Кулеке Танирбердиулы, прозванный в народе Кулеке батыром, был одним из наиболее близких сподвижников хана Абылая, бием. В памяти народа он остался как героическая личность, выдающийся государственный деятель своего времени.
…По преданиям, предки Кулеке-батыра проживали в долине реки Сырдарья. В годы Великого бедствия «Актабан шұбырынды» род откочевал и остановился на территории нынешней железнодорожной станции Азат Акмолинской области. По казахской устной генеалогии Шежире, он родился в первой четверти XVIII века на территории района Шал акына (бывший Сергеевский) Северо-Казахстанской области. Кстати, Шал акын (по рождению Тлеуке) — сын Кулеке, известный казахский акын-импровизатор.
Кулеке-батыр участвовал во всех основных сражениях того времени против джунгарского нашествия. Упоминается в очерке Ш. Уалиханова «Исторические предания о батырахXVIII века».
В 1756-1757 годах китайские войска окончательно разгромили Джунгарское государство. Возникла угроза вторжения войск Циньской империи в пределы Каза-хии. Об этой ситуации в книге ученых Р.Б.Сулейменова и В.А.Моисеева «Абылай-хан: внешняя и внутренняя политика» (Алма-Ата, 1988, 72 стр.) говорится так: «Положение становилось критическим. Повстанческие отряды в Джунгарии были окончательно разгромлены карательными отрядами, население поголовно вырезано… Многие казахские султаны и старшины откочевали вместе со своими улусами под защиту русских крепостей. Несмотря на это, Абылаю, Кулсаре и Кулеке-батырам удалось собрать шеститысячное ополчение и в первых числах июня (1757 г.) выступить в поход».
Поэтому есть все основания назвать Кулеке-батыра одним из наиболее выдающихся борцов за независимость казахов. Думается, сегодня вполне уместно сказать несколько слов о нем.
Являясь послами Абылай-хана, легендарные личности, батыры Кулеке и Кулсары выезжали на дипломатические переговоры с царской администрацией в города Оренбург, Уфу, Москву, Санкт-Петербург.
Потомки Кулеке от его шести сыновей проживают в районе Шал акына Северо-Казахстанской области.
Кулеке-батыр умер предположительно в 1771 году. Известно, что его сын — Шал акын — по указанию Абылай-хана похоронил отца в Туркестане возле мавзолея Ахмета Яссауи.
«Кулеке был старейшиной Атыгайского подрода Баимбет. Он всю свою жизнь был под началом Абылая, служил ханской орде», — писал о нем выдающийся казахский писатель Мухтар Магауин.
Его имя часто встречается в русских официальных документах, из которых видно, что батыр Кулеке был влиятельнейшим деятелем своей эпохи. Например, в приказе от 18 июля 1760 года Коллегии иностранных дел губернатору Оренбургского края А. Давыдову указывается, что батыр Кулеке является прославленным и уважаемым человеком среди казахов, и что поэтому необходимо поддерживать с ним хорошие отношения, оказывать ему почет.
Весьма почитаемый у казахов певец, композитор и поэт Сегиз-серэ, говорят, любил заканчивать свои бата (благословения, напутствия) словами: «будь сильным и могучим, как Кулеке!».
Мусатай ЕСМАГАНБЕТ,
исследователь народного творчества,
профессор КУ им. А.Мырзахметова.