Женский бизнес
Ателье «Акай» в Кокшетау работает с 2004 года. Сначала на дому. Через три года, воспользовавшись первыми программами по поддержке бизнеса, получив кредит через Народный банк, выкупили квартиру в многоэтажке на проспекте Абылай хана, спустя какое-то время — еще одну, соседнюю. А уже на лето запланировано открытие Дома моды «Акай». Хозяйка ателье Галия Алдабергенова в интервью «АП» рассказала о модных тенденциях 2017 года и о том, как учителя и судьи стремятся подчеркнуть в одежде принадлежность к стране, а дети забыли про Буратино и Мальвину.
— Галия Сериковна, новое трехуровневое здание перед ателье выстроили за короткий срок. Можно подробности?
— Мы начали строить его этой весной, уже подвели все коммуникации, на зиму «запаковали», остались внутренние отделочные работы. Планируем там шить одежду — массово и индивидуально. Будут «капсульные» коллекции, магазин тканей и фурнитуры. Помещение построено на заемные средства, но сейчас рассматривается вопрос субсидирования через фонд «Даму» по программе «Дорожная карта бизнеса».
Сегодня у меня трудятся 15 человек: дизайнер, закройщики, «шторница», мастер по меху и коже, приемщица, ремонтницы и так далее. А «стартовала» 12 лет назад с двумя девочками — Асемгуль Калихайдаровой (сегодня она главный закройщик, мастер производства) и Верой Милкиной. Ася — надежный компаньон, который всегда прикроет, доделает. В шутку называю ее «флешкой» — за феноменальную память, Ася ведет бухгалтерию и, по сути, руководит всем нашим швейным процессом. Я лишь организатор, «привлеченец», двигатель и вдохновитель. Вера сейчас в декретном отпуске, но она все равно с нами, периодически приходит на «разгрузку», когда аврал. Гульнара Тулебаева отработала с нами много лет и два года назад ушла в новый Дом моды «Азира».
— С открытием Дома моды будете расширять штат?
— Обязательно. Мы не успеваем выполнять все заказы, иногда приходится отказываться от них, потому что рабочих рук не хватает.
Большое спасибо горотделу занятости и социальных программ за полезное сотрудничество (вот уже пять лет): они подбирают мне мастеров швейного дела по квалификационным требованиям. Заключаем трехсторонний социальный трудовой договор. Для девушек-швей эта программа удобна тем, что они могут не торопясь, не беспокоясь о выработке, повысить в течение года свою профессиональную квалификацию. И получать при этом фиксированную зарплату: 35% компенсирует государство. У нас ведь оплата сдельная. Кто-то, например, медлительные или часто болеющие, зарабатывает в месяц 30 тысяч, а кто-то — больше двухсот.
— Отчего в ателье сегодня стало так много заказов? Людям перестала нравиться «магазинная» одежда?
— 50 процентов нашей работы составляет ремонт: переделка, ушивка готовых изделий. Остальная половина заказов — индивидуальный пошив. Это конечно, дорогое удовольствие, не все могут себе позволить. Тем не менее у нас есть клиенты, с которыми работаем уже более десяти лет. И все-таки наряжаются люди в основном по особому случаю — повседневная одежда шьется редко.
Мы шьем униформы, также платья и костюмы для танцевальных и вокальных коллективов; плотно работаем с Домами культуры. В последнее время благодаря интернету появились онлайн-заказы из других городов. Хорошо развилась ниша «прокат одежды»: праздничной, национальной, костюмированной.
— «Акай» — участник республиканской выставки «Сделано в Казахстане». Какие впечатления?
— Перед тем, как ехать туда, я посмотрела, с кем рядом будем стоять. Павильон текстильных швейных изделий шел отдельным блоком. Оказалось, «Glasman», «Казлегпром», «Семирамида», массово выпускающие одежду. Чем можно удивить? Везти костюмы, когда рядом такие «акулы» легкой промышленности, по меньшей мере, самонадеянно. И я решила взять ростовые куклы, как выставочные образцы — национальную одежду, изделия ручной работы наших дизайнеров-декораторов, фетровые изделия в перфорации — жилеты, браслеты, сумочки. То есть акцент не столько на продаваемом, сколько «смотрибельном».
С ростовыми куклами мы были одни, все подходили, фотографировались, мы даже прогулялись с ними по павильону. В первые дни были интересные мастер-классы. Я загорелась новым оборудованием, которое там увидела. В который раз убедилась, как много всего сегодня выпускают в Казахстане. Допустим, махровые изделия — полотенца, халаты. Мы привыкли, что качественные — это Турция или «Ikea». Оказывается, отечественные ничем не уступают.
Я обожаю костюмы от «Glasman» (Талгар), у меня ведь четыре сына. У них очень хорошая одежда. Предусмотрена даже защита в карманах от излучения сотовых телефонов. Мы бы хотели с ними сотрудничать.
—А каким образом?
— Подумываем заняться пошивом мужской одежды. В Кокшетау «Glasman» не купишь — только в Астане. Я бы хотела быть их дистрибьютором. Потому что мужская одежда, как правило, всегда требует подгона. Даже при стандартных, очень хороших лекалах она не всем подходит. Мои девочки вообще-то шьют мужскую одежду по индивидуальным лекалам. Но цена здесь получается гораздо выше: нужно автоматизировать оборудование — с открытием Дома моды будет для нас задача номер один.
Появилась идея познакомиться с работой на крупных производствах, в фонде «Даму» обещали поддержать: если поедешь «своим ходом», вряд ли запустят. Меня, например, интересует, как у модного казахстанского дизайнера Аиды Кауменовой с командой в 66 человек получается так здорово выполнять и индивидуальные заказы, и «капсульные» коллекции. К тому же у нее еще много бутиков.
Еще я ездила в Тараз, была в Доме моды «Асыл-Дизайн», главный дизайнер которого — модельер Айдархан Калиев, создатель неповторимого стиля, гармонично сочетающего многовековые традиции казахов с веяниями современной моды, а также в колледже модельного бизнеса «Аспара». Классный тандем профессионалов и студентов! Привезла ткани с отпечатанными на них тематическими национальными рисунками. Мы уже шили из нее изделия, смотрятся замечательно! Теперь хочу такое оборудование, конечно, оно очень дорогое. Чтобы мы могли не просто шить, а наносить свои принты — совсем другой уровень. Мы делаем вышивку, небольшую сублимацию, но это формат А4…
— Деловая одежда, но с элементами фольклора — свежо и колоритно…
— Одежда с этномотивами — это сегодня очень модно. Будь то орнамент или, например, тумарша (на бизнесвумен во время интервью платье с украшениями-оберегом на груди — авт.) — девушки, женщины хотят подчеркнуть свои корни.
Кроме того, нам заказывают форму для сотрудников школ, детсадов, детских центров. Они хотят строгую, «правильную» одежду на каждый день, но при этом внести элемент в национальном стиле, чтобы отметить свою принадлежность к Казахстану. Мы выполняем вышивку, аппликацию или добавляем аксессуар — например, шарфик с национальным узором. Вот, к примеру, форма для облсуда (черные жилет и юбка с золотистым орнаментом — авт.). Детские сады тоже обязательно просят один небольшой «казахский» элемент. Банки, правда, не рискуют (улыбается — авт.).
— Работаете, вижу, с широким диапазоном тканей. Какие считаются модными в этом сезоне?
— Во все времена классика жанра — натуральные ткани. Натуральная шерсть всегда будет в моде. Классика- клетка, полоска, однотонная ткань — вне времени. В тренде неопрен — натуральная ткань, например, лен, но с добавкой синтетики, которая улучшает ее свойства. Неопрен может быть разного качества, плотности, фактуры. Ткань будущего: в ней тепло, она не мнется, хорошо стирается, при этом гипоаллергенная.
— Модели откуда берете?
— Паутина. Благодаря ей, можем отслеживать все последние коллекции. Дорабатываем их в конкретном заказе, переделываем с учетом особенностей внешности и фигуры. Ни для кого не секрет, что хорошей одеждой можно подчеркнуть достоинства и скрыть недостатки.
— Что будут носить модницы этой зимой, в 2017 году?
— Стиль «оверсайз» завоевывает прочные позиции. Сейчас в обтяжку никто не одевается, заметили? Даже если у вас облегающие брюки, то сверху — свободная рубашка, топ. Думаю, что люди будут одеваться свободно. Максимализм в драпировке, объемные плечи, рукава опять возвращаются. Но при этом никто не хочет быть полным и прибегнет к аксессуарам — пояскам, ремешкам. Допустим, полным женщинам красиво в прямых платьях, но даже они не могут себе отказать в пышных рукавах. Хороши будут большая брошь, объемный воротник.
Снова в моде платья. У кружева, гипюра, сетки позиции по-прежнему сильны. Сетка используется в повседневной одежде — не полностью, а как элемент полупрозрачности в некоторых ее фрагментах.
Зимой люди скучают по лету. Поэтому — цветы. Если раньше было правило: крупные цветы на полной фигуре недопустимы, то сейчас мы, к примеру, делаем для них на однотонном платье один большой цветок. Он может быть вышит либо выполнен аппликационно или из камней.
—А какие цвета будут в тренде?
— Ожидается, все оттенки голубого и в год петуха — красный. Начиная от малинового, заканчивая пурпурным и цветом марсала.
—Лазерная резка все еще в моде?
— Многие сейчас не любят кружево. Перфорация — одна из возможностей придать ажурность и легкость изделию. На подолах платьев, басках, концах изделий; многие заказывают ажурные ламбрекены. Это настоящая находка для тех хозяек, кто не хочет терять свет: смотрится красиво и дорого; разрабатываем с заказчиком оригинальный дизайн.
— У вас, смотрю, целая линейка новогодних костюмов. В кого на этот раз предпочли нарядиться современные дети?
— В этом году тренд среди девочек — принцессы Эльза и София, среди мальчиков — разнообразие ниндзей и трансформеров. В этом году мы делали объемные конструкции — пороллон, парча, добавляли спецэффекты, вшивали светодиоды, которые проявляются при вспышках фотокамер. Человек-паук — это классика вот уже десять лет, ими хотят быть все трех-четырехлетние мальчики. Чуть постарше — фиксиками, Ноликами, ниндзями самураями, к 10 годам — Дартом Вейдером из «Звездных войн», Криком… Не знаю, почему кумиры сегодняшних ребятишек — отрицательные персонажи. Наверно, все-таки ощущение сверхспособностей, власти… Между тем родители стремятся нарядить их в королей и королев, принцев и принцесс. Одним словом, видят их благородными рыцарями и леди.
Современные дети не знают, кто такие Буратино и Мальвина! Малыши тут вообще «не в теме». Классических сказочных персонажей, пожалуй, знают только очень развитые дети — те, чьи родители не только включают телевизор и отдают гаджеты, но и находят время почитать им вслух книжки.
— Повод задуматься. Спасибо за интересное интервью, удачи во всех начинаниях!
Асель АУТАЛИПОВА.
Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.