Золотой фонд области
События Великой Отечественной войны ушли в историю, но память о них продолжает жить. О многом из того, как это было там, на фронте, сегодня нам рассказывают еще здравствующие солдаты былых сражений, вспоминая в первую очередь яркие, незабываемые эпизоды тех далеких лет, имена друзей-товарищей, защищавших родную землю от поработителей.
Михаил Тимофеев из когорты тех, кто честно исполнил сыновний долг перед Родиной и вернулся домой победителем. При встрече он не спеша ведет разговор о суровом военном лихолетье, называет имена однополчан, с кем довелось громить врага в составе особого 69-го авиационного полка Белорусского фронта. По его словам, это были люди отважные, для которых понятия честь и долг были святыми.
— Порой закрываю глаза и вижу перед собой жизнерадостного, неунывающего отважного летчика, командира звена, капитана Михаила Царевского, — говорит собеседник. — Это был очень грамотный и опытный пилот. Он умело поднимал в воздух верного труженика войны — самолет ПО-2 — на выполнение боевых заданий командования и всегда возвращался на полевой аэродром. Там, в небесах, был внимателен, точно наносил бомбовые удары по целям противника, следил, нет ли за ним погони. Но однажды так увлекся в бою, что просто потерял бдительность, чем воспользовались вражеские стервятники. Окружив его с двух сторон, жестикуляцией давали понять, мол, иди на посадку. Загрохотали зенитки, лучи прожекторов ослепили его. Мой командир после рассказывал, что в тот момент он действовал автоматически, у него не было ни волнения, ни страха. А фашисты все обстреливали самолет. Тогда капитан делает резкие виражи, увеличивает скорость и, снижаясь, уходит в сторону, взяв курс на свою территорию. Вот он, родной аэродром, и встреча с теми, кто благословлял в полет.
Таких отчаянных, отважных пилотов в полку было большинство. По пять и больше боевых вылетов за ночь совершали они. Под покровом ночи, рассказывал очевидец, с приглушенными моторами часто появлялись над позициями противника и сбрасывали на него свой смертоносный груз.
— Однажды ночью мы проводили на выполнение боевого задания сразу три экипажа ПО-2, — рассказывает ветеран. — По всем расчетам через час они должны возвратиться на аэродром. Назначенное время прошло, а наши воздушные соколы не дают о себе знать. Беспокоимся, то и дело выходим на связь с диспетчерской службой авиаполка. Последние сообщили, что летчиков атаковали самолеты противника и они сменили курс полета. А через время один за другим приземлились только два борта. О судьбе третьего никто ничего не знал. Но вскоре над аэродромом появился и «пропавший», управляемый молодым лейтенантом. Долго кружил, присматриваясь, где посадить машину. У самолета было повреждено шасси. Когда он коснулся земли, его бросило из стороны в сторону, а затем он перевернулся. Летчик был тяжело ранен, но даже в экстремальных условиях не потерял самообладания. Летательный аппарат мы восстановили, а пилота долго выхаживали медики.
— В режиме больших нагрузок действовали и мы, аэродромные специалисты, — рассказывал Михаил Павлович. — На подготовку самолета на боевое задание отводилось не более полутора часов. За это время звено технарей тщательно прослушивало работу двигателей, приборов, проверяло исправность рулевого устройства и шасси, заправляли топливом. Приходилось залатывать дыры от пуль и осколков в корпусах ПО-2. Но все это не идет ни в какое сравнение с теми переживаниями, которые ощущал каждый механик в ожидании возвращения самолетов на аэродром. Минуты казались часами, роились мысли, все ли целы и невредимы. Ну, а появление на горизонте своих асов и запрашивание ими разрешения на посадку вызывало большое удовлетворение от осознания того, что в уничтожении пилотами живой силы и техники противника есть доля труда и техников аэродрома.
В конце 1943 начале 1944 годов авиационный полк, где служил наш земляк, взаимодействовал с чешскими и польскими партизанами. Народные мстители пускали под откос идущие с запада на восток фашистские железнодорожные эшелоны, груженные техникой, боеприпасами и продовольствием. Им здорово в этом помогали авиаторы полка. По ориентировкам разведки, летчики мощными ударами с воздуха уничтожали военные базы противника, взрывали рельсы, сеяли панику в местах расположения соединений противника.
Наш земляк часто встречается с молодежью, охотно рассказывает юношам и девушкам о событиях грозовых — сороковых.
Нередко ребята спрашивают фронтовика, как удавалось авиаторам удерживать превосходство в воздухе такими примитивными, сделанными из фанеры и обтянутыми плотной тканью, самолетами ПО-2.
На этот вопрос у Михаила Павловича всегда есть ответ:
— Мы вели справедливую войну, защищая свою землю от врага. Великая любовь к Родине, всеобщий патриотизм, смелость и стойкость солдат -вот те слагаемые, которые обеспечили нам Победу над злейшим врагом человечества. К тому же, летный состав был очень хорошо подготовлен. Я, рядовой военной авиации, отдаю должное конструкторам, построившим этот самолет, который блестяще выполнял свою летную службу. Скажу больше, ПО-2 были настолько удачно сконструированы, что после войны долгое время еще эксплуатировались в отраслях народного хозяйства, с большим успехом выполняли очень много важных задач — военных, учебных, сельскохозяйственных, медицинских, транспортных, почтовых, геологических и т. д. И еще. После войны вычитал в одном журнале, что все без исключения военные летчики прошли первоначальный курс обучения летному искусству на самолете типа ПО-2.
После войны Михаил Павлович служил в истребительном авиационном полку в составе Группы советских войск в Германии. Демобилизовавшись, возвратился в родной г. Есиль. Работал ремонтником в дистанции пути, позже грузчиком. Последние 30 лет до ухода на пенсию трудился шофером. За ратные подвиги и трудовые заслуги удостоен одиннадцати медалей. Жизнью доволен, обитает в благоустроенной двухкомнатной квартире, которую ему выделил райакимат.
В эти дни ветеран войны и труда отмечает свое 90-летие. Уважаемый Михаил Павлович! Коллектив редакции областной газеты «Акмолинская правда» сердечно поздравляет Вас со славным юбилеем, желает крепкого здоровья и счастливой жизни.
Иван ПЕРЕРВА.
Есильский район.