По закону бумеранга

—  Современная действительность такова, что в незабытое с детства стихотворение «Что такое хорошо и что такое плохо» в числе тех вещей и явлений, которые плохи однозначно, безусловно, следует добавить коррупцию, — говорила на заседании круглого стола «Роль педагогических работников в формировании антикоррупционной культуры подрастающего поколения» заместитель руководителя областного департамента по делам государственной службы и противодействию коррупции Райхан Братаева.

Круглые столы с такой тематикой в областном филиале АО «НЦПК «Өрлеу» «Институт повышения квалификации педагогических работников» проводятся систематически. Их непременные участники — люди, от которых во многом и зависит формирование антикоррупционного мировоззрения подрастающего поколения — школьные педагоги.

— Поначалу мы спорили о том, с какого возраста следует начинать антикоррупционное просвещение. Помнится, что нам рекомендовали делать это чуть ли не с младших групп детского сада, — отмечал директор филиала Еркин Исимбаев. — Сейчас страсти по этому поводу улеглись. Пришли к консолидированному мнению, что «дошколятам» об этом задумываться рановато, а в школьные годы надо уже приступать к этому, но с разной возрастной категорией учащихся делать это по-разному.

И ключевым словом в процессе формирования антикоррупционной культуры молодежи, по мнению участников круглого стола, должно быть слово «в контексте». Если просто «вдалбливать» прямолинейно, часто, назойливо: «коррупция — это плохо, это наносит ущерб, это преследуется законом…», то вряд ли достигнем желаемого эффекта. Формировать неприятие коррупции действительно в контексте иных направлений воспитания — нравственного, правового, патриотического.., возможно, сложнее, но, по мнению практиков, куда эффективнее.

Коррупция была вчера, есть и сегодня. Но по официальным данным, да и по личным впечатлениям, уже в значительно меньших масштабах. Наверняка в какой-то мере будет и завтра. Действительность самых успешных стран — тому подтверждение. Важно, чтобы коррупционное поведение в глазах и умах казахстанцев, в том числе (а возможно, и прежде всего) молодых было постыдным.

Не должно быть сомнений в том, что будучи антиобщественным явлением, коррупция безнравственна по своей сути. Во многом именно терпимость общества к повседневным ее проявлениям и делает коррупцию столь распространенным явлением. Она разъедает общественную мораль, культивирует алчность, жадность, игнорирование закона, насилие.

К сожалению, в обществе бытует, а нередко и насаждается мнение, что бороться с коррупцией бессмысленно, всякое противодействие ей обречено на неудачу, а простой гражданин не имеет возможности каким-либо образом противостоять ее проявлениям. Развенчать эти стереотипы — задача педагога, воспитателя.

Распространенным заблуждением является представление, что в коррупции виноват только жадный взяточник, а тот, кто дает взятку — невинная жертва. У любой коррупционной сделки всегда две стороны: тот, кто подкупает, и тот, кого подкупают. Подчас удобно не замечать в собственном поведении проявлений коррупции: получить освобождение от службы в армии, более качественный уход в лечебном учреждении, водительские права без экзамена, добиться более чуткого, внимательного отношения учителя, воспитателя к ребенку…

Можно и нужно наглядно показать, что коррупция подобна бумерангу, она наносит невосполнимый ущерб всему обществу и каждому ее члену. Даже, если поначалу кажется, что дать взятку дорожному полицейскому куда выгоднее, чем оплатить положенный по закону штраф, купить водительские права заведомо дешевле…

А если на пути такого водителя окажутся наши родные?

А если мы будем выполнять рекомендации врача, диплом которого дорого (в прямом смысле) обошелся его родителям?

А если выигравший тендер неправедными путями построит дом такого же качества, как в печально известном карагандинском микрорайоне «Бесоба». А мы именно в нем купим квартиру, на которую долго деньги копили?

И этот список «А если?» можно продолжать, к сожалению, долго. Убеждает, не правда ли? Разъяснение этой связи, того, что она носит непреложный характер, от нее не спрятаться и не скрыться за самым высоким и дорогостоящим забором — одно из важных направлений формирования антикоррупционной культуры.

К числу перечисленных в начале материала направлений работы, в контексте которых целесообразно проводить антикоррупционное просвещение следует не просто добавить, а поставить во главу угла качественное преподавание, умение научить, мотивировать учащихся стать грамотным человеком, профессионалом своего дела. Потому что уверенность в том, что у меня достаточно правовых знаний, чтобы защитить свои права, профессионализма, чтобы в любом случае быть востребованным на рынке труда-лучшая защита от любых коррупционных посягательств. И искушений тоже.

Нина МИТЧИНОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также