Археология и наследие — в одной лодке

Актуальное интервью

В статье 37 Конституции РК говорится, что «Граждане Республики Казахстан обязаны заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры».

Как эти конституционные обязанности выполняют акмолинцы? Было ли законным перемещение каменного изваяния — древнего балбала из села Карагайлы Ерейментауского района в выставочный зал музея современного искусства Астаны?

На эти и другие вопросы отвечает директор центра по охране и использованию историкокультурного наследия областного управления культуры Талгат Ибраев.

Талгат Кайркенович, расскажите о деятельности центра?

— Наше КГУ было создано незадолго до Указа Главы государства «О государственной программе «Культурное наследие» на 2004-2006 годы». И в каком-то смысле оно является инновационным проектом. Тем более, что такие центры существуют лишь в 6 областях страны.

В 2005 году был возведен архитектурно-художественный комплекс на поляне Абылай-хана, осуществлен капитальный ремонт музея Богенбай батыра в г. Ерейментау, выполнена реконструкция музея М. Габдуллина и многое другое. Нашими специалистами взяты под государственную охрану 1032 памятника местного значения, 558 состоящих на предварительном учете как объекты истории и культуры, 4 памятника республиканского значения. В результате проведения охранно-спасательных работ в областной историко-краеведческий музей сданы 1044 артефактов. Спасено от разрушений 66 памятников археологии.

В учреждении работают десять сотрудников. Все они профессионалы своего дела, обладающие уникальными знаниями. К примеру, мой заместитель Тлектес Нурсеитов — историк, юрист, бакалавр государственного и местного управления. Заведующий отделом Серик Искаков — историк с хорошими организаторскими способностями. Инспектор с 30-летним опытом работы Абай Муханбеткалиев проводит технический осмотр памятников архитектуры и градостроительства.

Какие находки представляют наибольший интерес?

— Их много, все не перечислишь. Урочище Кошкарбай, расположенное в живописном месте Зерендинского района, было заселено человеком еще в эпоху мезолита, т.е. около 10 тысяч лет назад. На 20-ти километровом участке долины речки Чаглинка сосредоточено более ста объектов археологии от каменного века до этнографической современности. Археологический комплекс у с. Кеноткель включает в себя около 30 памятников археологии. Близ с. Казахстан расположен мазар прославленного потомка Абылая-хана Уали. В с. Красный кордон Зерендинского района — Дом лесничества — генеральская усадьба 1897 года, в Коргалжынском районе — мазары конца XIX века — Беспакыр, Алиптомар, Ак Едиль ходжа. В 2008 году выпущена энциклопедия «Свод памятников Акмолинской области». Исследовательская работа ведется постоянно.

Как к своим конституционным обязанностям по сохранению памятников относятся акмолинцы?

— В большинстве случаев подобающим образом. Многие предприниматели на свои средства осуществляют ремонт обелисков воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. В их числе директор ТОО «МММ» С. Аскаров из села Караозек Аккольского района. В 2009 году усилиями сельчан был возведен мазар хана Уали. Школьники и студенты с удовольствием принимают участие в деятельности археологических экспедиций. Приобщаясь к подобным мероприятиям, они с ранних лет приучаются к нравственному и бережному отношению к родной истории, памяти предков.

В своей деятельности мы опираемся не только на Конституцию страны, но и на Закон РК «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия», более детально регламентирующий обязанности и права местных исполнительных органов, общественных объединений и простых граждан по отношению к памятникам истории и культуры.

Чем завершилась история, связанная с перемещением каменного изваяния из села Карагайлы Ерейментауского района в выставочный зал музея современного искусства Астаны.

— К большому удовлетворению обоих сторон, конфликт исчерпан еще несколько лет назад. При помощи правоохранительных органов области и при непосредственном содействии центрального аппарата партии «Нұр Отан», а также доктора исторических наук Айман Досымбаевой балбал тюркского периода был благополучно возвращен на свое историческое место. Археолог Виталий Волошин, допустивший такую оплошность, извинился перед нами и общественностью за самовольное извлечение памятника.

107-5-5

Атбасарцы гордятся тем, что на их земле сражался с джунгарскими захватчиками Кийкбай батыр. Но как Вы расцениваете факт появления еще одного мазара нашего героического предка?

— Приоритетом в нашей работе является осуществление инспекционной деятельности по сохранности памятников. Поднимаемый вами вопрос — прерогатива ученых историков и краеведов по исследованию мест захоронения. А происходит подобное из-за отсутствия четких письменных источников и подтверждающих документов. Нельзя основываться на одних устных воспоминаниях аксакалов, которым в свою очередь что-то рассказывали их предки. Чтобы не возникало казусов, в соответствии с нормами действующего законодательства РК необходимы соблюдение юридических процедур при возведении мазаров и каких-либо памятников известным личностям, согласование с местными исполнительными органами, учеными и общественными деятелями. К тому же при областном акимате есть комиссия по охране памятников истории и культуры, работающая на правах консультативно-совещательного органа. Самовольное возведение объектов подобного рода есть прямое нарушение законодательства.

С какими трудностями сталкиваетесь? Поделитесь своими планами на будущее.

— По-прежнему актуальным остается вопрос целевого финансирования на ремонт памятников истории и культуры. Центром не раз направлялись предложения в центральные исполнительные органы. Вызывает обеспокоенность факт увеличения числа случаев археологического изучения памятников методами, которые негативно воздействуют на его культурно-историческую целостность, подлинность его внешнего вида, материала, ландшафта.

Нужны также подзаконные нормативно-правовые акты к Закону РК «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия», в которых четко и конкретно прописаны процедуры их охраны и источник финансирования. Недостаточно средств и на проведение археологических работ в полном объеме.

Нашей области нужен свой научно-реставрационный центр по изучению исторических артефактов, восстановлению памятников архитектуры и археологии.

Благодаря помощи руководителя областного управления культуры Сауле Бурбаевой мы начали работу по инновационному проекту электронной базы данных и картографирования памятников, объектов истории и культуры на основе ГИС-технологий в рамках меморандума, заключенного с научно-иследовательским институтом при Национальном музее РК «Халық казнасы».

Марат НУРСЕИТОВ.

Фото из архива «АП».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также