Эксклюзив «АП»
Жайлагуль Сагындыкова — доцент кафедры английского языка и методики преподавания КГУ им. Ш.Уалиханова, стипендиат программы «Болашак». За время нашей беседы несколько раз ловила себя на мысли, что комплексую перед ней: столько в ней интеллекта, энергии и позитива. В интервью «АП» молодой ученый делится размышлениями о стипендиальной программе, карьере, чувстве Родины и образе казашки за рубежом.
Болашакер Жайлагуль Ораловна проходила стажировку в Penn State University (США) — Университет штата Пенсильвания — по специальности «Управление в сфере образования». К слову, сегодня она является директором Евразийских программ, распространяет информацию о Пенсильванском университете, возможностях студентов учиться там, оказывает, к примеру, консультационную поддержку в сборе документов. Одним словом, помогает вузу распространяться в Евразийском регионе. Открыла собственную языковую школу «I Bridge». Но «главной работой» считает КГУ им. Ш.Уалиханова.
О семье
«Мои папа с мамой больше 20-ти лет проработали инженерами в Васильковском ГОКе, оттуда и ушли на пенсию. Папа закончил Карагандинский политехнический университет, он был первым в своей семье, получившим высшее образование. Мама — единственная с вузовским дипломом. Я замужем, детей пока нет. Супруг-дизайнер, художник, имеет свою арт-студию. Он немножко другой. Точнее, совсем другой. Сдержанный, стабильный.
Среди родных я единственный болашакер. Есть бухгалтеры, предприниматели, пожарные.
Мечта — английский
«Мечтала именно знать английский, а не быть преподавателем. В 9 классе самовольно перешла в МГ № 5 «Тандау», родителей поставила перед фактом. Там просто хорошо английский преподают. Потом поступила в универ, получив степень бакалавра переводческого дела, уехала в Германию повышать языковой уровень. Окончив семимесячные курсы, поступила в магистратуру на грант в КГУ им. Ш.Уалиханова. Потом — аспирантура Алматинского КазУМО и МЯ. В 2010 году защитила кандидатскую диссертацию. На тот момент я заведовала кафедрой переводческого дела в Кокшетауском университете им. А.Мырзахметова. Предложили работу в госуниверситете; в рамках двух больших научных проектов по работе с казахской диаспорой побывала в четырех странах — Финляндии, Великобритании, Польше, Германии. Сейчас в своей же языковой школе изучаю французский язык: открыли курсы. Стимулирую детей, потому что языком «ЭКСПО», кроме английского, станет и французский. Объясняю: каждый выученный язык — ваши новые возможности».
Счастье на голову запросто не свалится
«Всегда знала, что очень коммуникабельная. Когда проходила психотест по «Болашаку», выяснилось, что тип у меня — социальный, «человек общества». Американцы характеризовали меня как «женщину посольства». Которая может и там и тут, со всеми налаживать контакты. Это я к тому говорю, что всегда хотелось учиться в Америке. Казалось, что с моим темпераментом, видением жизни именно в США будет легко самореализоваться. Уже в университете поняла: нужно идти дальше. Образование у меня было фундаментальное, по советской системе. Есть стереотип, что конкурс по «Болашаку» — это очень тяжело. Это не так. Нужно просто подготовиться: собеседование на трех языках и психологический тест. Про влиятельных родственников — слухи.
Когда узнала, что прошла, эйфории не было. Надо было еще получить приглашение зарубежного вуза, его я ждала полтора года: отправляла письма в американские вузы, выезжала на выставки и конференции. Вот тогда и почувствовала эйфорию. Я хочу сказать, что это приглашение не свалилось мне запросто на голову».
Денег хватало
«Студенты, которые учились со мной там и сами оплачивали свое обучение, говорили: как вам повезло с Президентом, Правительством, которые инвестируют в знания. Многие ведь продают квартиры, зарабатывают в течение 10-15 лет на обучение в престижном зарубежном вузе.
Я не испытывала там материальных трудностей. Стипендия грамотно продумана, с учетом расходов среднестатистического жителя Америки. 1600 долларов в месяц: проживание — 600 плюс 200 — свет, комуслуги. И еще 800 — питание. Денег хватало».
Цейтнот
«Болашак» — это больше, чем учеба. В Penn State University у меня было много проектов с вице-президентом вуза. Я была его научным исследователем, стажером руководителя большого международного отдела, в котором работают сто человек.
Помню, как хотелось успеть везде, каждый свой день расписала по минутам, с восьми утра — до восьми вечера. Понедельник, среда, пятница — спорт, я в США получила два пояса по айкидо. Это там очень дешево: если у нас занятия в месяц стоят 7-8 тыс. тенге, то там — 60 долларов в год. А сколько семинаров, встреч, занятий… Первые три месяца понимала: мой английский на очень низком уровне.
У меня был свой офис (его предоставлял университет), вход в библиотеку, доступ ко всей мировой литературе. Проводила много встреч — в неделю до 10-15-ти — с профессорами, представляла Казахстан, организовывала анкетирование, беседы со студентами, интервьюирование. Цель моего исследования — как американский вуз развивает свое международное сотрудничество. И сейчас его результаты предлагаю всем казахстанским вузам на больших семинарах, выступаю с информацией о том, как правильно планировать свое поступление в зарубежные вузы. Могу об этом говорить со знанием дела, потому что побывала с «той» стороны: пока проходила обучение, вуз предложил работу в качестве члена приемной комиссии, они мне позволили войти в свой состав. Проводила тестирование, интервьюирование, проверяла документы, портфолио и пр. И теперь я стараюсь донести культурные возможности казахстанского и американского менталитетов. В феврале прошел семинар Центра Болонского процесса и академической мобильности (при МОН), который развивает в Казахстане алгоритм международного сотрудничества на примере зарубежных вузов. Я выступала по рискам. Результатом стажировки стали и публикации в научных журналах».
Чувство Родины
«Обостряется в сто тысяч раз. С1994 года в Университете штата Пенсильвания обучилось около 130-140 человек. За эти годы сложилась очень хорошая традиция поддерживать тех, кто только приехал или уезжает. Создается эдакий альянс выпускников-казахстанцев. У каждого в общежитии флаг. Готовят куырдак, бесбармак, бауырсаки. И если приезжают твои родственники, а ты не можешь их разместить, помогают те, у кого есть возможность. Например, у меня жили мамы двух девочек, которые приехали к ним на выпускной.
Во время стажировки в США я провела три большие презентации о казахских традициях и языке, празднике наурыз. Самое важное мероприятие, я считаю, — онлайн-встреча (5 марта 2015 года) американских вузов с министром по инвестициям и развитию Асетом Исекешевым. Он ознакомил с правилами и законами инвестирования в Казахстане.
В первое время меня часто спрашивали: могла бы, мол, остаться там жить? Нет. Казахстан — моя родина, у меня есть внутренние обязательства. Сегодня многие зарубежные программы отказываются от того, чтобы отправлять студентов за границу в юном возрасте. Я считаю правильным, что «Болашак» -для зрелых людей. Потому что уже есть сложившееся мировоззрение, но научиться чему-то хорошему можно всегда: умению анализировать, развивать свое критическое мышление. Вообще выезд за рубеж, мне кажется, помогает человеку посмотреть на все «со стороны». Понять, во-первых, что мы все — люди, у нас одни и те же проблемы, несмотря на цвет кожи, образование, статус. Каждый мечтает быть счастливым, успешным, здоровым. Кстати, если вести здоровый образ жизни, ходить в спортзал для казахстанцев стало модным сейчас, то для американцев это даже не стиль жизни. Это — как чистить зубы после завтрака. Я бегаю, хожу в тренажерный зал, «качаюсь».
Жизнь за границей помогла острее почувствовать, как важны для меня родные. Поэтому я сделала такой «год семьи». Стараюсь проводить с ними больше времени, быть внимательнее к ним, например, чаще выезжать вместе на природу, заниматься образованием племянников.
Я заметила, что в Америке, когда произносишь «Казахстан», к тебе всегда положительное отношение. Мне часто говорили: «Ты так похожа на девушку из Казахстана, такая же открытая, веселая, коммуникабельная». Я это понимаю так: выезжая за границу, мы создаем там образ казашки. Она красивая, активная, воспитанная, обязательно — умная. И наверно рискованная. Потому что даже профессора многие там удивлялись: как вы могли оставить на год свою семью, это же очень трудно. Нет такого впечатления, что мы — как в «Борате». Мне показалось, им неловко, когда речь заходит об этом фильме».
Поколение «I»
«Школу «I Bridge» открыла в Кокшетау в январе этого года, уже по приезду из США. Здесь у студентов есть возможность изучать языки в свободной атмосфере, стараюсь учить их мыслить критически, не бояться принимать решения, меняться. Английский — это инструмент, чтобы поступить в иностранный вуз, магистратуру или PhD-докторантуру в Казахстане. Я хочу, чтобы они не боялись самосовершенствоваться. Это важно сегодня, когда каждый год разрабатываются и осваиваются новые технологии. За рубежом уже обсуждают, как сделать образование многовекторным, многофункциональным. Они ставят немного другие задачи — умение принимать быстрые решения, быть экспертом в нескольких сферах сразу. Например, быть профессионалом одновременно в журналистике и, допустим, машиностроении.
Неслучайно школу назвала «I Bridge». «I» -новое поколение детей (айфон, айпад и т.д.), к которому нужен определенный подход. «Bridge» — мост в достойное будущее».
«Вообще, я советую почаще встречаться, говорить с болашаковцами. Десять тысяч человек смогли пройти эту школу. Почему ты не сможешь?! В КГУ им. Ш.Уалиханова по этой программе отучилось 50 человек, еще 16 сейчас учатся. И еще одна девочка в этом году прошла конкурс.
Это программа, которая позволит инвестировать — в себя, свою семью и в будущее страны. Не все могут потратить 50 тысяч долларов на обучение за границей, «Болашак» делает это реальностью. А стажировка обязательно позволит сделать рывок — в карьере, спорте, семье. Или просто посмотреть по-другому на жизнь, сделать для себя важный поворот».
Асель АУТАЛИПОВА.
Фото автора.