Если вы приобрели некачественный товар
Случаются в жизни огорчения. Со многими бывало, что радость от долгожданной покупки сменяло разочарование от обнаруженных дефектов. Но все ли знают, как правильно действовать в такой ситуации? Некоторые сразу опускают руки, даже не пытаясь защитить свои права и деньги, считая это дело утомительным и бесполезным. Мы же хотим убедить, что соблюдение определенных правил и знание норм Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей» приведут вас к быстрому и положительному результату.
Допустим, при покупке бытовой техники следует обязательно проверить исправность товара, наличие всех необходимых документов таких, как паспорт, гарантийный талон и, конечно же, чек за произведенную оплату.
В соответствии с пунктом 2 статьи 29 Закона РК «О защите прав потребителей», при покупке товара продавец (изготовитель, исполнитель) обязан продемонстрировать свойства товара (работы, услуги) и его применение, если это не исключено ввиду их характера, и передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует предоставленной информации и условиям договора. А также по требованию потребителя предоставить ему документы, подтверждающие качество и безопасность товара (работы, услуги) и его комплектность.
Даже если в магазине вы не проверили исправность товара, то можете, при обнаружении того, что товар некачественный или имеет какие-либо недостатки, в течение 14 календарных дней предъявить претензии магазину. За исключением тех случаев, когда дефекты были оглашены при покупке, и товар был продан с уценкой или, если покупатель сам нарушил правила эксплуатации. В соответствии с пунктом 2 статьи 30 Закона при обнаружении потребителем недостатков товара и предъявлении им требования о его замене продавец (изготовитель) обязан заменить его незамедлительно, а при необходимости дополнительной проверки качества — в течение тридцати календарных дней с момента предъявления соответствующего требования. При замене товара (комплектующего изделия) гарантийный срок исчисляется заново со дня передачи его потребителю, если иное не предусмотрено договором. С согласия потребителя недостатки, обнаруженные в товаре, должны быть устранены продавцом (изготовителем) в течение десяти календарных дней с момента предъявления соответствующего требования, если иной срок не установлен договором.
В свою очередь продавец просто обязан выполнить одно из этих требований. Причем еще раз отметим, что выбор исключительно за потребителем, а никак не за продавцом, как бы он ни старался вас в этом уверить. Приведем наглядный пример. Представьте, что вы купили дорогой мобильный телефон, а через неделю он перестал работать. Вы идете к продавцу с требованием вернуть деньги. Но прежде проверьте, имеется ли у вас гарантийный талон. В данном случае, если у вас имеется гарантийный талон, то вы вправе обратиться к продавцу в течение гарантийного срока, указанного в талоне.
Итак, вы обратились к продавцу, он заявляет о необходимости провести дополнительную проверку и имеет, кстати, на это полное право (п.2 ст.30 Закона), которая может быть проведена продавцом в течение 30 дней. Продление сроков проверки является дополнительным основанием для возмещения неустойки. При этом, как бы ни старался продавец убедить вас в том, что это технически сложный товар, и он вправе его отремонтировать вместо возврата денег, стойте на своем. Поскольку требование о возврате денег предъявлено вами в пределах 14-дневного срока, в течение которого можно потребовать возврата денег за некачественный товар.
И еще, если при вашем обращении в магазине вас просят заполнить типовое заявление на возврат или замену товара, то его необходимо тщательно прочитать. Вполне возможно, что этот документ составлен таким образом, чтобы исключить возможность возврата денег. Подписав такой документ, можно будет только обменять покупку. Поэтому предпочтительнее всего составить претензию самостоятельно. В ней необходимо описать неисправность товара и что вы хотите получить: аналогичный товар или деньги. При этом к вашей претензии должны быть приложены все необходимые документы. А на самой претензии продавец должен поставить дату получения и подпись. Если же он отказывается это делать, то претензию можно выслать торговому предприятию заказным письмом суведомлением.
В случае, если было доказано, что неисправность возникла не по вине покупателя, магазин должен выполнить требования клиента. Деньги вернуть немедленно. В случае, если магазин превышает эти сроки, с него можно взыскать неустойку в размере 1% от стоимости товара (работы, оказания услуги) за каждый день просрочки. Так что свои права отстоять вполне возможно, главное — знать как.
Кайрат БАЙМУХАМБЕТОВ,
руководитель департамента по защите прав потребителей Акмолинской области КЗПП Министерства Национальной экономики РК.
Исключим антибиотики из меню
Всемирный день прав потребителей, объявленный ООН в 1994 году, ежегодно отмечается 15 марта. По сложившейся традиции Международная федерация потребительских организаций (СІ) каждый раз определяет тематику Всемирного дня прав потребителей.
В этом году организация призвала провести Всемирный день прав потребителей под девизом «Исключить антибиотики из меню» («Campaign to get antibiotics off the menu»), объяснив свой выбор тем, что возрастающая устойчивость людей к антибиотикам достигает опасно высокого уровня по всему миру. Всемирная организация здравоохранения предупреждает: если не предпринять срочных мер, наступит конец эпохе антибиотиков, лекарства перестанут быть эффективными, а простые инфекции и незначительные травмы вновь станут смертельно опасными для жизни и здоровья людей.
Растущая устойчивость к антибиотикам обусловлена их чрезмерным использованием. Как известно, около половины антибиотиков, производимых в мире, используются в сельском хозяйстве для стимуляции роста, а также в качестве превентивных мер защиты от болезней (вместо применения антибиотиков для лечения в случае необходимости).
Несмотря на всемирную озабоченность по поводу чрезмерного использования антибиотиков, их применение в сельском хозяйстве к 2030 году, полагают эксперты, увеличится на две трети: с 63200 тонн в 2010 году до 105600 тонн в 2030 году.
Международная организация по защите потребителей (CI) совместно со странами-членами планирует проведение мероприятий, направленных на то, чтобы призвать предприятия быстрого питания прекратить продажу мяса (мясных продуктов), животных, выращенных с использованием большого количества антибиотиков, необходимых для производства лекарств.
В целях предотвращения глобальной угрозы для здоровья населения Международная организация по защите потребителей (CI) призывает убедить продовольственные компании изменить политику в отношении использования антибиотиков. Важную роль в этом процессе могут сыграть потребители.
Отмечу, что мероприятия прошедшего Всемирного дня защиты прав потребителей носили и традиционный характер — информирование и консультирование населения, а также были направлены на совершенствование правового регулирования потребительских отношений, связанных с правами потребителей на здоровое питание.
Аскар АКИЖАНОВ,
руководитель отдела департамента по защите прав потребителей Акмолинской области.
Прежде чем купить воду
Специалисты по питанию настоятельно рекомендуют употреблять только экологически чистую воду. Следует помнить, что бутилирован—ная вода должна быть не только безопасной для здоровья, но и насыщенной полезными микро-, и макроэлементами.
Напомним, что у нас действует технический регламент «Требования к безопасности питьевой воды, расфасованной в емкости», утвержденный Постановлением Правительства РК от 9 июня 2008 года. Он учитывает следующие торговые наименования:
«Природная минеральная вода» -на этикетке должны быть указаны место происхождения воды, ее физиологические свойства. Допускается применение слов «стимулирует пищеварение», «облегчает работу печени», не допускается использование обозначений, указывающих на терапевтическое воздействие и лечение заболеваний. Допускается наносить информацию о пригодности для приготовления детского питания.
«Родниковая вода» — ее должны разливать непосредственно на источнике, она не должна подвергаться никакой обработке, кроме фильтрации. Она может обрабатываться воздухом, обогащенным озоном, можно удалять углекислый газ, если он присутствует. Такая вода должна удовлетворять микробиологическим требованиям.
«Питьевая вода» — не допускается наносить на маркировку информацию о ее медицинских свойствах (профилактическое, облегчающее, лечебное).
«Столовая вода» — в маркировке не указывается номер скважины, ее местонахождение. Указывается лишь минерализация и химический состав.
«Очищенная вода» — в маркировке не указывается происхождение источника и номер скважины. Нельзя указывать медицинские свойства.
Вода, расфасованная в емкости, делится по степени насыщения углекислым газом: газированная, негазированная, дегазированная и природно-газированная. А также по массовой доле содержания углекислого газа бывает слабогазированная, среднегазиро-ванная, сильногазированная.
При маркировании продукции на этикетке размещается дополнительная информация, к примеру, такая:
- природно-газированная — содержание углекислого газа из источника после разлива остается таким же;
- обогащенная углекислым газом -дополнительно обогащается углекислым газом;
- газированная — искусственно обогащенная углекислым газом.
Следует помнить, что при покупке воды есть риск приобрести подделку. Надо знать, что на этикетке бутылки обязательно должна быть информация о категории воды (питьевая, столовая, лечебно-столовая, лечебная) и о ее источнике (водопровод, номер скважины, местонахождение), с указанием адреса, химическим составом и регистрационными данными.
Нурлан СЕЙДАЛИН, госинспектор по государственному контролю (госстандарт) Акмолинской области.