При входе в фойе Курорт— Боровского рельсосварочного предприятия вывешен привлекающий внимание транспарант со словами: «Нұрлы жол» — путь в будущее». Здесь он не случаен. Потому как в этом лаконичном тексте сконцентрированы цели и задачи реализации новой экономической политики «Нұрлы жол», которая, по словам ее инициатора, Главы государства Нурсултана Назарбаева, является эффективным антикризисным инструментом для привлечения инвестиций и создания новых рабочих мест.
— Коллектив нашего филиала, — повел разговор его руководитель Ануарбек Шулгаулов, — целиком ориентирован на реализацию этой значимой государственной программы. Мы понимаем, что реализация лишь одного ее инфраструктурного проекта — развитие железнодорожного транспорта — внесет свою существенную лепту в укрепление экономики страны и окажет положительное влияние на жизнь казахстан-цев. На сей счет у нас есть четкий план действий, который тесно увязан с долгосрочной программой деятельности железнодорожного ведомства по многим направлениям. Для его выполнения на предприятии имеются необходимая материально-техническая база, квалифицированные кадры и приобретенный годами опыт участия в развитии инфраструктуры железнодорожной сети.
Рельсосварочное предприятие вскоре отметит свой полувековой юбилей. Основная его деятельность — ремонт и сварка старогодных и новых рельсов. За это время его коллектив записал в свой актив много добрых дел. Главные из них — динамичное удовлетворение потребностей путевых хозяйств новыми и восстановленными по всем требованиям эксплуатационных стандартов рельсами. Первое время завод обеспечивал потребности в них дистанций путей Северного региона, а в настоящее время принимает заказы на такую продукцию со всего Казахстана.
— Расширению сферы нашей деятельности, — продолжал руководитель предприятия, — способствовала модернизация действующего производства. Основными задачами проводимых работ явилась замена изношенного оборудования. Так, за счет установки нового французского оборудования освоено производство нового вида продукции — восстановление срока эксплуатации бывших в применении рельсов методом непрерывного фрезерования поверхности катания. А внедрение австрийских станков для резки дефектных участков изношенных рельсов (здесь их называют старогодными) увеличило производительность труда в 7,5 раза. Ввод нового оборудования на технологических линиях сварки рельсов сказался на качестве производимой продукции, которая востребована на внутреннем рынке. Сделав ставку на инновационное предприятие, мы производим конкурентоспособную продукцию, успешно решаем вопросы им-портозамещения. Этому способствует и запуск в эксплуатацию Актюбинского завода по выпуску новых рельсов длиной 120 метров, что позволит вскоре нам полностью уйти от зависимости закупать 25-метровые рельсы на предприятиях России, Украины и других стран. Отечественные рельсы прошли уже испытания. Они выдерживают все нормативные нагрузки.
Освоение технологии сварки отечественных длинномерных рельсов сулит большую выгоду. Если раньше на рельсовой плети длиной 800 метров, изготавливаемой из 25 метровых заготовок, требовалось сварить 32 стыка, то теперь из длинномерных отечественных — только 6-7. В настоящее время осваиваем технологию сварки отечественных рельсов, первую партию их уже отправили на Экибастузский ход.
Укладка на главных магистральных направлениях длинномерных бесшовных плетей позволяет повысить скорость и пропускную способность всех видов поездов. Там, где сегодня курсируют поезда «Тальго» со скоростью 140 км в час, железнодорожная магистраль на 80 процентов уже состоит из них.
Рельсосварочное предприятие дорожит своей репутацией. На всю отправляемую продукцию дает гарантию надежности и долговечности. Сошедшие с технологических линий длинномерные плети в обязательном порядке проходят, так называемый, выходной контроль. Только после этого продукция погружается на рельсовозный поезд и отправляется на объекты сорока дистанций пути. Филиал, кроме головного производства, имеет на периферии семь передвижных рельсосварочных машин, пять наплавочных колонн, работающих на возводимых и реконструируемых объектах дистанций пути страны.
Год за годом стальные магистрали страны развиваются ускоренными темпами. Задание минувшего года по сварке и репрофилированию рельсов выполнено успешно. Кроме того, изготовили для путейцев страны рамные (переходные) рельсы на стрелочные переводы.
По всем технико-экономическим показателям успешно ремонтники завершили и первые шесть месяцев текущего года.
Но честно признаться, — делился собеседник,- все это далось с большим трудом. Наше стабильно работающее предприятие, как, впрочем, и многие другие, ощущает давление мирового экономического кризиса. Нынче объемы производства несколько упали. Но своевременно разработанная и четко выверенная внутриведомственная антикризисная программа под эгидой «Нұрлы жол» и ее реализация по таким направлениям, как импортозамещение, производство конкурентоспособной продукции с маркой «Сделано в Казахстане» позволяет своими силами решать возникающие проблемы. Так, несмотря на проведенную оптимизацию, мы сохранили коллектив, ни одного человека не уволили. Рельсосварочный цех переведен на четырехсменный режим работы, ряд специалистов переобучили навыкам контактной сварки. Многие заводчане обучились сварочному делу на Псковском электросварочном заводе (Россия), Киевском заводе им. Патона (Украина).
На РСП сегодня трудятся 350 человек, их работа хорошо оплачивается. Среднемесячная зарплата с начала года составила 130 тыс. тенге и выдается регулярно. Руководство предприятия предлагает своим работникам солидный социальный пакет.
Костяк коллектива составляют специалисты, проработавшие длительное время на производстве. Высоких показателей в труде добиваются наладчик сварочной машины Николай Афонин, сварщик контактной сварки Юрий Ведер, фрезеровщик Амангельды Абраев, многие другие. Ближайшая цель коллектива — в совершенстве освоить технологию сварки 120-метровых рельсов и за счет этого в два раза увеличить рост производительности труда.
Иван ПЕРЕРВА.
Бурабайский район.
Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.