Глаз да глаз…

Религия и общество

Началось все с того, что Амир, которому на тот момент было чуть больше 20 лет, стал вдруг проявлять большой интерес к религии, ходить в местную мечеть, где его научили совершать намаз, читать специальную литературу, выучил арабский алфавит. Доступнее всего оказалась информация в соцсетях, он уже целенаправленно начал посещать разные группы, слушал аудиообращения религиозного характера, в том числе и с призывами к мусульманам участвовать в джихаде.

Далее цитируем выдержки из приговора суда, состоявшегося в феврале нынешнего года и уже вступившего в силу. «…Так как он считал себя мусульманином, он задумался о военном джихаде в г. Акколе, с этой целью приступил к созданию группы из числа молодых мусульман, которые вместе с ним воевали бы против неверующих города Акколя. …Нашел в интернете несколько способов, как сделать взрывное устройство, и выписал себе в тетрадь… В социальных сетях искал друзей, которым предлагал создать общину мусульман, говорил им о необходимости борьбы с неверующими, предлагал создать группу для «вооруженного джихада в г. Акколе» … Стал переписываться с несовершеннолетним К., жителем г. Акколя… В ходе переписки Амир приводил хадисы, что мусульмане должны воевать за свою религию, правительство ущемляет права мусульман… Они встретились около центральной мечети … К. пришел не один, с ним были его друзья, которых он стал публично призывать объединиться с целью создания своего жамагата на территории города Акколя и установить свои права. Он же высказывался о необходимости выезда в Сирийскую Арабскую Республику для участия в военных действиях. Но они отказались и обо всем сообщили работнику центральной мечети Р., который после убеждал его, что он не прав в своих суждениях. Однако Амир начал ругаться и говорить что «нажил себе врагов», и что они не знают основных столпов Корана… Ранее в мечеть приходила мама Амира и говорила, что сын стал очень агрессивным, что картины и изображения он не разрешает вешать дома, так как в исламе это является грехом…. Когда он выходил из мечети, на улице произошла словесная ссора… Амир вытащил складной нож и побежал в их сторону, крича «Аллах Акбар»… После совершил кражу денежных средств из мечети и книги Корана (воплощая идею совершения так называемого «амолиета» — добывания денег путем совершения краж, грабежей, разбоев. Прим автора)… В изоляторе временного содержания Аккольского РОВД Амир говорил, что полностью поддерживает ИГИЛ по созданию единого халифата, при возможности он уехал бы в Сирию для вступления в ИГИЛ для борьбы против неверных. Для него государственные служащие являются неверными, для него есть только понятия мусульманин и не мусульманин, земля ислама и земля неверующих… Суд соглашается с заключением экспертов о том, что высказывания Амира направлены на возбуждение религиозной розни. Более того, суд считает, что они являются пропагандой исключительности граждан, придерживающихся религии ислам, их превосходства над лицами других религий, а также неполноценности последних по отношению к религии…

Указанные действия Амира суд расценивает как пропаганду терроризма, исключительности, превосходства, совершенные при использовании средств массовой информации и информационно-коммуникационных сетей, а также как умышленные действия, направленные на возбуждение национальной и религиозной розни… Преступления, в которых Амир обвиняется, являются тяжкими и представляют особую общественную опасность. Хотя Амир утверждает, что раскаялся, из его поведения на суде нельзя сделать однозначный вывод о том, что он осознал общественную опасность своих радикальных взглядов и высказываний, полностью отказался от них… В то же время он ранее не судим, молод, по месту жительства характеризуется положительно… Признать Бадриденова Амира Супуховича виновным, …назначить наказание в виде лишения свободы сроком на пять лет с конфискацией имущества, добытого преступным путем, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима…».

В октябре этого года ему исполнится 23. Аккольский халифат, террор, неполноценность одних по отношению к другим — это кажется такой нелепостью, чем-то таким далеким от нас, что вопрос о психической полноценности обвиняемого вырвался как-то сам собой. Оказалось, вполне здоров, но «заблудился», что называется, на всю голову. «Кто виноват и что делать?» — надо полагать, что этими неистребимыми в поколениях вопросами уже задались все те, кому это положено хотя бы по должности и в силу служебных обязанностей. Как бы это ни показалось циничным, но хорошо, что личная трагедия не стала массовой. Спасем ли мы от страшных заблуждений Амира, еще не факт, но хорошо, что общими усилиями уже спасаем от него других.

— Наша с вами основная задача — профилактика религиозного экстремизма, который зачастую именно через соцсети внедряется в молодежную среду. В нашей области это 25% от общего числа проживающих, — говорил на заседании Совета по связям с религиозными объединениями при акимате области заместитель акима области Нурлан Нуркенов. — Мы ошибаемся, если думаем, что это дело исключительно образования или правоохранительных органов. Это не даст эффекта.

073-3-4

И дал ряд конкретных поручений, в том числе и по заполнению интернет-пространства. В этой связи есть достаточно интересные идеи у управления молодежной политики, создавшего свой пул блогеров. Не первый год в области выделяются на обучение определенной части молодежи гранты акима области по самым востребованным специальностям. Среди них есть и будущие теологи, а сегодня можно и нужно привлекать грамотных специалистов со стороны, что в принципе и делается. Популярность Динмухамеда Сманова, работающего с лицами, попавшими под влияние радикальных идей, может служить доказательством эффективности, что называется, точечной работы профи-харизматика. Это о таких говорят: и один в поле воин. Побольше бы таких «воинов», обладающих знаниями и умеющих противопоставить радикальным идеям свои доводы, выступающих на занятиях в школах, вузах и в мечетях, колониях… Большая роль в этой работе отводится этнокультурным объединениям, сферам образования, культуры, занятости, СМИ.

Докладывая на Совете о религиозной ситуации и реализации госпрограммы по противодействию религиозному экстремизму и терроризму, руководитель управления Сауле Ибраева привела интересные данные опроса. Опросы бывают, конечно, разные, как и специалисты, их проводящие. Но и в некоторых «заказных» доля истины достигает контрольного пакета. Так вот, среди факторов, которые могли бы стать причиной распространения в Казахстане религиозного экстремизма и терроризма, акмолинцы выделяют: низкий уровень грамотности граждан в этой сфере — 25,8%. Активизация в интернете представителей деструктивных радикальных организаций — 19,4%. Собственное толкование основ культурообразующих религий — 12,3%. Безработица — 10,6%, низкий уровень жизни — 6,8%, отсутствие перспектив и уверенности — 6,3%. Вот и обозначили поле, где в первую очередь требуется активизация нашей деятельности. И еще одна цифра: 61 % (!) участников анкетирования придерживаются принципа мирного разрешения ситуации, если будут задеты его религиозные чувства представителями другой конфессии.

Выступая на совещании, заместитель акима Аккольского района Гульнар Абулхаирова тоже назвала много цифр. 22 встречи проведены в прошлом году на предмет разъяснения Закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», основ вероучений мировых и традиционных религий, формирования неприятия деструктивных религиозных культов. Назвала ведущих этих мероприятий и охват населения. В этом году с января по май уже провели 10 мероприятий, которые освещались в районных газетах. Конечно, все это необходимо. Но ни слова не сказано о прошедшем в Акколе суде. Хотя и отметила, что «с учетом происходящих глобальных событий в Сирии и ИГИЛе возрастает необходимость совершенствования работы государственных органов по информационно-разъяснительной деятельности по противодействию религиозному терроризму и экстремизму».

Тогда еще несколько фактов из выступления руководителя отдела прокуратуры области Сырыма Белгибекова. «По сравнению с прошлыми годами наблюдается рост уголовных дел по экстремистским и террористическим преступлениям. Так, с 2014 года по истекший период 2016 года возбуждено всего 24 уголовных дела, из них: в 2014 году — четыре дела; 2015 — 11 дел, и за неполные шесть месяцев текущего года — 13 уголовных дел».

Кто-то из умных мира сего сказал, что для того, чтобы бороться с каким-то опасным явлением, нужно как минимум знать его природу, его корни. Не дать разрастись и не превратить борьбу в утомляющий ритуал. Мы ведь были уверены, что нас это не коснется, на нашу стабильность, толерантность никто не посмеет поднять руку. А жизнь такова, что нужно уметь и защищать наши человеческие, межконфессиональные, межнациональные отношения, которыми мы так гордимся.

Валентина КОСЯНЮК.

Фото Ермурата ДОСУМОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также