Февраль 1976 года — знаменательная дата для машиностроительной отрасли Советского Союза. В городе Набережные Челны заработал завод по производству крупнотоннажных грузовых автомобилей марки «КамАЗ». «Камский богатырь», как его называют, за свою многолетнюю историю заслужил право считаться одним из лучших в отрасли машиностроения, его грузовики различных модификаций и по сей день успешно конкурируют с продукцией известнейших автоконцернов мира.
Июнь 2005-го, независимый Казахстан. В Кокшетау открылось АО «КАМАЗ-Инжиниринг» — одно из первых крупных и успешных совместных казахстанско-российских проектов по сборке большегрузной автомобильной техники. Появление автосборочного предприятия стало значимым событием не только для областного центра, региона, но и для всей страны. Официальное открытие завода совпало с визитом в Акмолинскую область Главы государства Нурсултана Назарбаева. С легкой руки Елбасы и началась история казахстанского «КамАЗа».
С чего стартовал кокшетауский завод? Всего с трех модификаций автомобилей «КАМАЗ» и трех моделей автобусов марки «НефАЗ». Позже от производства автобусов пришлось отказаться, поскольку достаточно габаритные машины у нас оказались невостребованы.
В 2007 году предприятие оказалось на пике производственных возможностей и даже увеличило годовую запланированную мощность с 1500 единиц при работе в две смены, выпустив более двух тысяч автомобилей. Этому способствовал строительный бум в стране, хорошо работала лизинговая система. На «КамАЗы» с кокшетауской «пропиской» стояла очередь…
Затем последовал период спада, навязанный мировым финансовым кризисом. Лихорадило завод и в 2009-2010 годах, на площадках в два гектара скопилось около тысячи автомобилей. Однако предприятие удержалось на плаву, вновь поднялось на ноги. Убытки, понесенные за время кризиса, были погашены в 2011 году.
В итоге за десять с лишним лет «КАМАЗ-Инжиниринг» собраны тысячи грузовиков, которые реализованы на внутреннем рынке страны для использования во многих сферах народного хозяйства. «КамАЗ» отечественной сборки служит в Вооруженных Силах РК и органах ЧС.
Перед АО «КАМАЗ-Инжиниринг» была поставлена задача увеличить процент казахстанского содержания в конечной продукции за счет локализации некоторых производственных процессов. Так появился заготовительный участок, где обрабатывается листовой металл для изготовления грузовых платформ. В настоящее время, по словам руководителя предприятия Сергея Кистина, локализация производства по базовым грузовикам составляет 22-24%, спецтехнике — 20-45% в зависимости от модификации. Достигнуты такие показатели за счет исполнения запланированных проектов по локализации (производство грузовых платформ, кабин, поставка сборочных машинокомплектов не целиком, а отдельными деталями). Кстати говоря, ресиверы (элемент тормозной системы автомобилей «КамАЗ») поставляет наше АО «Тыныс».
Что касается модельного ряда, то в сравнении с начальным этапом он расширился более чем в десять раз — с трех практически до сорока. В текущем году на конвейер встали дополнительно три базовые модификации автомобиля и шесть специального назначения. Важный рубеж для за-водчан — внедрение экологического стандарта Евро-4. Он успешно преодолен.
На заводе внедрена система бережливого производства. Смысл ее заключается в постоянной и неустанной борьбе с потерями, сокращении производственных затрат. За образец использовалась как мировая практика, так и производственная система «КамАЗ» (PSK), разработанная в ПАО «КАМАЗ».
Еще несколько лет назад такт производства одного автомобиля занимал 90 минут, а благодаря системе бережливого производства он сократился до одного часа. Тот же конвейер, те же люди, то же время, а в конце рабочего дня, если это понадобится, возможно выпустить большее количество автомобилей. Заводчане говорят, что это большой задел на будущее, уверенность в собственных силах.
По итогам этого года с заводского конвейера сойдет не менее тысячи грузовых автомобилей, предварительный план следующего года — выпустить столько же машин.
В марте 2015 года в ходе рабочей поездки в Акмолинскую область Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев вновь посетил АО «КАМАЗ-Инжиниринг». Осмотрев сборочный цех, он пообщался с трудовым коллективом, руководством завода и других предприятий региона. Глава государства в очередной раз подчеркнул значимость для Казахстана программы индустриализации, включающей в себя и развитие машиностроительной отрасли.
Вероятно, в том, с какой уверенностью говорил Нурсултан Назарабаев на V Форуме машиностроителей Казахстана в сентябре текущего года о развитии отрасли, поразумевалось в этом и участие кокшетауского АО «КАМАЗ-Инжиниринг»: «Создание мощного, высокопродуктивного машиностроения является одним из приоритетных направлений экономического развития страны. Государство оказывает отрасли всемерную поддержку и создает все необходимые условия для привлечения в нее стратегических инвесторов и внедрения масштабных инноваций. Сегодня наряду с отечественными компаниями в Казахстане успешно развивают свою деятельность лидеры мирового рынка… Уверен, комплексная модернизация машиностроительной отрасли и ее системные продвижения на международном уровне будут способствовать повышению глобальной конкурентоспособности Казахстана и его вхождению в 30-ку ведущих государств мира».
Президент также отметил, что доля машиностроения в общем объеме обрабатывающей промышленности составляет порядка 10%.
Алексей ЧАЙКА.
Фото из архива «АП».