Наблюдая за кипучей деятельностью средней школы №11 г.Кокшетау в субботу, диву даешься: вроде бы пятидневка, все должны отдыхать, а школьники и их родители, без всякого нажима «сверху» носятся наперегонки в классах. Чем же таким особенным притягивает их учебное заведение в выходной день?
А все дело в подходах к своей работе директора школы Айгуль Нугертаевой. Вернее, в ее оригинальных идеях-экспериментах, новаторстве, желании сделать учебный процесс нескучным, интересным, а главное, полезным для всех.
«В субботу у нас — дополнительные занятия, спортивные мероприятия, занятия по интересам, факультативы по отдельным программам и предметам, где школьники могут восполнить пробелы в знаниях. Здесь они вместе с учителями «добирают» упущенное. Подумав, решили привлечь родителей на свою сторону, «модернизировать их сознание». Задавшись конкретным вопросом: «Каким образом повысить грамотность, технику чтения и, в целом, вызвать интерес к чтению литературы?», для начала провели родительский диктант. Причем в стенах школы он состоялся впервые. Если в учебный процесс втянут только ребенок с учителем, то дома так бывает далеко не всегда. Ребенок от старших может услышать такие слова: «Ладно, не читай!». Также от взрослых дети зачастую слышат: «А я в свое время учился на одни пятерки и четверки!». Но если родитель напишет диктант сам, проверит свои знания, то у него что-то «щелкнет» в голове: «А почему я написал диктант на двойку? Надо правила вспомнить, почитать, оказывается, школьную программу подзабыл». Соответственно он уже и к ребенку по-другому будет относиться. С его помощью повторит свои знания. Да и детям интересно узнать, какже написали диктант папа или мама. Сама процедура проходила инкогнито — выдавались листочки без фамилий и имен. Родитель запоминал только свой порядковый номер и по вывешенным результатам узнавал оценку. Тексты отражали тему казахстанского патриотизма в рамках «Рухани жаңғыру» и были продиктованы учителями на государственном и русском языках во всех звеньях- от начального до старшего. Думаю, эксперимент удался. Теперь такие диктанты будут практиковаться один раз в месяц», — пояснила Айгуль Нугертаева.
По ее словам, проведение родительского диктанта уже дало результаты: у детей повысилась техника чтения, увеличился процент успеваемости, возросла активность родителей, а главное, поднялся их авторитет в глазах детей.
…В этот субботний день диктант писали родители малышей. У одного из классов познакомилась с маленькими школьниками, переживающими возле двери кабинета за своих мам и пап. «Меня зовут Арина Жакупова. Сейчас моя мама Ольга пишет диктант, а я волнуюсь за нее. Она у меня — домохозяйка. Она рассказывала, что в школе училась хорошо. Надеюсь, что моя мама на пятерку напишет!», — откликается симпатичная третьеклассница.
«Полагаю, что родительский диктант не только выявит качество знаний, но и повысит рейтинг класса», — добавляет учитель начальных классов Светлана Бердникова.
Не менее интересным оказался другой эксперимент, проводимый два раза в неделю — акция «Читаем все вместе!». Суть ее заключается в том, что в течение рабочего дня все сотрудники независимо от должности, будь то секретарь или бухгалтер, отрываются на пять минут от основной деятельности, достают книгу и читают.
Теперь уже и неудивительно увидеть в этой школе старшеклассника, который на перемене, опершись на подоконник в вестибюле, увлечен интересной книгой.
К слову, учащиеся и весь коллектив учебного заведения в преддверии празднования Дня Независимости РК и Нового 2018 года вновь окунутся с головой в оригинальные мероприятия, в стенах родной школы снова будут воплощаться интересные идеи.
Неслучайно, наверное, на ум пришли слова Джона Фэрчайлда «Оказывайте влияние на тех, кто оказывает влияние на других».
Арман ХАЙДАР.
Фото автора.