Турсынбек МАЛИКОВ,
доктор педагогических наук, п
рофессор КГУ им. Ш.Уалиханова,
академик Международной академии информатизации.
В водовороте грустного негатива в интернете все-таки немало сообщений об обнадеживающих светлых событиях.
Димаш Кудайберген есть нечто большее, чем высокоодаренный певец, он, не осознавая того, взял на свои хрупкие плечи тяжелую ношу воспитания в людях веры в хорошее и единения нашего народа. Удивительно красивая семья, родители, ата, аже, в них выражено многое из того, что составляет позитивную квинтэссенцию менталитета нашего народа. Они преподносят удивительно результативный урок народной педагогики, ненавязчиво демонстрируя его всему миру. Вот уж поистине «красота спасет мир».
Геннадий Головкин убедительно показывает, что истинная сила и мощь человека выражается не злобными гримасами, а доброй, широкой улыбкой, которая исходит из глубины его души. Его «жестокие» взгляды на соперника, которые по традиции он должен демонстрировать перед боем, не очень убедительны для зрителей, вызывают больше улыбку. Лучше бы он улыбался ему, и это возымело бы больший эффект.
Много писали о щедрости Каната Кыдырмина, экс-главного имама Кокшетауской мечети им. Науана азрета, который сразу же отдал нуждающейся семье технички мечети подаренный ему предпринимателями автомобиль. Поступок замечательный, но то, что он вызвал ажиотаж в СМИ, на мой взгляд, — не показатель благополучия в обществе. Потому что шумиха, по сути, вызвана скорее еще дефицитом благотворительности .
Духовенство не всегда адекватно выражало высокие идеалы религии, тому есть достаточно примеров из истории. Это явление, видимо, можно и понять, если учесть, что на служителей культа наложены огромные полномочия быть выразителями самых высоких его устремлений, нравственности, канонов религии и сакральных явлений, а они все-таки люди, с присущими им, как и другим, слабостями.
Можно понять, но принимать, нет.
Нравоучения и назидания — дело, может, не такое и умное, самое главное, они не всегда дают желаемые результаты. Люди не всегда следуют моральным и нравственным устоям не потому, что не знают, что такое плохо и что такое хорошо, а потому, что не могут, не хватает сил, воли противостоять соблазнам. Ведь главная жизненная установка в человеческом сообществе проста и ясна любому: не делай зло, твори добро, стремись к благородным целям, не мешай другому, если можешь, помоги ему. И лишнее назидание по этому поводу вызывает лишь раздражение со стороны слушателей, констатируя его слабость. А вот реальный пример вызывает восхищение, зарождает веру и заставляет призадуматься. В поступке главного имама даже самые отъявленные злопыхатели не могут найти ничего, кроме добра.
Могут подумать, может, ему машина и не нужна, он имеет несколько машин? Нет, ему был сделан подарок именно потому, что он ездил на стареньком автомобиле. Может, он живет в богатом особняке? Опять же нет, он живет в обычной трехкомнатной квартире в обычном районе Кокшетау.
Проявление такой щедрости с его стороны не сиюминутное спонтанное выражение нахлынувших чувств, и тем более пиара, а органичное выражение его сути, понимания своей миссии. По большому счету люди, знающие его, не удивились его поступку, вписавшему в его образ поведение, как нечто естественное. Этот поступок — один из тех, которые он совершает в рамках своей обычной деятельности главного имама. Все знают, например, что в прошлый месяц Рамазан каждый день в мечети организовывались ауыз ашар (ежедневный ужин после поста) для 240 человек, в ночь Предопределения было приготовлено питание для 3000 людей, держащих пост, открыт магазин милосердия, где можно приобрести бесплатно продукты питания, одежду и др.
С первых дней его работы на посту главного имама мечети им. Науана Хазрета люди обратили внимание на его терпимое отношение к проступкам других, в том числе священнослужителей, его простоту и демократичность. Он появляется на поминках и религиозных обрядах самых простых людей, читает содержательные проповеди, доступен для всех по мере своих физических возможностей.
Убедительность его проповедей и назиданий основывается на высоком уровне его образования, в том числе и светского. Его знание творчества Абая, постоянное обращение к его сочинениям, знание теологических учений, скрепленные прочным фундаментом восприятия канонов ислама на философском уровне, дают новое представление о нем, как служителе ислама нового поколения, новой формации.
Если смотреть на эти явления в более широком контексте, то старшее поколение на своем опыте видит, как наступает жесткий капиталистический прагматизм, теряются общезначимые гуманистические ценности, все совершается с жестокой необходимостью объективного закона, как атрибута рыночной экономики. Но против этого возникает некий разумный противовес, тоже, видимо, как объективная необходимость: компенсация дефицита гуманизма посредством благотворительности. Во всем мире филантропия имеет широкое распространение, причем развивается не только из нравственных мотивов, в какой-то мере можно говорить о продуманной системе защиты капитала, об одной из надежных страховок.
Почему-то мало пишут о предпринимателях, начавших столь благотворительное участие, а надо бы. Они, говорят, решили не афишировать свои имена, тоже похвально, но другие же могут рассказать о них. Было бы хорошо, если бы почин наших предпринимателей носил массовый характер. А имя Каната Кыдырмина, ныне заместителя главного имама мечети Хазрета Султана в Астане, я уверен, мы еще не раз услышим.