27 МАРТА — МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ТЕАТРА: «Бесприданница» уже не та…, И праздничный юмор, и тихая грусть, В гости с творческим подарком

Премьера
«Бесприданница» уже не та…

Русский театр драмы представил премьеру своей более чем оригинальной версии «Бесприданницы». Но уже на прошедшей до премьеры пресс-конференции стало понятно: никакой классической версии от Сергея Потапова ждать не придется.

Подробнее познакомившись с творчеством режиссера Сергея Потапова, рассчитывать на то, что известная драма А.Островского «Бесприданница» прозвучит в привычном ключе, было бы странно.

Достаточно посмотреть его «Макбет» Э.Ионеско, принесший режиссеру номинацию в национальной театральной премии «Золотая маска» и победу в республиканском театральном фестивале «Желанный берег». Кстати, Сергей Станиславович в Казахстане был уже не раз, его хорошо знают в столице, соседнем Северо-Казахстанском регионе. Но вот с акмолинскими актерами он встретился впервые, и признается, что быстро нашел общий язык с труппой. Не исключает режиссер и дальнейших совместных проектов.

— Иногда я вижу, каковы будут начало и конец спектакля, — говорит Сергей Потапов, — а между — даю артистам немного поимпровизировать. Ведь хороший актер — это душа, голова, сердце, пластика. Мне нравится работать с универсальными артистами, которые играют на инструментах, танцуют, поют. Здесь ребята как раз такие. Вообще в театре возможно все, и полная свобода в том числе. Все зависит от режиссера, дирекции, актера. Отчасти потому и пришла идея поставить «Бесприданницу» именно так.

Пришла пора раскрыть все карты. По признанию режиссера, такой жанр — караоке-мелодрама -для него самого в новинку. Будучи в караоке, он невольно заметил, что сидит и подпевает солирующим. Так родилась идея спектакля-караоке. Причем актеры в нем исполняют любимые многими современные песни.

— Каждая эпоха рождала свою трактовку пьесы, своих Ларису, Карандышева, Паратова. Но, кажется, пришло время избавляться от стереотипов, пришло время новой, другой «Бесприданницы»,- объясняет Сергей Потапов. — Естественно, мы попытались быть более приближенными к костюмам того времени, возможно, манерам разговора, но это, пожалуй, и все…

И все же, на мой взгляд, в спектакле Потапова явно оставлена любимейшая тема Островского о разрушающей силе денег и их власти над людскими судьбами. Капиталисты на сцене предстают этакой глянцевой элитой, развращенной доступностью благ и начисто лишенной самообладания и порядочности. Они без промедления бросаются с головой в омут закрутившихся вокруг младшей Огудаловой (Оксана Науменко) страстей и не стесняются рвать на себе волосы в момент отчаяния. Вожеватов (Сергей Минаков), с детства знавший Ларису и явно испытывающий к ней симпатию, без сожаления обсуждает ее с богатыми друзьями, заключая пари, а Мокий Парменыч Кнуров (Андрей Владимиров) напрямую говорит Харите Игнатьевне, что готов взять Ларису, которой он буквально бредит, в содержанки. Паратов (Тимур Валиев) предстает перед зрителем в образе этакого альфа-самца. Амплуа красавца-любовника, по мнению многих театралов-завсегдатаев, вообще очень удаются этому актеру.

И обособленный, и считающий себя выше всех миллионер Кнуров, и подрастающий делец Вожеватов, и даже блестящий барин, любимец мужчин и женщин Паратов, а также Карандышев (Андрей Шаповалов), намеренный взять Ларису замуж без приданого, — все четверо у Потапова получились по-своему жалки, нелепы и нуждаются в не меньшем сочувствии, чем уставшая от назойливого мужского внимания героиня драмы. Вот и получается, что речь в спектакле идет о девушке, на которую имеют виды четверо соискателей, причем при любом раскладе каждый из вариантов для Ларисы Дмитриевны губителен. И показательно то, что никто, ни один из героев, не считает себя причастным к «наступающей на пятки» кровавой развязке, считая Ларису лишь красивой вещью.

Несмотря на то, что кому-то такая интерпретация показалась чересчур провокационной (не обошлось без сальных шуточек, двусмысленных и где-то пошлых выражений), сам колорит постановки не смог оставить зрителя равнодушным. Эти шаржированные образы, экспрессивные, иногда даже малоприятные мизансцены, явное доминирование сексуальных аспектов в мотивах и поступках героев — все это вовлекает зал в бешеную истошную пляску любви, денег и смерти под… современные полюбившиеся песни в исполнении актеров, которым помогала «Женщина, которая поет» (Анна Бронникова). Очень противоречивые впечатления…

Да, хорошие пай-девочки, как правило, падки на подлецов и хулиганов, и в этом — выбор и Ларисы, и ее матери. Кстати, Харита Игнатьевна Огудалова в исполнении Нургуль Джунусовой тоже претерпела изменения. К примеру, мне, как и многим, у которых в памяти запечатлена киноработа Алисы Фрейндлих в «Жестоком романсе», по мотивам «Бесприданницы», пришлось в корне пересмотреть свое отношение к этому персонажу, готовому продать родную дочь за наряды и триста рублей…

На первый взгляд в спектакле заслуженного деятеля искусств Якутии Сергея Потапова нет никаких явных социальных противоречий, зато есть актуальная история, до безобразия современная, где отношения между людьми, их страсти превращаются в стихию, разрушительную и беспощадную. Все, как в жизни некоторых…

Кстати, на вышеупомянутой пресс-конференции директор театра Бейбут Бахтыгереев и главный режиссер Ольга Луцива говорили о том, что этот сезон у театра будет очень насыщен в плане премьер, гастролей и новых проектов. Впрочем, как всегда. И еще. Ставшая традиционной и полюбившаяся акмолинским зрителям театральная премия «Гвоздь сезона», обычно посвященная Дню театра, в этом году переносится на осень и будет приурочена к 80-летнему юбилею русского театра драмы. Так что ждем…

Марина МАРКЕВИЧ.
Фото Ермурата ДОСУМОВА.

И праздничный юмор, и тихая грусть

В минувшее воскресенье, накануне Международного дня театра, актеры Казахского музыкально-драматического театра им. Ш. Хусаинова пригласили кокшетауцев в гости, презентовав яркий и веселый перфоманс. Уже по сложившейся традиции в этот день актеры принимают заслуженные поздравления от коллег из сферы культуры, награждают лучших сотрудников и творческих, и технических в различных номинациях. Не забывают и зрителей, которым дарят подарки в виде разножанровых творческих номеров.

Праздник открыл концерт, формат которого был не совсем обычен. Веселое представление, в котором сочетались незаурядные шутки, искрометный юмор, творческие подарки. Участником сказочного действа, происходящего на сцене, вдруг, сам того не ведая, оказывался тот, кто должен был выйти на сцену и сказать несколько теплых слов. Заряжали зрителей позитивом и номера разных жанров, и пародии, и песни. И все это перемежалось поздравлениями от пришедших в театр коллег — работников культуры, музыкальными номерами от них же, но главным действом на сцене все-таки было награждение виновников торжества.

Ежегодной театральной наградой «III Тәуелсіз Дарабоз-2017» номинированы лучшие сотрудники казахского театра. Так, в номинациях «Актер года» отмечен артист драмы Асланбек Шайсултанов, «Актриса года» — Мейрамгуль Апсалям.

27 марта — профессиональный праздник всех работников театра. Но если многих актеров, режиссеров мы знаем, видим их самих, их творчество на сцене, то большую часть театральных служащих — администраторов, художников, осветителей, звукоинженеров, монтировщиков декораций, швей, билетеров и гардеробщиков — как правило, составляют бойцы невидимого фронта. Каждый из них, находясь на своем посту, добросовестно и четко выполняет порученную работу. В номинации «Лучший работник театра» награждена костюмер Нургуль Борибаева. «Лучшим творческим работником» назван художник-оформитель Серик Тухбай. Награждена «За вклад в развитие театра» заведующая швейным цехом театра Ботагоз Бекентаева. К слову, эту номинацию вручали заместители директора областного русского драматического театра Светлана Нетребенко и Ернур Сарсекеев.

Актриса Маржан Букешева свою театральную награду в номинации «Приз зрительских симпатий» и статуэтку получила из рук примы Казахского театра, Народной артистки РК Жибек Багисовой. И это не только почетно, но и весьма символично.

В этой же номинации был отмечен один из самых харизматичных актеров театра, любимец публики Медет Хамзин. Ему награду вручил художественный руководитель театра Толеубек Конбай.

В конце красивого праздничного вечера, наполненного смехом, юмором, вкралась и тихая грусть, которую отразили строки Ильи Резника, прочитанные режиссером Болатом Абдрахмановым: «Когда я уйду далеко-далеко…, Лишь только вдогонку за мной полетят растаявшие аплодисменты…». А в завершение прозвучал «Театр гимні» в исполнении всех актеров.

Раушан УТЕУЛИНА.
Фото Ермурата ДОСУМОВА.

Инициативы

В гости с творческим подарком

В преддверии Международного дня театра актеры Казахского музыкально-драматического театра им. Ш. Хусаинова подарили возможность насладиться всеми гранями своего таланта подопечным и обслуживающему персоналу Центра оказания специальных социальных услуг в г. Щучинске.

Артисты театра совместно с коллегами -работниками культуры из Бурабайского района — своими задорными песнями заставили пожилых пуститься в пляс, а душевное исполнение лиричных песен, напротив, трогало их до слез.

Красивые костюмы и профессиональное мастерство исполнителей надолго останутся в душе всех присутствующих на концерте. Не менее благодарны ветераны были и областному управлению внутренней политики за возможность ознакомиться и услышать компетентный комментарий положений Послания Президента Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность». Пожилым людям были розданы красочно оформленные буклеты. Ведь им хочется постоянно быть в курсе событий, происходящих в стране, иметь возможность делиться собственным житейским опытом, помочь дельными советами.

Благодаря помощи УВП подобные концертные программы пройдут во всех домах престарелых региона.

Желаем артистам театра дальнейших творческих успехов и выражаем надежду на то, что к данной инициативе присоединятся творческие коллективы Акмолинской ассамблеи народа Казахстана, а также учебные заведения.

Ирина НУСС.

Фото Гульмиры БЕКИШЕВОЙ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также