Держу в руках небольшую округлую керамическую чашу бронзового века с культовыми рисунками, изображающими солнце, которому здесь поклонялись еще до нашей эры. А вот в специальном коробе огромный керамический сосуд, удивительно гладкий, изящный и очень красивый — кто-то очень постарался, создавая его… Ощущение непередаваемое: когда-то эти артефакты также держали в руках предки, жившие тысячелетия назад, радовались, стремились к прекрасному, обжигали сосуды, ваяли… Прикоснуться к древности удалось этим летом археологам и будущим историкам из областной археологической экспедиции, которые вели исследовательские работы на относящемся к эпохе бронзы памятнике археологии — могильнике у села Кеноткель, что в Зерендинском районе.
Инспектор археологического сектора центра по охране и использованию историко-культурного наследия Дархан Каримов сам принимал участие в раскопках, и потому его рассказ предельно документален:
— Охранно-спасательные работы здесь ведутся несколько лет, нынче изучено пять наиболее разрушающихся курганных конструкций. Уникальность урочища Кошкарбай и самого села Кеноткель в том, что на относительно небольшом участке территории сосредоточено более 150 памятников археологии, свидетельствующих о причастности Акмолинского региона к древним культурам. На обнаруженных здесь сосудах присутствует орнамент символического изображения солнца и частей света, предположительно характерный для племен андроновской культуры (до нашей эры). Это сакральное место по праву считается Клондайком земли Зерендинской. Найденные здесь артефакты разновременные — от бронзового до средних веков.
Археологи трудились вместе со студентами исторических факультетов двух наших университетов — Шокана Уалиханова и Абая Мырзахметова, которым было очень интересно принимать участие в раскопках. Работали исключительно вручную, используя лишь лопату и носилки, старались не повредить исторические артефакты. В могильниках были обнаружены останки людей, а также древние сосуды, разбросанные по всему захоронению, и остатки древесных конструкций, в которых по всей видимости и проводилась кремация, что было характерно для того периода, связанного с культом огня. В одном месте были обнаружены останки взрослого человека бронзового века, в другом — ребенка лет пяти-шести, а рядом — керамический сосуд, как считалось, для заупокойной пищи. В третьем захоронении у изголовья преданного земле человека в ряд стояло сразу четыре чаши. Еще в одной оградке обнаружилось множество осколков керамики, свидетельствовавших о том, что здесь производилось поминание умерших, накрывался, как это принято, дастархан. Вскрывали мы нынче и курган воина, здесь были обнаружены не только многочисленные керамические сосуды, но и топор, а также скульптурно обработанный, очень гладкий камень. Попадались разрушенные сосуды, которые древние люди пытались сами скрепить для дальнейшего применения и делали это специальной проволокой, которую пронизывали в проделанные отверстия, как бы сшивая осколки.
Любопытно, что курганы возводились круглые, с могилой в центре, изображая подобие земного шара. В двух курганных конструкциях обнаружены скелеты, ориентированные головой на запад, куда, в представлении предков, заходило не только солнце, но и сам человек, направляясь в потусторонний мир. Люди были погребены в позе эмбриона — считалось, что в будущем каждый из них возродится к новой жизни. Размещенные у изголовья керамические сосуды с пищей, по древним мифам, сопровождали человека в загробную жизнь».
Мне было интересно, а что дальше произошло с найденными в ходе экспедиции человеческими останками: после изучения их снова предали земле там же, на их захоронениях? Оказалось, что все как раз и происходило именно так. Археологи чтят традиции предков. На вопрос об атмосфере, в которой проводились раскопки, мой собеседник рассказал, что участие в археологической экспедиции сплотило ребят, они очень сдружились, и иногда даже устраивали концерты, пели под гитару у костра, делились впечатлениями. Все было очень незабываемо. Будущие историки, знавшие до этого о своих предках только по книгам, теперь своими руками прикасались к уникальным артефактам, познавали окружавшую их культуру и быт. Древность словно оживала перед ними, и каждый домысливал по-своему — как тогда было, как могло быть… И истории эти были не похожи одна на другую, сакральность этих мест вдохновляла каждого. А еще произошло главное — после участия в раскопках интерес студентов к своему предмету возрос значительно, для многих археология теперь стала призванием. Обнаруженные же с их участием артефакты после изучения станут экспонатами музеев, будут выставляться, послужат источником для дальнейших исследований по истории Казахстана, его трансформации в общемировое культурное пространство. Да, такой он, вклад археологических экспедиций — весомый и значимый, лишь, изучая прошлое, мы познаем настоящее и увереннее строим будущее…
Александра МЯКОТА.
Фото из архива экспедиции 2017 года.