Алишер Султанбеков неохотно рассказывает про случай, сообщения о котором в СМИ за пару дней облетели (без всякого преувеличения!) весь свет благодаря интернету: «Да зачем?», «Ничего такого» (не совершал особенного), «Не привык, не люблю» (про себя рассказывать).
Изначально он не планировал ехать в том самом автобусе из Державинска, который вез школьников в Кокшетау и оказался затопленным наполовину в дорожном кювете у села Максимовка 16 апреля. Автобус не «опрокинулся», как писали на сайтах, и не «съехал» — его, в буквальном смысле, снесло сильным потоком и «запечатало» выходы, включая аварийный.
Учащийся 11 класса Фурмановской средней школы (с. Бирсуат) Алишер Султанбеков выбирал будущую свою жизнь-службу между МВД и ВС, в конце концов венному училищу предпочел милицейскую академию. Надо было пройти медкомиссию, сдать документы. Его отец, директор школы, знал, что Жаркаинский отдел образования отправляет детей на конкурс в Кокшетау и попросил водителя Сырымбета Дуйсенбаева взять Алишера с оказией. Дескать, ведомственному шоферу доверия больше, чем водителю междугороднего автобуса. К тому же — сообщения о непредсказуемой паводковой ситуации.
«С сыном договорились созваниваться. А тут Алишер не отвечает, — вспоминает Омыртай Аманжолович. — Потом он коротко извинился «говорить не могу, перезвоню позже». Мы уже знали о случившемся в общих чертах — хабар быстро разлетелся по «соткам» и, конечно, переживали, мучались вопросами «что?», «как?», «почему?». Я думаю, как раз в это время шла спасательная операция. Сын позже сообщил, что все нормально, ничего страшного, устроились хорошо. Как будто бы ничего и не было».
К сожалению — «было». У Сырымбета Дуйсенбаева шоферский стаж перевалил за 37 лет, из которых 15 он провел за рулем автобуса. Испытал всякого за это время, особенно в зимнюю непогоду. А в такой ситуации оказался впервые: «Зад легкого «пазика» занесло: ветер и поток воды — в одном направлении, — вспоминает водитель. — Хорошо, что удалось удержать руль и автобус не перевернуло, не понесло на глубину, а развернуло на откосе лицом к трассе. Вода хлынула. До сидений, выше. Куда выбираться? Только на крышу. В салоне — переполох, испуг, отчаяние. Из мужчин только мы с Алишером. Но он молодец! Как специально инструкцию ДЧС изучал «В любой обстановке не теряйте самообладания, не поддавайтесь панике, действуйте быстро, но без суеты и уверенно!». Двери заклинило, аварийный люк нам с ним тоже не удалось открыть. Пришлось вентиляционный люк на потолке выгибать, чтобы через него все смогли вылезти на крышу. Молодцы максимовцы. Жители этого села до прибытия спасателей притащили лодку с арканом и начали снимать пострадавших с автобуса и переправлять на берег. Сильный, холодный ветер, волна. Мы с Алишером переправлялись последними. В конце я потерял сознание. А мой напарник — ничего, справился. Говорят, спортсмен».
Алишер действительно увлекается спортом, часто выступает на районных соревнованиях за команду села Бирсуат. И вообще живет событиями своих сверстников: учебой, подготовкой к единому тестированию на знания школьной программы. А к экстремальному тестированию, которое ему пришлось сдавать у Максимовки, относится прохладно: считает, что участвовал только в первой половине дела — вторую половину делали другие (перевезли земляков, отогрели, приютили).
Между прочим, после спасательной операции все заметили, что крюк, за который вытаскивали лодку, от нагрузки разогнулся наполовину. И кто-то из максимовцев скажет спасенным пассажирам рейса: «Вы родились под счастливой звездой». А мне подумалось: скорее всего, звезды сами ярче светят тем, кто не ждет удачи, а, рискуя, приближает ее сам, кого в трудную минуту всегда готовы поддержать незнакомые совестливые люди по своей доброте душевной. Вот и Алишеру (одному из действующих лиц той истории) я на прощание не желал удачи. Фортуну он сам сможет повернуть в нужном направлении. Правильный курс ему уже известен.
Григорий СПОДЕНЕЦ, собкор «АП».
Жаркаинский район.
Фото автора.