РУХАНИ ЖАҢҒЫРУ: Венеция рукоплескала волшебной музыке степи, «Памятники заговорили», Соревновались юные лингвисты

Венеция рукоплескала волшебной музыке степи

Душа народа постигается через музыку, именно в ней, как в зеркале, отражается вся его история и жизнь.

Неизменным успехом у зрителей пользуются яркие и красочные выступления творческих музыкальных коллективов на базе отделения народной музыки Аккольской детской музыкальной школы. Для многих это хорошая возможность «вживую» услышать профессиональное исполнение замечательных народных мелодий. И что примечательно, из пяти преподавателей отделения казахских инструментов трое принадлежат к одной музыкальной династии.

Курметбек Божен работает в музыкальной школе 17 лет, руководит оркестром казахских народных инструментов, причем, сам прекрасно играет на двадцати народных инструментах. Рассказывает, что любовь к народной музыке для него началась еще с детства, с подачи родителей, хотя они были представителями «земных» профессий и отношения к искусству не имели никакого. «Но, как только выдавалась минутка свободного времени после тяжелого трудового дня, отец брал в руки домбру. К тому же он мастерски владел техникой горлового пения. Помню, с каким восторгом слушал его игру, а лет в 5-6 начал сам подыгрывать. В нашей большой семье я рос старшим среди пяти братьев и трех сестер, все увлекались музыкой. Пример родителей всегда у меня перед глазами, я воспитан с уверенностью, что народная музыка — это источник вдохновения, огромная объединяющая сила. Эти традиции перешли и в мою семью, горжусь, что каждый из моих пяти сыновей владеет игрой на двух-трех народных инструментах. Стараюсь и в своих учениках воспитывать такую увлеченность и уважение к народной музыке», — рассказывает Курметбек. Рядом с отцом трудится представитель младшего поколения семьи Нурхиса Хурметбек, выпускник Казахского национального университета искусств.

Следуя примеру старшего брата, окончившего музыкальный колледж им.Чайковского в г. Алматы, а затем и факультет искусствоведения Костанайского госуниверситета, творческую стезю выбрали и другие члены семьи Божен. Вот и сестра Акгуль преподает в Детской музыкальной школе почти 16 лет, под ее началом -домбровый ансамбль «Мұрагер». Два года назад мурагеровцы побывали на международном конкурсе в итальянской Венеции. В памяти юных музыкантов навсегда останется, какой фурор произвело их выступление на европейской сцене. Зрители и жюри, стоя аплодировали самобытности исполнения, были восхищены колоритностью национальных костюмов. В этом году на отделении казахских музыкальных инструментов был открыт экспериментальный класс — традиционное пение с домброй.

Создание благоприятных условий для возможности получения аккольскими школьниками дополнительного образования в приоритете у районных властей. Так, за последние два года Детская музыкальная школа получила в общей сложности 24 миллиона тенге, на которые впервые за много лет был проведен капитальный ремонт здания, приобретены музыкальные инструменты, компьютерная техника, сценические костюмы, мебель.

Щедрый подарок пришелся как нельзя кстати, ведь следующий учебный год у Аккольской ДМШ- юбилейный, полувековой. «Такая весомая поддержка со стороны государства для нас очень ценна. Все проблемные вопросы были решены, теперь остается только творить и творить. Школа живет, развивается, продолжает быть востребованной. Для педагогов это предмет особой гордости, — делится директор ДМШ Зента Цой. — На сегодняшний день 119 детей от 7 до 16 лет занимаются у нас на четырех отделениях.

Ученики с большим успехом выступают на всевозможных музыкальных фестивалях и конкурсах, только за прошлый год состоялось 38 таких поездок. Мы не ограничиваемся только пределами нашего государства, активно покоряем Европу, а в марте собираемся в Пекин».

Вот так все больше людей узнают о творчестве юных музыкантов из небольшого городка Акколя, которые по мере сил вносят и свою лепту в создание имиджа нашей страны, популяризацию казахстанской культуры.

Светлана ЗИНЧЕНКО.
г.Акколь.
Фото из архива ДМШ.

«Памятники заговорили»

Так назван проект-оцифровка сакральных объектов области, который начали воплощать сотрудники центра по охране и использованию историко-культурного наследия в рамках программы «Рухани жаңғыру». Специалисты воспользовались современной технологией QR-код.

На сегодняшний день проект осуществляется лишь в двух регионах — Павлодарской и Акмолинской областях. Оцифровка, или другими словами, популяризация историко-культурного наследия проводится для большей доступности его жителям области, гостям и туристам.

QR-код (с англ. Quick Response Code — код быстрого реагирования) определяется датчиком или камерой как двумерное изображение. Основное достоинство QR-кода — 2 это легкое распознавание зашифрованной информации при помощи мобильного приложения на простом смартфоне. В настоящее время QR-коды в развитых странах мира помимо традиционных направлений — промышленности и торговли, активно используются в туризме, культурно-просветительской сфере. Таблички с QR-кодами позволяют знакомить всех интересующихся людей с историческим и культурным наследием региона. Достаточно поднести мобильное устройство к QR-коду на объекте, и необходимая информация загружается в онлайн-режиме.

Преимущество QR-кода и в том, что помимо текста с основными историческими данными, запрограммирован и документальный фильм о личности и исторических событиях. Предполагается, что проект будет интересен не только туристам и гостям региона, но и подрастающему поколению в познавательном плане.

Из 1032 памятников истории и культуры области оцифровка и шифрование при помощи QR-кодов произведена пока 20 сакральных объектов, таких, как стела на поляне Абылай-хана в п.Бурабай; в Ерейментауском районе установлен QR-код на памятнике Богенбай батыру — полководцу XVIII века, основателю школы казахского военного искусства; в г. Атбасаре на памятнике нашего земляка, известного писателя Ильяса Есенберлина.

В Кокшетау проект-оцифровка коснулся памятника великому государственному деятелю, дипломату и полководцу Абылай-хану (1711-1781 гг.), который за относительно короткий период своего правления принял судьбоносные решения и сумел объединить перед лицом общего врага — джунгарских племен — представителей всех родов казахских жузов. А также памятников архитектуры зодчества городской усадьбы конца XIX века — начала XX века — «Здание музея истории города Кокшетау (бывший дом-музей им. В.Куйбышева 1889-1905 гг.)», здание кинотеатра «Юность» (бывшее здание торгового дома «Шамсудинов и К», товарищество «Короткое И.Ю», «Компания Зингер»), памятников Акану сера, Биржану сал, Героям Советского Союза Талгату Бигельдинову, Малику Габдуллину

По словам специалистов, в ближайшей перспективе планируется кодирование и других историко-культурных объектов области. Эта кропотливая работа запланирована на 2018-2019 годы.

Кроме того, с целью популяризации сакральных объектов изготовлены и установлены билборды о четырех сакральных объектах: «Стела на поляне Абылай-хана», «Пещера Кенесары», «Скала Окжетпес», «Ханның қызыл ағашы» и вместе с указателями на основных дорогах Бурабайского района.

В 2018 году планируется дальнейшая установка информационных щитов с данными о сакральных объектах в районных центрах, а также дорожные указатели к памятникам истории и культуры Ерейментауского и Коргалжынского районов.

Рахим БЕКОВ.
Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.

Дистанционная олимпиада

Соревновались юные лингвисты

В г. Астане прошел заключительный тур XI Республиканской дистанционной олимпиады по казахскому языку «Язык — символ независимости государства» среди учащихся 5-10 классов некоренной национальности, где акмолинские ученики Алина Арешта и Артур Савлук завоевали серебро и бронзу.

«Акмолинскую область представили семь учеников. Двое заняли призовые места и четверо учеников были отмечены грамотами. Все они — участники областного дистанционного тура, набравшие высокие баллы. Цель олимпиады — выявление и поддержка учащихся, талантливых в лингвистическом отношении, проявляющих интерес к овладению государственным языком как средством общения, интеллектуального и духовного развития. Наши дети некоренной национальности проявляют огромный интерес к изучению казахского языка. Многие из них владеют государственным языком в совершенстве», — рассказала методист областного учебно-методического центра по работе с творчески одаренными детьми при облуправлении образования Роза Иманова.

Артур Савлук, обладатель диплома второй степени, поделился: «Мне очень нравится изучать казахский язык, очень рад, что стал обладателем призового места. Мои педагоги гордятся мной. Буду и дальше изучать этот прекрасный язык».

Динара ЕСЕНБАЕВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также