Рынок СМИ
В целях определения степени влияния средств массовой информации на формирование общественного мнения, оценки жителями области уровня развитости и качества представленных СМИ в регионе, в июне было проведено социологическое исследование. Оно позволило ответить на вопросы о восстребованности населением области существующей информационной среды, дает характеристику СМИ с точки зрения рейтинга их популярности.
Результаты опроса показали, что общественное мнение в современном обществе преимущественно формируется интернетом, телевидением и печатными изданиями. Так, 40,4% опрошенных указали интернет, 27,6% акмолинцев отметили, что больше всего доверяют телевидению, 21 % — газетам и журналам.
Если говорить о роли региональных средств массовой информации в их жизни, респонденты ответили, что СМИ помогают им «ориентироваться в текущих событиях в нашем регионе» — 53,8%, «расширять свой кругозор, развивать свой ум» — 24,4%, а также «расслабиться, отдохнуть, приятно провести время» — 15,6%.
Характер информации, распространяемой нашими СМИ, по мнению большинства респондентов (64,4%), является исключительно позитивным. 19,8% респондентов полагают, что в них она носит в основном нейтральный характер.
Уровень информированности населения через СМИ об основных приоритетах развития страны и проводимой государственной политике (эффективность информационных кампаний) согласно результатам исследования составил 61 %.
Далее была выявлена динамика уровня удовлетворенности потребителями отечественной информационной продукцией. Результаты исследования показали, что основная масса опрошенных (57,2%) дали высокую оценку отечественной медиапродукции.
Вопросный конструкт анкеты по изучению отношения респондентов к телеканалу «Казахстан — Кокшетау» показал, что 53,7% акмолинцам телеканал нравится, 15,8% респондентов смотрят только отдельные передачи, остальные не нравятся или не интересные. Не совсем довольны программами местного телевидения и предпочитают смотреть российские и зарубежные каналы 10%.
Следует учесть, что массовая аудитория обращается к телевидению преимущественно в свободное время, чаще всего вечером после рабочего дня или в дни отдыха, что требует от журналистов умения сочетать информационную насыщенность с высоким развлекательно-познавательным уровнем, способностью «вписать» эти передачи в часы отдыха и подготовки к следующему рабочему дню.
Оценка достоверности, полезности и эффективности формата прямого эфира в решении проблем региона показывает: 60% опрошенных отметили вариант ответа «достаточно эффективен», считающих, что не достаточно эффективен — 13,7% респондентов. 5% указали, что прямой эфир — это просто очередное реалити-шоу.
В ходе исследования удалось выявить у местного населения рейтинг зрительских симпатий по спектру собственных передач «Казахстан — Кокшетау». Лидирующее место занимает передача «Кокше — акпарат» — 30,2%, на втором месте «Сазды Салем» -11%, на третьем «1001 история успеха» — 8,3%, на четвертом «Политолог» — 5,5%.
Главными плюсами современного отечественного телевидения, в отличие от старого, советского, акмолинцы считают возможность выбора разнообразных каналов (45%), наличие обширной информации (22%); большое количество новых фильмов, особенно зарубежных (17%), увеличение развивающих передач (9,7%).
Исследуя уровень удовлетворенности качеством и достоверностью подачи материалов в печатных изданиях и на областном телевидении, эмпирически зафиксировано, что в целом акмолинцы считают, что информационные материалы СМИ являются достоверными. Скептически настроены — 9%.
Следующие результаты опроса позволили выяснить, насколько часто опрошенные пользуются печатными СМИ для получения информации.
Из общего числа опрашиваемых респондентов число «ежедневно и довольно часто» читающих печатные издания в совокупности составило 70,6%. Совсем не читают газеты, журналы 6,5 %.
Анализируя отношение жителей области к интернету, было выявлено, что им, как источником информации, пользуются «ежедневно и довольно часто» 84,1% респондентов от общего количества опрошенных.
Отвечая на вопрос, «каким образом Вы используете интернет как СМИ», респонденты указали — «читают новостные порталы» — 53,2% и «читают паблики в социальных сетях» -33,2%.
Резюмируя вышеизложенное, т.е. полученную аналитику основных «информационно-потребительских» характеристик исследуемого массива, можно сделать вывод, что основная масса акмолинцев имеет устойчивые информационные предпочтения, надежно мотивирующие их жизненные устремления.
Марал БАКИБАЕВА,
главный специалист отдела мониторинга ОПС управления внутренней политики области.