Продолжение темы
После отчета акима области Малика Мурзалина перед депутатами областного маслихата прошла неделя. Мы подробно его освещали («АП» № 101). Но размер любой информации, публикуемой в газете, даже столь интересующей наших читателей, имеет свои границы. Изложить также подробно мнения выступивших на заседании депутатов не представилось возможным. Сегодня, восполняя этот вынужденный пробел, мы беседуем с депутатом, председателем бюджетной комиссии областного маслихата Сериком Аягановым.
— Серик Акпенович, мы обратились именно к Вам, учитывая тот факт, что Вы не только трижды избирались депутатом областного маслихата, но и в качестве сенатора Парламента РК принимали участие в формировании бюджета республиканского, обладаете опытом законотворческой деятельности…
Завершая отчет, аким области произнес запомнившуюся фразу «Во главе угла — нужды и потребности акмолинцев». Несомненно, что такова цель и работы всего депутатского корпуса. Каким образом депутаты изучают анализируют потребности, запросы своих избирателей?
— Таких каналов множество. Причем, надо сказать, что каждый из них обладает своей спецификой, люди обращаются с разными вопросами. Прежде всего, конечно, речь идет о регулярных встречах с жителями наших избирательных участков. На них люди чаще всего поднимают проблемные вопросы конкретных населенных пунктов.
Второй надежный и проверенный канал связи-общественные приемные партии «Нұр Отан». Сюда, как правило, приходят люди двух категорий: или социально активные, предлагающие свое видение решения социально-значимых проблем, или те, кто попал в очень трудную жизненную ситуацию, нуждается в помощи. С начала этого года я такой прием проводил трижды. На каждом из них было от 6 до 10 человек. Теперь умножаем на 33 (количество депутатов)… А в районных общественных приемных обращающихся, как правило, больше, чем в областном центре.
Свои личные проблемы далеко не каждый решится излагать публично, часто человеку легче это сделать «один на один». И они идут к депутатам, не ожидая времени приема. Хорошо зная своих коллег, я уверен, что ни одно такое обращение без внимания не остается. Вы понимаете, что их количество сосчитать невозможно. Да и никто из депутатов перед собой такой цели не ставит, просто старается помочь.
Статистика по первым двум каналам такова: за 2016 год депутатами областного маслихата принято 943 граждан, поступило и рассмотрено более 700 обращений. А за первое полугодие нынешнего года на приемы пришло уже около 700 акмолинцев. Количество обращений — приближается к 400. Тематика их очень разнообразна: жилищно-коммунальное хозяйство, транспортная инфраструктура, социальная защита…В прошлом году было много обращений, предложений по актуальным для всего Казахстана вопросам земельной реформы.
— Каков удельный вес положительных решений? В какой степени удается помочь людям решить их проблемы?
Подавляющее большинство обращений решаются положительно (конечно, за исключением выходящих за рамки правового поля). Но надо понимать, что решение многих проблем требует значительного времени и материальных ресурсов. Если человек обратился, к примеру, по поводу неправомерных с его точки зрения действий сотрудников силовых структур, невыплаты заработной платы, трудоустройству.., то здесь, как правило, достаточно нашего официального запроса, а иногда и телефонного звонка.
Если же речь идет о вопросах более масштабных — дороги, строительство… — механизм решения, конечно, другой. Здесь нужны грамотное обоснование, аргументация со стороны депутата, выражающего мнение обратившихся к нему людей для того, чтобы в областном бюджете заложили необходимые средства.
К примеру, именно с этого начиналось строительство жилого дома для медицинских работников в областном центре. Нельзя не отметить, что в этом году в Кокшетау по инициативе главы региона для медицинских работников выделяется 20 квартир. Это один из самых надежных путей снижения текучести кадров среди высококвалифицированных докторов.
В августе прошлого года при формировании проекта бюджета на 2017-2019 годы на рассмотрение в областное управление экономики и бюджетного планирования был направлен перечень из более 400 депутатских запросов. На сегодняшний день около 15% (на 13 млрд тенге) уже решены. В их числе: реконструкция тепломагистрали в п. Застанционный, реконструкция сетей теплоснабжения в Атбасарском, реконструкция магистрального трубопровода — в Коргалжынском, реконструкция водопроводных и канализационных сетей в Шортандинском районах…
Обращает на себя внимание тот факт, что в отчете акима области большое внимание уделено именно реализации депутатских запросов и предложений. Малик Кенесбаевич буквально в самом начале подчеркивает, что его отчет перед депутатским корпусом является подведением итогов всех отчетов акимов районов и городов перед депутатами районных и городских маслихатов и заверяет, что каждое из 11 предложений, поступивших от депутатов, будут рассмотрены.
Речь, в частности, идет о благоустройстве городов Атабасара и Державинска, водоснабжении в Ерейментауском и Егиндыкольском районах, строительстве объектов соцкультбыта в Целиноградском районе с его стремительно растущим населением, ремонте дорог местного значения в Аршалынском районе…
Думается, что сейчас нет необходимости возвращаться к приведенным в отчете Малика Мурзалина данным, с ними можно ознакомиться и вашей газете, и на сайте акима области. Но хотелось бы процитировать мнение выступивших в прениях моих коллег.
Депутат областного маслихата Геннадий Осиненко подчеркивал, что акиму области удалось не только сохранить наработанное за предыдущие годы, но добиться положительных сдвигов по всем основным направлениям развития региона.
Кайрат Султанов отмечал личный вклад Малика Мурзалина и действенное участие в решении проблем детского туризма, создании Туристического информационного центра, последовавшем после депутатского запроса выделении средств на капитальный ремонт Донгулагашской средней школы.
В завершение нашей беседы хочу подчеркнуть, что депутаты исходят из того, что только работая вместе, можно реализовать потребности и интересы акмолинцев.
— Благодарим за интервью!
Беседовала Нина МИТЧИНОВА.