Воспоминания очевидца
Композиция «Вечный огонь» в Кокшетау — наш особый символ. Сюда мы идем, чтобы почтить память тех, кто погиб в освободительных сражениях, отдал жизнь за великую Победу, спасшую весь мир от страшной чумы XX века — фашизма. Кто подарил нам самое высокое наследие — называться потомками победителей.
Ровно сорок лет назад — пятого ноября 1977 года, в Кокшетау впервые был зажжен Вечный огонь при открытии мемориала в честь воинов-кокчетавцев, погибших на фронтах Великой Отечественной. 1443 наших земляка не вернулись с той самой кровопролитной, беспощадной и бесчеловечной войны. Целый полнокровный полк. Для нашего города это — огромная потеря, невосполнимая, которую невозможно забыть. Прах земляков покоится в братских и безымянных могилах на землях многих освобожденных стран. А потому было решено увековечить память о них единым мемориальным комплексом с чашей Вечного огня.
Высокого права пронести по городу факел, символизирующий вечную память, тогда удостоился Герой Советского Союза Андрей Николаевич Остапенко. Человек в жизни очень скромный, первоцелинник, водитель кокчетавской автобазы. А на фронте же это был ас, командир отделения разведчиков. За операцию по форсированию южного берега реки Буг и удержание плацдарма в течение трех суток ему было присвоено высокое звание Героя. Вот лишь один из решающих эпизодов той схватки с врагом, описанной им самим: «Когда кончились патроны, я бросил последнюю противотанковую гранату в траншею и после взрыва сам вскочил в нее и побежал к пулемету. Немецкий офицер бросился на меня, но ударом автомата я нейтрализовал его и открыл пулеметный фланговый огонь по противнику, чем обеспечил наступление наших войск…».
Водитель Остапенко никогда не бравировал высоким званием в мирной жизни. Лишь однажды, когда застрял грузовик на полях, и он пешком пришел в село, чтобы попросить трактор, председатель колхоза, ссылаясь на занятость, пошутил: «Вот если бы ты был Героем Советского Союза…». И Остапенко вытащил из портмоне Звезду Героя… Тот оторопел.
Среди участников памятного события сорокалетней давности был еще один человек — полный кавалер ордена Славы Константин Прокопьевич Филинов, приравненный в правах и статусу к Герою Советского Союза. Очень храбрый и смелый человек. Как свидетельствуют беспристрастные архивные наградные документы, «командир отделения, гвардии сержант Филинов проявил образцы мужества и отваги, освобождая узников концлагеря, уничтожил группу немецких автоматчиков, подбил две автомашины, взял в плен офицера, выявил расположение огневых точек противника и сообщил их координаты командованию».
Вот такие они были, герои, открывавшие 40 лет назад в Кокшетау мемориальный комплекс Вечный огонь. Их давно нет, вечная им память. А рассказать доподлинно как это происходило, мы попросили полковника в отставке Владимира Байковского, который также был непосредственным участником тех событий.
— В то время я проходил службу в Кокчетавском горвоенкомате в звании старшего лейтенанта. Нам было поручено обеспечить сопровождение Героя Советского Союза Остапенко с факелом по городу. По задумке организаторов Вечный огонь у памятника погибшим воинам в Великой Отечественной войне должен быть символично зажжен от огня у памятника павшим борцам в гражданской войне, который находился на юго-восточной окраине города. Была поставлена задача — через весь город в открытой машине с эскортом мотоциклистов при скоплении народа провезти зажженный факел. Погода в этот день выдалась холодная, дул сильный ветер, периодически шел снег. Факел был зажжен от огня, горевшего в чаше памятника павшим борцам, старейшим жителем города, участником гражданской войны Ефимом Емелиным. И он, как эстафету передал его Герою Советского Союза Андрею Остапенко, который уверенной рукой поднял его вверх.
Устроители мероприятия, казалось, учли все возможные ситуации, что могли возникнуть в ходе следования процессии, но всего предусмотреть невозможно. Да и кто мог предвидеть, что во время пути погаснет факел. На всякий случай у нас имелся запасной, но ни у кого не оказалось спичек. Вокруг народ, фото-, телекамеры. Тихонько обращаюсь к едущему рядом мотоциклисту из группы сопровождения с просьбой дать спички. Он бросает коробок, но, не удержав руля, падает вместе с мотоциклом, и в него врезается следующий. Хорошо, что обошлось без травм. Ну, а мы под шумок быстро зажигаем факел. Правда, пришлось пожертвовать своей записной книжкой, так как для воспламенения восковых нитей нужен был интенсивный огонь. Потом об этом эпизоде вспоминали с улыбкой…
Вот в таком составе наша процессия двигалась по главным улицам города. Когда подъехали к новому мемориальному комплексу, там уже собралось большое количество народа, руководство города и области. Андрей Николаевич Остапенко передал факел тогда первому секретарю Кокчетавского обкома партии, Герою Социалистического труда Еркину Нуржановичу Ауельбекову, и он торжественно зажег Вечный огонь. Мероприятие было очень зрелищным, с традиционным салютом из боевого оружия.
Открытие мемориального комплекса с зажжением Вечного огня стало большим событием для нашего города. Комплекс прекрасно вписался в общий архитектурный ансамбль. В дни празднования Победы в Великой Отечественной войне здесь проходят многолюдные мероприятия. Доброй традицией стали проводы призывников на воинскую службу, где будущие воины дают клятву честно и добросовестно служить Отечеству. Молодожены в день бракосочетания также считают своим долгом преклонить головы перед памятью погибших воинов.
Благодаря вниманию руководства области и города этот мемориальный комплекс всегда выглядит ухоженным, его территория за прошедшие годы неоднократно реконструировалась и обновлялась. Бывая здесь, всегда вспоминаю момент его открытия и горжусь, что был непосредственным участником тех событий. Вспоминаю, кто был тогда рядом, наших славных героев, память о которых в наших сердцах будет жить вечно.
9 Мая 2017 года.
…Подхожу к мемориалу, рядом с ним стоят молодые люди. Интересуюсь, знают ли они о наших погибших в Великой Отечественной земляках, и, радуясь в душе, слышу: «А как же, в каждой семье есть свои герои и своя память, это святое…».
Александра МЯКОТА.
Фото Айбека ДАНЬЯРОВА