В лесоводы со школьной скамьи

Экологическое воспитание

На областной семинар «Опыт и перспективы развития школьных лесничеств, экологических кружков» собрались руководители школьных лесничеств, экологических кружков.

Форум, посвященный экологическому воспитанию подрастающего поколения в современных условиях, формированию профессиональной ориентации учащихся в области лесного хозяйства, организовало облуправле-ние образования, предоставив педагогам и возможность обмена опытом работы. В работе семинара приняли участие и представители других ведомств. Среди обсуждаемых вопросов: активизация работы школьных лесничеств, экологических кружков, экологическое воспитание молодежи, формирование навыков исследовательской деятельности, креативного мышления и другие.

В Акмолинской области работают 53 школьных лесничества, среди них есть объединения с многолетней историей. К примеру, созданные в 1972 году в Краснокордонской основной школе Зерендинского района, в 1981 году в средней школе имени С. Сейфуллина Бурабайского района.

Действует станция юных натуралистов в Жаксынском районе, кроме того, в организациях образования насчитывается порядка 100 экологических кружков с охватом 1500 учащихся, более 150 юн-натско-биологических кружков с тремя тысячами школьников. Средний возраст членов школьных лесничеств -10-17 лет. Юные лесоводы оказывают помощь в проведении лесоохранной и природоохранной агитации и пропаганды, участвуют в зеленых акциях, познают и учатся беречь окружающий мир.

По мнению замдиректора ОЦФЗОЖ Даны Жантемировой, современное подрастающее поколение должно быть здоровым в соответствующей природной среде. Она остановилась на одном из приоритетных направлений воспитательной деятельности — здоровом образе жизни.

059-8-5

В современном мире наблюдается небывалый рост объема информацией, от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и набор деловых качеств: предприимчивость, способность ориентироваться, принимать решения, творческий подход. Одно из средств формирования и развития инновационного мышления — введение в педагогическую практику проектно-исследовательской деятельности учащихся. О ее организации и технологии   ведения   научно-исследовательской деятельности школьников рассказала старший преподаватель кафедры инновационных технологий и методики преподавания естественнонаучных (гуманитарных) дисциплин института повышения квалификации педагогических работников по Акмолинской области филиала АО НЦПК «Өрлеу» Райхан Саулембекова.

Школьные лесничества рассматриваются как ступень ранней профессиональной ориентации школьников. Об этом говорила преподаватель спецдисциплин колледжа экологии и лесного хозяйства г. Щучинска Наталья Дудина, познакомив участников семинара со специальностями, которые можно получить в этом учебном заведении. По его окончании учащиеся, например, могут получить следующие квалификации: «Мастер леса», «Мастер по ландшафтному дизайну», «Механотроник», в новом учебном году появится еще одна — «Инспектор недропользования». Интересен был и ее рассказ о деревьях, цветах, которые выращивают учащиеся колледжа.

Собственными наработками делились руководители школьных лесничеств Урумкайской средней школы и Краснокордонской основной школы Гульжан Еламанова и Асель Мухамбетжанова. Деятельность школьных лесничеств весьма разнопланова. Разработка проектов, участие в областных слетах, в районных и школьных экологических праздниках, конкурсах, олимпиадах, проведение экологических акций «Птицы — наши пернатые друзья», «Дыши, веточка», «Тропинка», «Чистые родники», «Очистим планету от мусора», создание презентаций и видеороликов на противопожарную тему-далеко не весь перечень дел и мероприятий защитников природы. По словам руководителей, участвуя в них, ребята-любители приобретают профессиональный опыт, открывают творческие способности, занимаются увлекательной исследовательской деятельностью, тесно сотрудничая с работниками лесных хозяйств. Они уверены: сегодня экологическое мышление, экологические идеи превращаются в материальную силу прогрессивного развития общества.

Образовательную программу экологического кружка «Юный эколог» представила педагог дополнительного образования Макинского Дома детского творчества Буландынского района Галина Матарыкина. Этот кружок выработал свою систему образовательной программы, состоящей из восьми модулей. Основные формы занятий — беседы, брейн-ринги, акции, экологические игры, экспресс-викторины, слайд-лекции, интеллектуальные игры, экскурсии. Кроме того, почти в каждой школе района созданы волонтерские экоот-ряды. Образовательная программа предлагает воспитанникам кружка «Юный эколог» ступени личностного роста: «Я — эколог», «Я — лидер», «Я — друг», «Я — здоровый человек, житель моего города, культурный человек, успешный ученик, гражданин».

По итогам семинара разработаны рекомендации, касающиеся, в частности, создания областного совета по координации деятельности школьных лесничеств, эко-кружков в Акмолинской области, региональных программ поддержки движения школьных лесничеств, разделов школьных лесничеств на сайтах организаций образования для информационного обмена.

Жулдыз ИЛЮБАЕВА,
методист областного центра детскоюношеского туризма, краеведения и экологии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также