
Отвечая на вопрос о наиболее криминальных районах города, более половины участников опроса выбрали вариант «Шанхай» (застанционный поселок); почти треть назвала район города, прозванный «Собачий хутор», более четверти указали на «Автогородок», 26% — на с. Красный Яр, а 24% — на район элеватора. Почти каждый второй (44%) респондент убежден в существовании на территории г. Кокшетау молодежных группировок. По мнению двух третей участников опроса, в городе с разной частотой происходит выяснение отношений и конфликты между подростковыми группировками. По мнению каждого второго опрошенного (52%) такие неформальные молодежные объединения несут определенную опасность. Эмпирически зафиксировано, что восьмая часть опрошенных (12%) сами являются членами группировок.
На основе полученных данных мы попытались составить социальный портрет девиантной молодежи. Среднестатистический кокшетауский «трудный» подросток — это, чаще всего, юноша (70%), в возрасте от 13 до 16 лет (58%), успевающий совмещать занятия спортом (24%), с прогулками на улице (16%), работой по хозяйству (16%) и сидением в интернете (16%), обходящий стороной библиотеки и учебные центры (0%), а в довершение ко всему — недостаточно информированный о работе управления по вопросам молодежной политики или настроенный больше критически к данной государственной структуре.
Таким образом, по мнению опрошенной молодежи города, главными мерами по преодолению подростковой преступности являются: открытие дворовых клубов по месту жительства, организация досуга, повышение уровня жизни населения, ограничение доступа к запрещенным интернет-сайтам, бесплатное обучение в колледжах и вузах, трудоустройство подростков на хорошо оплачиваемую работу, поддержка молодежных инициатив, введение льготных молодежных тарифов на услуги культурных и развлекательных учреждений, расширение сети бесплатных секций, клубов по интересам.
Досхан ЖАНТЫН,
ученик 11 класса СШЛ №2 г.Кокшетау.
Фото из сети Интернет.