НПО — не пятая колонна

В прошлом году сферы деятельности неправительственных организаций в Казахстане коснулся ряд нововведений. Это дополнительные формы финансирования в виде грантов и премий, введение в работу Базы данных неправительственных организаций, создание оператора грантового финансирования, определение уполномоченного органа в сфере взаимодействия с НПО, наделенного функциями реализации и мониторинга применения перечисленных новшеств.

О приоритетных задачах, ключевых направлениях и планах профильного ведомства мы поговорили с председателем Комитета по делам гражданского общества Министерства по делам религий и гражданского общества РК Алией Галимовой.

Алия Кайратовна, расскажите, какая работа проводится Комитетом с момента его образования?

— За четыре месяца работы профильного Комитета (с 4 ноября 2016 г. — прим. автора) проделана значительная работа. Сформулированы цели и задачи ведомства, определены основные приоритеты дальнейшей работы в сфере гражданского общества, среди которых:

—   дальнейшее развитие различных форм взаимодействия государства и НПО, создание новых диалоговых платформ и совершенствование действующих площадок;

—  повышение правовой, организационной и финансовой устойчивости НПО;

— расширение участия НПО в процессе принятия решений, мониторинг и анализ деятельности общественных советов;

— а также совершенствование процедур государственного социального заказа.

К примеру, в рамках организации общенационального диалога, Комитетом проведены VII Гражданский форум Казахстана, заседание Координационного совета по взаимодействию с НПО при уполномоченном органе, серия заседаний рабочих групп по взаимодействию с НПО. По итогам VII Гражданского форума неправительственными организациями выработаны рекомендации по дальнейшему совершенствованию взаимодействия государства и неправительственного сектора. В результате обсуждений НПО и госорганами выработанных рекомендаций на заседании Координационного совета заместителем Премьер-Министра Республики Казахстан утвержден план мероприятий по их реализации.

Государственный социальный заказ продолжает оставаться одним из системных механизмов государственной поддержки неправительственного сектора. Объем финансирования социальных проектов НПО по республике в рамках госсоцзаказа по данным Министерства финансов с 2003 по 2016 годы составил 42 392,1 млн. тенге. При этом объем госсоцзаказа на местном уровне составил 30 814,8 млн. тенге, а на центральном — 11 577,3 млн. тенге. Наблюдается тенденция увеличения объема финансирования по госсоцзаказу. Так, по данным Министерства финансов по сравнению с 2015 годом (7 143,9 млн. тенге) в 2016 году объем госсоцзаказа возрос на 20% и составил уже 8 878,6 млн. тенге. Кроме увеличения объема финансирования, начиная с 2003 года, ведется работа по расширению отраслевого принципа реализации государственного социального заказа. И министерством в данном направлении также продолжена активная работа.

К примеру, в текущем году госсоцзаказ реализуют 8 центральных госорганов: министерства по делам религий и гражданского общества, здравоохранения, труда и социальной защиты, информации и коммуникаций, внутренних дел, энергетики, национальной экономики, Агентство РК по делам государственной службы и противодействию коррупции. На местном уровне в 2017 году госсоцзаказ размещают порядка 300 отраслевых подразделений местных исполнительных органов.

Кроме того, в целях повышения и укрепления финансовой устойчивости НПО в 2016 году в рамках Плана нации «100 конкретных шагов» в Казахстане впервые стали выделяться гранты для неправительственных организаций. Это новая форма финансирования НПО, не основанная на государственных закупках.

Первые гранты выданы в 2016 году оператором в сфере грантового финансирования в форме НАО «Центр поддержки гражданских инициатив» на реализацию 11 социальных проектов на сумму 208 млн. тенге.

Как результат, к концу прошлого года успешно завершены первые грантовые проекты НПО: к примеру, разработка карты медиаторов, открытие Национального контакт-центра по правам ребенка «111» и др.

В этом году объем грантового финансирования составляет уже 612 млн. тенге, гранты охватывают более 10 направлений социальной сферы и содержат 47 тематик, которые были отобраны по отраслевому и территориальному принципам, а также по видам и долгосрочности грантовых проектов.

Как Вы знаете, в 2016 году в целях расширения участия НПО в процессе принятия решений заработал новый механизм — общественные советы.

Сегодня по республике работают 227 общественных советов. В их деятельности задействованы более четырех тысяч человек, 75% из которых — представители гражданского общества.

Общественными советами используются все формы общественного контроля в рамках решения актуальных вопросов социально-экономического развития на центральном уровне и в регионах. Так, в 2016 году ими рассмотрены порядка 5700 НПА, по наиболее важным вопросам проведены около 450 общественных слушаний, заслушаны отчеты более 1000 руководителей государственных органов различного уровня.

В данном направлении министерством организован системный мониторинг и анализ деятельности общественных советов, обобщение лучших практик, подготовка рекомендаций по дальнейшему совершенствованию контроля.

В целях дальнейшего укрепления системного диалога между государством и гражданским сектором мы продолжаем работу по оптимизации нормативно-правовой базы в сфере деятельности общественных советов. В настоящее время собраны предложения госорганов, общественных советов, международных организаций, НПО по совершенствованию Типового положения об общественных советах.

Кроме того, в текущем году в целях создания единой диалоговой площадки, а также повышения потенциала советов министерством планируется проведение Первого республиканского Мажилиса общественных советов.

Каковы дальнейшие планы Комитета в данном направлении?

В Послании народу «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» Глава государства подчеркнул важность активного участия гражданского сообщества в борьбе с религиозным экстремизмом и терроризмом, формировании в обществе нулевой терпимости к любым радикальным проявлениям, принятии дополнительных шагов по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.

В рамках расширенного заседания Правительства РК по обсуждению вопросов взаимодействия государства и НПО, состоявшегося в январе т.г., министр по делам религий и гражданского общества Н.Б. Ермекбаев доложил Правительству о проведенной работе в сфере развития гражданского общества и определил основные задачи.

Так, в целях повышения устойчивости НПО, в текущем году значительно увеличен объем грантового финансирования НПО и спектр тематических направлений проектов. На сегодняшний день этап формирования и подачи конкурсных заявок на гранты завершен. В этом году рассматриваются около 400 заявок по 47 темам.

В текущем году впервые будет проведена оценка нужд и потребностей населения по регионам, включая сельские. По итогам комплексного исследования предусмотрена выработка рекомендаций и формирование карты нужд и потребностей населения страны.

Тема других грантов посвящена подготовке методологии по проведению исследования и разработке показателей, отражающих вклад НПО в социально-экономическое развитие страны на основе международного опыта стран ОЭСР. В текущем году в целях оптимизации механизма грантового финансирования мы проводим работу по дальнейшему совершенствованию правил предоставления грантов для НПО.В последующие годы к формированию тематик и объемов грантов также планируется привлечение центральных госорганов.

В целях дополнительного стимулирования, мотивации, повышения устойчивости неправительственного сектора 1 июля 2017 года впервые будет объявлен конкурс на соискание премии для НПО. В этом году на премии для НПО предусмотрено 68 млн. тенге.

Также сейчас мы активно работаем в направлении развития взаимодействия НПО и бизнес-сообщества. Государство всегда было заинтересовано в сильных, устойчивых, конкурентоспособных НПО. С другой стороны, свою социальную роль бизнес мог бы раскрыть именно через партнерство с неправительственным сектором. В связи с этим в целях обсуждения актуальных вопросов и решения задач социального предпринимательства нашим министерством инициировано проведение специальной диалоговой площадки.

Что касается результатов в области развития взаимодействия бизнеса и НПО, то они уже есть. И подтверждением этого является прошедший недавно I Форум корпоративной благотворительности, участниками которого стали представители бизнеса, международных организаций и НПО.

Полагаю, что подписанный в рамках форума меморандум о сотрудничестве в области реализации совместных социальных проектов дал старт активизации отношений бизнеса и НПО.

Еще одно важное направление — это работа нашего министерства как уполномоченного органа в рамках принятого в прошлом году Закона Республики Казахстан «О волонтерской деятельности». В рамках утвержденных регламентов наш комитет осуществляет координацию работы центральных госорганов по ведению реестра учета волонтерской деятельности, мониторингу реализации программ, проектов и акций, а также работы местных исполнительных органов по мониторингу волонтерской деятельности в целом.

В текущем году запланирована разработка методических рекомендаций по организации работы с субъектами волонтерской деятельности.

Кроме того, в целях изучения потенциала развития отечественной волонтерской деятельности планируется проведение масштабного исследования с последующим анализом состояния волонтерства в Казахстане.

Также в рамках законопроектной деятельности на 2017 год разработан проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам деятельности некоммерческих организаций».

Изменения в рамках законопроекта направлены на повышение эффективности, открытости и прозрачности реализации государственного социального заказа, а также на оптимизацию перечня организаций, представляющих сведения в Базу данных НПО. Так, в рамках проекта Закона предлагается введение таких новых понятий, как «формирование государственного социального заказа», «оценка результатов государственного социального заказа».

К законопроекту подготовлены соответствующие проекты подзаконных актов, регулирующие формирование, реализацию, мониторинг и оценку госсоцзаказа, стандарты услуг НПО.

Алия Кайратовна, Вы упомянули о Базе данных неправительственных организаций. Скажите, какими документами и регламентами должна руководствоваться неправительственная организация при подготовке сведений о своей деятельности для Базы данных НПО?

— Первый и основной документ — это Закон РК «О некоммерческих организациях». В соответствии с данной нормой некоммерческие организации в форме учреждений, общественных объединений, фондов, объединений юридических лиц, акционерных обществ, а также в иных организационно-правовых формах, которые не указаны в статье 17 Закона, филиалы и представительства иностранных и международных НПО, осуществляющих деятельность на территории Республики Казахстан, должны ежегодно до 31 марта предоставлять сведения о своей деятельности в Министерство по делам религий и гражданского общества.

Второй документ — Правила предоставления сведений о своей деятельности неправительственными организациями и формирования Базы данных о них, утвержденные приказом № 51 от 19 февраля 2016 года. В данных Правилах изложен подробный порядок формирования сведений и отчетная форма для заполнения.

Третье — методические рекомендации о порядке предоставления сведений о своей деятельности неправительственными организациями и формированию Базы данных о них и памятка по Базе данных НПО.

Вся нормативно-правовая база, регламентирующая формирование Базы данных НПО, а также вспомогательные документы, размещены на сайте Министерства по делам религий и гражданского общества в рамках специальной рубрики «База данных неправительственных организаций» (http://www.din.gov.kz/rus/baza_npo).

Также хочу отметить, что отчетность НПО перед государством — специальными уполномоченными органами в сфере налоговой деятельности, статистики, юстиции — существует на протяжении вот уже 16 лет в рамках Закона «О некоммерческих организациях».

Норма об отчетности НПО является требованием сегодняшнего дня, ведь для того, чтобы у государства был четкий вектор развития, единые цели и задачи, необходим порядок и учет всех его сфер.

Какая работа проводится по переводу Базы данных в электронный формат? И какими преимуществами уже сейчас обладают НПО, зарегистрировавшись на infonpo.kz?

— С 1 марта 2017 года в работу запущен интернет-портал Базы данных НПО по адресу http://infonpo.kz/.

Теперь НПО могут заполнять и самостоятельно загружать, а также обновлять сведения о своей деятельности через электронный портал. Для авторизации на сайте нужен ключ ЭЦП, который можно получить в любом центре обслуживания населения.

Также на самом сайте размещены Руководство пользователя интернет-портала infonpo.kz и обучающий видеоролик по процедуре регистрации и загрузке сведений в Базу данных НПО. На мой взгляд, вся информация изложена достаточно ясно и просто, у организаций не должно возникнуть сложностей при работе с сайтом.

В настоящее время министерством совместно с местными исполнительными органами при участии информационно-ресурсных центров проводится широкая информационно-разъяснительная работа по соблюдению законодательных норм о формировании Базы данных НПО.

Что касается преимуществ, то в соответствии с действующим законодательством, нахождение в Базе данных дает НПО дополнительный балл при прохождении конкурса по госсоцзаказу. Кроме того, регистрация на infonpo.kz дает возможность НПО участвовать в конкурсе на получение гранта: НПО, не зарегистрированные в Базе данных, не могут претендовать на грантовое финансирование от государства.

Спасибо за содержательную беседу.

Кайрат ЖУНУСОВ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также