Обучать легко, играючи
В областной специальной коррекционной школе-интернате №1 для детей с задержкой психического развития и интеллектуальными нарушениями начал работу кабинет Монтессори. Оборудование для него приобретено Фондом Первого Президента в рамках меморандума о сотрудничестве, подписанного им и областным акиматом. На празднике в день открытия специализированного кабинета присутствовали представители облуправления образования, попечительского совета школы и, конечно, мамы с ребятишками.
В игровой комнате со специальным развивающим инвентарем занимаются дети дошкольного возраста. Пока их девять, но эта цифра не окончательная, и в течение учебного года, убеждена руководитель школы Ольга Бурдинская, возрастет.
— Ресурсы кабинета в первую очередь помогают коррекции нарушений в развитии детей с ограниченными возможностями, чтобы подтянуть таких ребятишек до уровня сверстников, — продолжает беседу Ольга Владимировна. — Что касается достижения каких-то конкретных результатов, которыми обычно взрослые «измеряют» ребенка: сколько он знает цветов, выучил ли алфавит, умеет ли считать до десяти — такой цели у нас нет. Ставится задача помочь детям сосредотачиваться, концентрироваться, уметь доводить начатое дело до конца, поддерживать чистоту вокруг себя, взаимодействовать друг с другом на доступном возрасту уровне.
Кубики, шарики, замочки…
— Все, что используется для занятий в монтессори-кабинете -классический обучающий материал системы, созданной более ста лет назад Марией Монтессори, — рассказывает педагог-монтессори Дана Толеуова, которая для того, чтобы работать здесь, прошла специальное обучение в Астане. — Важная составляющая этого метода заключается в том, что ребенок сам выбирает те предметы, которые
ему интересны, то есть усиливается мотивация маленького человечка. Все в этом кабинете сделано так, что позволяет малышу знакомиться с разными сторонами окружающей действительности.
Кабинет поделен на зоны. Первая — это основы повседневной жизни. Здесь на специальных дощечках — самые разнообразные замочки для шкафов, петельки, пуговки, шнуровка. Играя с ними, дети постепенно учатся применять все это в жизни — самостоятельно обуть ботинки, застегнуть курточку. А это дорогого стоит, особенно если учесть, что занимаются тут малыши, которые в развитии отличаются от своих обычных сверстников. Пропал интерес к зоне повседневной жизни — ребенок направляется в зону сенсорики, где учится различать предметы по размерам, звукам. Наша собеседница отмечает, насколько эффективно она помогает особенным деткам осваивать окружающий мир. Например, водя пальчиком по вырезанным специальным образом буквам, ребенок не только осваивает букву, но и запоминает ее написание. Если речь идет о математике, то эти занятия совсем не похожи на скучную зубрежку «один плюс один — два …» — ты можешь потрогать единицу и тысячу, ощутив разницу между ними. Можешь узнать, какой цвет скрывается за выражением «7-2»…
«Почувствуй это!» — такой призыв исходит от всех монтессори-материалов, все знания проживаются ребенком, а не механически заучиваются.
Необходимо отметить, попечительский совет не остался в стороне от столь важного и радостного события, обеспечив новый кабинет современной мебелью. Точнее, один из его членов — индивидуальный предприниматель Мурат Бадиев вместе с бизнесменами города — изготовили необходимые столы, парты для нового кабинета и для столовой на сумму без малого полмиллиона тенге. Теперь на очереди — удобные стульчики для малышей.
А еще, по словам руководителя учебного заведения, если младшие ребятишки получили кабинет Монтессори, то ребята постарше все чаще заговаривают о компьютерах и интерактивных досках, которые есть в обычных школах. Теперь многие из них надеются, что Фонд Первого Президента, или, может быть, неравнодушные предприниматели помогут их мечтам сбыться.
Чудо-кабинет в подарок
В Шортандинском районе на базе средней школы №3 при поддержке благотворительного фонда «Дара» в рамках проекта развития инклюзивного образования в Казахстане открылся кабинет психолого-педагогической поддержки.
На церемонии учеников и их родителей поздравили заместитель акима области Айна Мусралимова, аким Шортандинского района Гульнур Садвокасова, учредитель благотворительного фонда «Дара» Гульнар Досаева, другие.
— Это первый и пока единственный кабинет коррекции в этом районе, — поделилась Гульнар Досаева. — Уже сейчас его посещают 43 ребенка с особыми образовательными потребностями, причем посещать могут дети не только из райцентра, но и из близлежащих сельских округов. У них появилась возможность получения квалифицированной помощи от целой команды специалистов, а также возможность общения со своими сверстниками, ведь раньше многие из них просто обитали в четырех стенах своих домов.
Марина МАРКЕВИЧ.
Фото Ермурата ДОСУМОВА.