Эксклюзив «АП»
О любви к лошадям, национальной игре кокпар, специфике правил в эксклюзивном интервью «АП» рассказал мастер спорта РК по аударыспаку, член областной сборной, два года подряд становившийся чемпионом РК, а ныне играющий тренер, воспитывающий молодых кокпаристов в областной ДЮСШ по национальным видам спорта — Азамат Кадыров.
Работать в областную ДЮСШ по национальным видам спорта его в этом году пригласил руководитель Марат Койшин, который внимательно следил за успехами спортсмена, зная, что тот отлично владеет не только игрой аударыспак, а практически всеми конными национальными видами спорта, включая командный кокпар, которому в областном центре детей никто не обучал.
— Мне хочется, чтобы на ипподроме было также многолюдно, как на футбольном поле, — объясняет Марат Койшин. — Глянешь в окно, ребята с удовольствием гоняют мяч в любую погоду. Ипподром же зачастую задействован у нас лишь на праздники и на соревнования. Теперь, с приходом молодого тренера, уверен, все изменится. Хочу заметить: секция кокпара действует в нашей школе уже десять лет. С ее открытием начали работу четыре тренера, но все они занимались с детьми в районах, тогда как в областном центре этот вид спорта практически не развивался.
—Азамат, давайте познакомимся. Расскажите немного о себе. Откуда такая любовь к лошадям?
— Я родился и вырос в Ерейментауском районе, поселке Сайдалы. В семье нас девять человек, я — самый младший сын. С лошадьми знаком с детства, национальными конными играми серьезно увлекались и мой отец, и мой дед Кадыр Ахметов. Кстати, ему 75 лет, а он до сих пор сидит в седле. Именно дедушка настоял, чтобы я профессионально занялся конными видами спорта, пропагандировал игры наших предков. Мой брат Берик Ахметов — тренер по аударыспаку в Ерейментауском районе. Так что увлечение лошадьми у нас семейное. Учась в первом классе, я уже крепко сидел в седле, пас со взрослыми скот. Во втором — выступал на скачках, участвовал в байге. Когда подрос и набрал вес, перешел в аударыспак, увлекся кокпаром — чисто командной игрой.
— И все—таки, почему именно кокпару Вы учите сегодня детей? Чем Вас привлек?
— Во-первых, это древняя казахская игра, которая воспитывает дух, силу, характер. Во-вторых, как я уже сказал, это действительно командная игра, ты многому учишься именно в команде, начинаешь слушать не только себя, но и своих товарищей. Ну и, конечно, это общение с лошадьми. Это очень умные животные, они чувствуют твое настроение, твое состояние, лечат и помогают во многом.
— В каких регионах Казахстана наиболее популярна эта игра?
— Конечно, в южных областях, там это у них врожденное! (улыбается). Там и команды сильные. Хотелось бы, чтобы наши ребята выезжали туда на различные товарищеские встречи. Всегда есть чему учиться у сильных соперников. К сожалению, реалии таковы, что финансирование не всегда позволяет участвовать во всех проводимых турнирах. Конечно, если это соревнования республиканского или областного уровня, наши спортсмены выступают обязательно. А вот на товарищеские матчи не всегда удается попасть…
— Как выбираются лошади для кокпара?
— Как правило, в кокпаре участвуют только жеребцы, кобыл брать нельзя. Во-вторых, не каждая лошадь подойдет для этой игры. Должны быть характер, хорошая родословная линия. Лошадь нужна крепкая, тяжеловесная. По моему мнению, когда рождается жеребенок, можно уже определить подойдет он для кокпара или нет.
— Многие не понимают игру в кокпар. Защитники животных выступают против игры как из—за жалости к лошадям, мол, большую часть нагрузок они берут на себя, так и из—за трофея (туши козла или барана), за который идет борьба. Как Вы на это смотрите?
— Конечно, в кокпаре бывают травмы. Как у лошадей, так и у наездников. Но сейчас меняются правила, становятся более мягче и гуманнее. Допустим, запретили «трос-камшы», это сейчас приравнивается к издевательству. Лошадь нельзя бить, как это было раньше, использовать шипованные подковы, которые травмируют ее. Идут разговоры и о запрете живой туши животного, сейчас в разработке муляжи, заменяющие ее. Правда, пока ни один муляж не выдерживает нагрузки, рвется. Седла нынче делают более мягкими, чтобы спины лошадям не натирали.
— Сколько приблизительно лет в кокпаре может играть лошадь?
— Все зависит от самой лошади. К примеру, в Казахстане есть жеребец по кличке Лазарь. На чемпионате Азии он получил приз «Лучшая лошадь», играет на позициях центра. А ему уже больше двадцати лет.
— Как поощряются животные за победу и послушание?
— Мы с ребятами балуем их едой (улыбается). Они очень любят морковку, сахар, кукурузу, мед.
— С начала года Вы тренируете в ДЮСШ по национальным видам спорта молодежь нашей области. Что труднее, тренировать или тренироваться самому?
— Конечно, обучать и тренировать ребят не просто. Каждый подросток, а в секцию у нас принимают, как правило, с 14 лет, индивидуален, к каждому нужен свой подход. Кажется, учишь других, а на деле многому учишься сам.
— Что ждет новичка, пришедшего в конные виды спорта?
— В первую очередь — знакомство с животными. Сначала мы изучаем амуницию коня: что такое сбруя, уздечки, седло, для чего они нужны. Ребята ходят в конюшню, учатся ухаживать за лошадьми, пытаются найти с ними общий язык. Иногда, прежде чем ребенок сядет в седло, может пройти не один месяц. И это нормально, ведь с первых минут, когда он пришел в секцию, вся ответственность за него ложится на плечи тренера.
— Уже не один год ведутся разговоры о включении кокпара в олимпийский вид спорта…
-Действительно, но мне кажется, это будет очень не скоро. Чтобы включить его в олимпийскую программу, надо кардинально поменять правила игры, сделать их намного мягче… А это уже будет не тот кокпар, в который играли наши предки.
— Ваши пожелания акмолинцам в весенний праздник Наурыз?
— От всего сердца поздравляю земляков с праздником весеннего равноденствия, хочу пожелать счастья, здоровья, успехов во всех начинаниях и мирного неба над головой. Анашей молодежи говорю: «Нежа-лейте себя, не жалейте своих сил, занимайтесь спортом, любым спортом, но не забывайте свои национальные игры, свою историю и традиции»…
Беседу вела Марина МАРКЕВИЧ.
Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.