В тестовом режиме
До 50% обновления парка городских автобусов предусматривает проект модернизации пассажирского транспорта, предложенный местными властями. Всю следующую неделю по Кокшетау в тестовом режиме будет колесить новенький белорусский автобус «МАЗ-206», получивший после доработок уже российской компанией «РариТЭК» собственное имя — «Лотос».
В облуправлении пассажирского транспорта и автомобильных дорог заявили, что потребительские и эксплуатационные качества оценят сами пассажиры. Если общественное мнение после недели работы автобуса по самым обычным городским маршрутам одобрит «Лотос», то курсировать им по улицам города.
— Специально созданная рабочая группа разрабатывает механизм финансирования, поддержки перевозчиков, ведь стоимость одной такой машины — 51 млн тенге, — рассказывает руководитель отдела управления ПТ и АД Александр Рублевский. — Предполагается использование механизмов государственно-частного партнерства, возможно субсидирование процентных ставок, другое.
На первом этапе мы должны протестировать технику, чтобы выбрать наиболее подходящий вариант по всем параметрам. Удобство пассажиров, конечно, не на последнем месте, но имеют значение и другие параметры (экономичность, экологичность, внешний вид, пассажировместимость и т. д.). Пока откликнулся только один производитель, предложения направлены в дилерские центры других марок городских пассажирских автобусов. Заинтересованность проявил автосалон «Вираж» (автобусы «ЛиАЗ») и Курганский автобусный завод, в производственной линейке которого имеются подходящие для нас модификации типичных «горожан». Одно из обязательных условий для производителей и дилеров — предоставление техники для работы не менее недели в тестовом режиме.
Что касается белорусско-российского «Лотоса», плюсы у этого автобуса есть. Самый «жирный» — двигатель, работающий на метане и соответствующий экологическому классу Евро-5. Салон вмещает 72 пассажира, 27 из которых могут сидеть. Есть трап для подъема инвалидной коляски, как и специально отведенное место внутри. Габариты машины не самые большие, но и не самые малые — 9 метров как никак. Есть опасения, что такому автобусу будет сложновато «протискиваться» по узким периферийным улочкам. Однако производитель утверждает, что маневренность «Лотоса» на высоте.
Первый тестовый автобус примет флагман пассажирских перевозок областного центра ТОО «Кокшетауский автобусный парк» уже 11 декабря. По словам руководителя предприятия Асии Шаримовой, пассажиры в течение тестовой недели оценят удобство и комфорт нового автобуса, свои заключения дадут водители и механики. Плата за проезд пассажиров на нем взиматься не будет.
— Выбор должен быть и у пассажиров, и у перевозчиков, — считает Асия Шаримова. — Хотелось бы приобрести не меньше пятидесяти новых автобусов, которые придали бы нашему городу современный облик. Как получится в реальности, пока с полной уверенностью сказать не могу. За счет применения дорогостоящего итальянского газового оборудования, другого двигателя, цена такого автобуса примерно на четверть выше, чем у дизельных, схожих по характеристикам машин. Мы готовы протестировать и другие марки автобусной техники, «прокатать» как можно больше городских маршрутов, чтобы собрать полноценную статистику по сильным и слабым сторонам каждой конкретной марки.
По мнению председателя Ассоциации пассажирских перевозок Рустема Калишева, модернизация подвижного состава автобусных парков — веление времени. Автобусы марки «ПАЗ» не вписываются ни по эстетичности, ни по комфортности для пассажиров, они устарели.
— Акиматами области и города вопрос обновления техники регулярных перевозчиков поднимался неоднократно, — рассказывает он. — Создана специальная комиссия, недавно прошла встреча с представителями компании «РариТЭК», предоставлен для теста современный комфортабельный автобус, работающий на метане. В комиссию, кроме прочих специалистов, вошли представители дорожно-патрульной полиции для вынесения компетентного заключения о соответствии автобуса улично-дорожной сети города.
Кстати, поскольку метановых заправок в городе нет, раритэковцы обещают смонтировать АЗС в автопарках и поставлять топливо для них. По предварительным подсчетам, стоимость метана примерно наполовину меньше, чем дизельного топлива.
Рустем Калишев подчеркнул, что модернизация автобусного парка продиктована не столько изношенностью техники, сколько соображениями улучшения комфорта для пассажиров. Например, предприятие «Бастау-1» на маршрут №14 имеет возможность выставлять автобусы повышенной вместимости до ста человек марок «МАН» и «Мерседес». За редким исключением проскакивает «ПАЗ». ТОО «Кокшетауский автобусный парк» буквально летом приобрело 11 новых комфортабельных автобусов «ЛиАЗ» и «МАЗ». Да, они не новые, 2011 года выпуска. Но эти автобусы большие и удобные, рассчитаны на 23 сидячих места, а общее количество пассажиров достигает ста. Они курсируют по наиболее загруженным маршрутам №№ 1, 5, 9,10,11,12 и другим.
— В Кокшетау есть такие маршруты, где использование больших современных автобусов не представляется возможным, — считает Рустем Серикович. — К примеру, маршрут № 2, обслуживающий жителей поселка Застанционный. Дороги там стали заметно лучше, но имеются сложные участки. К тому же есть маршруты, выводить на которые автобусы повышенной вместимости просто нерентабельно. Поэтому говорить о полном отказе от «пазиков» пока преждевременно. А взять район элеватора, конкретно мост через Кылшакты. Проезжать по нему разрешено транспортным средствам, нагрузка на ось которых не выше 5 тонн. А это никак не «МАН» и «Мерседес».
Напоминаем пассажирам, что предложения и замечания по качеству обслуживания тестовых автобусов можно оставить, позвонив в Call-центр по телефону (87162)90-10-80. Кроме этого, непосредственно в движении опрос пассажиров будут вести волонтеры из числа студенческой молодежи города.
Алексей ЧАЙКА.
Фото из сети Интернет.