Эксклюзив «АП»
Знакомьтесь, уважаемые читатели. Этот харизматичный, молодой человек — наш земляк, родившийся в ауле Кенашы Енбекшильдерского района, заслуженный деятель искусств РК, актер, композитор, певец и телеведущий Нурлан Алимжанов. Его творческий путь был предопределен с детства, поскольку он рос в этой атмосфере, ведь его отец Баянгали Алимжанов — известный акын-импровизатор, поэт, драматург, прозаик, манасчи, заслуженный деятель РК. Выпускника факультета музыкальной драмы и кино академии искусств им. Жургенова можно было бы назвать баловнем судьбы, но он хорошо знает, что значит дорога к успеху.
Известность к молодому актеру пришла после выхода на экраны фильма «Ағайындар», но знаменитым Нурлан проснулся после того, как сыграл молодого Нурсултана Назарбаева в фильмах «Небо моего детства», затем «Огненная река», «Железная гора», «Разрывая замкнутый круг» из цикла «Путь Лидера», в которых рассказывается о молодых годах, становлении личности и формировании характера будущего Главы государства. Напомним, сценарий киноэпопеи написан драматургом Шахимарденом Кусаиновым совместно с режиссером Рустемом Абдрашовым по мотивам книг Нурсултана Назарбаева «Без правых и левых», «Эпицентр мира» и «В центре Евразии». В работе также были использованы эпизоды из воспоминаний коллег, друзей и соратников Президента Казахстана.
В преддверии Дня Первого Президента мы обратились к Нурлану Алимжанову, попросив его ответить на наши вопросы.
— Нурлан, наверняка приглашение сняться в роли юного, затем молодого Нурсултана Назарбаева было для Вас неожиданностью.
— Конечно, если в кастинге участвовало 13 тысяч человек. Мы все проходили фотосессии, видеопробы. В конечном итоге услышал от режиссера фильма Рустема Абдрашова неожиданное: «Нурлан, эта роль — твоя. Начинаем работать!». После съемок первой части картины — фильма «Небо моего детства» — вопрос, кто будет дальше играть молодого Назарбаева, уже ни у кого не возникал. И фильм этот стал для меня, как для актера, не просто очередной ответственной ролью, но и важным этапом в моей актерской профессии и жизни.
— Как работалось на съемках фильма? Не мешало вживаться в роль чувство особой ответственности?
— Конечно, чувство этой самой громадной ответственности присутствовало на протяжении всех съемок. Тем не менее прекрасно понимал, что как бы ни входил, ни вживался в роль, не смогу досконально точно отобразить моего героя в его юности, молодости. Поэтому на съемках больше ориентировался на воспоминания о своих юношеских годах. Ведь в тех временных отрезках жизни Елбасы, охваченных тремя фильмами, он — просто юноша, молодой рабочий, который не мог знать о своем высоком предназначении. Зрителей, журналистов всегда интересует этот вопрос, поэтому не устаю объяснять: мой персонаж — обычный парень, выросший в простой, многодетной семье. Пожалуй, единственное его отличие от сверстников — необыкновенная жажда знаний, целеустремленность. Вот я и старался показать шаг за шагом, как сельский юноша идет к поставленным перед собой целям. Огромную практическую помощь, пригодившуюся мне для отображения образа моего героя-мечтателя, который каждый раз, увидев летящий в небе самолет, замирал от волнения, и вместе с тем энергичного, волевого парня Султана — оказали директор киностудии «Қазақфильм» Ермек Аманшаев, а также в то время министр культуры и информации Мухтар Кулмухамед. Поражал и заражал своей работоспособностью режиссер фильма Рустем Абдрашов, поддерживавший уже тем, что не ограничивал мою актерскую свободу, давал мне возможность выложиться по полной. Я играл от всей души и рад, что сумел показать зрителю важные отрезки жизни Елбасы.
— Что запомнилось более всего из трудного съемочного процесса над циклом фильмов?
— Два месяца съемки шли в Москве, Киеве, Минске, Днепродзержинске, Хельсинки и Эстонии. Но самыми запоминающимися для меня стали пять съемочных месяцев в г. Темиртау, на металлургическом заводе. Когда я оказался в его стенах, то, признаюсь, даже дышать было трудно. Здесь я впервые в жизни увидел воочию, вернее на себе почувствал, как труден хлеб металлурга. Понял, что выдерживают испытание таким трудом самые выносливые, стойкие. А наш Президент простоял у сталеплавильной печи целых девять лет. На съемках, чтобы кадры получились более достоверными, я сам, как говорят металлурги, пробивал летку, то есть проделывал отверстие в плавильной печи. Через этот печной пролом потом течет расплавленная стальная лава. Температура в печи достигает двух тысяч градусов, так что любая неосторожность или оплошность могли стоить рабочему жизни. Конечно, сейчас процесс этот автоматизирован, но в 50-60-х годах металлурги делали все вручную. Я до сих пор вспоминаю с благодарностью парней-металлургов, которые стояли рядом у огнедыщащей печи, научили меня азам, помогли освоиться с ролью сталевара. Прощаясь с ними после съемок, обнимая с благодарностью, впечатленный, потрясенный, думал: будь моя воля, установил бы им всем памятники при жизни.
— В декабре 2013 года Вы в числе других казахстанцев получили из рук Главы государства почетный знак «Заслуженный деятель РК». Как Вы думаете, каково мнение Нурсултана Абишевича о фильмах?
— Мне кажется, фильмы Главе государства понравились. Это чувствовалось по доброжелательному тону, шуткам во время церемонии награждения. Вручение этого почетного знака стало для меня большой честью, душу тогда переполняла радость, хотелось, как, впрочем, и сейчас, дальше снимать, работать на благо страны.
— Над чем трудитесь сегодня? Какую роль хотели бы сыграть?
— На сегодняшний день успел сняться в нескольких фильмах, в главных, разноплановых ролях. Очень хотелось бы поработать в исторических фильмах. Сколько у нас национальных героев, батыров. Взять хотя бы великого хана Кенесары или еще одну особенную личность — Сакена Сейфуллина, других лидеров движения «Алаш». Жизнь каждого из них — целый фильм. По моему твердому убеждению, в отечественных фильмах исторические личности должны играть только казахстанские актеры, выросшие на эпосах о ханах, батырах, впитавшие с рождения дух казахской степи. Только тогда, на мой взгляд, это будет наше исконное кино, на которое обратят внимание. Радует, что национальная киноиндустрия начинает развиваться, и думаю, время, о котором я мечтаю, придет.
— Нурлан, мы уже четвертый год празднуем День Первого Президента, отмечая и признавая выдающиеся заслуги Нурсултана Назарбаева перед республикой. Что значит этот день лично для Вас?
— Для меня, как и для всех казахстанцев, эта дата — символ торжества нашей государственности. Умение руководить страной, видение Главы государства внушает глубокое уважение к нам и со стороны других государств. Думаю, все со мной согласятся: то, чего Казахстан сумел достичь за 20 лет Независимости, имеет огромную важность не только для нас самих, но и в международном масштабе. Ну, а я, как актер, испытываю чувство глубокой удовлетворенности, что в силу своей профессии смог воплотить образ молодого Нурсултана Назарбаева. Уверен, что фильмы о нем — это еще и кладезь истории, который будет вызывать интерес у всех поколений казахстанцев.
Вопросы задавала Раушан УТЕУЛИНА.