Шекспировские страсти на акмолинской сцене

Премьера
В Казахском музыкально-драматическом театре им. Ш. Хусаинова снова премьера. Известный режиссер Куандык Касымов представил на суд зрителя спектакль — трагифарс «Ричард III» У. Шекспира. Сам факт постановки этой эмоционально и психологически сложнейшей работы в переводе на казахский писателя, переводчика Хамита Ергалиева является большим событием в культурной жизни области.

152-8-4

Как отметил в беседе перед спектаклем Куандык Касымов, «Ричард III» — произведение довольно сложное, не часто появляющееся на сценических площадках. По его словам, это всего лишь третья интерпретация шекспировской пьесы на сценах казахских театров.

Взялся режиссер за постановку, кстати, второй раз в жизни (первая состоялась в 2006 году на сцене Жамбылского областного казахского театра к 70-летию театра), потому что убежден — это хорошая возможность актеру показать зрителю силой игры исследование гениальным автором главных человеческих пороков, а также возможность и для режиссера раскрыть какие-то глубинные профессиональные актерские возможности. Именно такая трудная работа дает мощный толчок для индивидуального всплеска каждого, повышает уровень профессионализма всего коллектива.

Самобытность режиссерской трактовки, собственное видение смысла проблем, не имеющих срока давности, прослеживается во многом. К примеру, в том, что действие почти двухчасового спектакля происходит в современном мире, но герои, как и в эпоху кровавых войн, междоусобных распрей между Йорками и Ланкастерами за трон, также вероломно борются за власть. А вокруг — люди-маски, равнодушные, опасающиеся, сторонящиеся…

Главный персонаж Ричард, которого великолепно сыграл Кайрат Мырзаболатов, незаконнорожденный сын герцогини Йоркской, вырос с клеймом урода, с самого детства терпя унижения и обидные насмешки. Став взрослым, всю сдерживаемую внутреннюю мощь своей невзрачной натуры он обращает на продвижение к власти, безжалостно расправляясь с теми, кто стоял на пути его честолюбивых планов, не щадя и детей. Оружие лицемера-виртуоза, гипнотизирующего окружающих, не умеющих узнать в нем своего палача — интриги, заговоры, физическая расправа с неугодными. Королем он пробыл недолго, погибает в схватке. Но один ли Ричард, выросший в гадкой атмосфере обмана, интриг, измен — величайшее зло?

Словом, спектакль нацелен на то, чтобы обозначить актуальные во все времена общественные язвы, заставить зрителя задуматься о ценности, быстротечности жизни, в которой не должно быть места тиранам, понукающим других. А ведь создаем мы их порой сами… Эти идеи постарались донести до публики актерская труппа вместе с выдающимся режиссером в новом проекте, пронзительном, сложном, но по-театральному ярком и необычном. Он удался еще и потому, что у руководителя сложнейшей постановки была возможность положиться на такого актера, как Кайрат Мырзаболатов, которому, на наш взгляд, удалось просто мастерски воссоздать личность гения зла. Кстати, говоря о нем, Куандык Касымов отметил, что это очень гибкий актер, тонкий психологически, трудоголик. Он сумел воплотить именно того Ричарда, который виделся режиссеру: обаятельного, доброго на первый взгляд, а в минуты откровения с упоением рассказывающего приближенным о том, каким образом он достигает своих целей. Нельзя не назвать и других актеров, блистательно справившихся со своими ролями. Каждый из них — украшение спектакля. Это, прежде всего, Жарас Калдаров (Бэкингем), Толеубек Конбай (Эдуард)… Великолепны были на сцене народная артистка РК Жибек Багисова (герцогиня Йоркская) и актриса Жанар Кусаинова в роли Маргариты. Ей досталась сложнейшая психологически, требующая искренней пластики роль сумасшедшей женщины, она смотрелась, как всегда, необыкновенно органично. Думается, интересно было работать режиссеру с Айной Жунусовой в роли леди Анны, Зафурой Арзымбетовой, сыгравшей королеву Елизавету. Впрочем, все актеры вместе и каждый в отдельности играли увлеченно, искренне, создав глубоко творческую работу с характерными вкраплениями современности: минимализм в декорациях, их графичность, великолепная игра света и тени. Сценографический аскетизм весьма оправдан: ничего не отвлекало зрителя от игры актеров, их мастерской подачи материала.

Большой экзамен перед зрителем актеры казахского театра, замахнувшиеся на самого Уильяма Шекспира, благодаря режиссеру Касымову, сдали по всем параметрам на отлично. В преддверии юбилейной даты — в 2016 году театр отметит 20-й день рождения — в его репертуаре появилась серьезная, глубокая работа, которая, как показалось, непременно будет востребована зрителем.

Раушан УТЕУЛИНА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также