Завтра, 2 октября, в г. Кокшетау состоятся юбилейные мероприятия, посвященные 180-летию со дня рождения выдающегося казахского ученого и просветителя Шокана Уалиханова, заложившего основы современной науки.
В торжествах, организованных ОО «Шокан жолдары», примут участие видные общественные деятели, ученые, писатели, ветераны войны и труда, творческая молодежь, ожидается приезд гостей из Китая, России, из всех регионов республики.
Юбилейная программа начнется с легкоатлетического марафона «Праздник улицы Шокана». Его участники — члены международного клуба марафонцев «Желаяк», пробежав по центральным улицам областного центра, завершат его у памятника Шокану Уалиханову по улице Ауэзова. Позже здесь состоится церемония возложения цветов к памятнику.
В этот же день в казахском музыкально-драматическом театре откроется выставка, посвященная пятилетнему юбилею ОО «Шокан жолдары» и 10-летию международного клуба «Шокан», участников праздника пригласят на презентацию книги «Шокан далекий и близкий», видеофильма «Шокан в культурно-историческом пространстве», аудиодиска «Шоканиана».
Завершится цикл праздничных мероприятий торжественным подведением итогов конкурса «Шокан года» с награждением его победителей, чествованием гостей.
Живой, настоящий и близкий
Говоря о Шокане Уалиханове, хочется провести аналогию с М. Цветаевой, когда она говорила о Пушкине: «Мой Пушкин». О поэте, который поистине был неизменной ее любовью, ее «вечным спутником», лучшим другом, собеседником, советчиком, с которым она постоянно сверяла свое чувство прекрасного, свое понимание поэзии. Как и Цветаева, хочется произнести «Мой Шокан» и тем самым подчеркнуть, что мы, также говоря о нем, не должны наносить на его имя «хрестоматийный глянец» и не отвращать от него подрастающее поколение благонамеренными фразами «Шокан — это наша национальная гордость», превращая его тем самым в памятник.
Изучая феномен Уалиханова, исследователи видят в нем отдельно-филолога, этнографа, географа, художника и, наконец, разведчика Российской империи. Но при этом нельзя отходить от настоящего Шокана, его гения, существа его исторической миссии.
Духовное наследие, которое нам оставил Шокан Уалиханов, настолько велико и емко, что не одно поколение будет черпать из него мысли и чувства, тем самым обогащая и наращивая свой нравственный потенциал. Труды его бессмертны не только сточки зрения познавательно-научной, они выполняют и другую, не менее важную, воспитательную миссию. Они пробуждают и укрепляют гражданские начала, развивают национальное самосознание в неразрывной связи с интернациональным.
В памяти народа всегда жила легенда о необыкновенной многосторонней одаренности Шокана Уалиханова, «блистательного метеора» своего времени. Он был красив и умен, к тому же обладал особым ораторским даром, но для полного представления о его личности этого крайне мало. Всемирно известный путешественник, этнограф, ориенталист был еще просветителем, но он всегда жил с огромной трагедией в душе.
В 1853 году Уалиханов окончил кадетский корпус и стал адъютантом генерал-губернатора Западной Сибири Гасфорта. Внешне это была самая безоблачная пора в его жизни. Богатый щеголь, молодой барин с завидным положением. Однако, поступив на службу, молодой Ш. Уалиханов сразу столкнулся с офицерской и чиновничьей средой, резко отличавшейся от той среды образованных и передовых людей, которую он знал в корпусе. В большинстве своем это были реакционные офицеры и чиновники, составлявшие колониальный аппарат царизма. Во главе их стоял генерал Г. X. Гасфорт и его помощник фон Фридрихс, управлявший областью Сибирских киргизов.
Положение Шокана, который должен был работать под непосредственным руководством Д. Фридрихса, было очень тяжелым. Из писем Шокана к его петербургским друзьям видно, что Дюгамель Фридрихс и его подручные Кройерус и Кури постоянно преследовали и унижали его за то, что он упорно разоблачал их преступные дела, боролся с беззаконием, мародерством, лихоимством и всем тем злом, которое порождал царский колониальный аппарат. Вместе с тем Ш. Уалиханов выступил решительным критиком царских колониальных властей, чинивших произвол и беззаконие в казахской степи. Во многих произведениях, особенно в письмах к своим русским друзьям, он с крайним возмущением пишет о царских чиновниках, которые, пользуясь отсталостью и темнотой казахов, подвергают их форменному грабежу. «Берут страшно и явно…», — с гневом пишет он о действиях степной администрации.
Тогда же Шокана пытались использовать в своих интересах казахская знать, появились многочисленные «родственники», искавшие протекции. Летом 1855 года молодой корнет хлебнул родственных козней в полной мере. Генерал-губернатор отправился в поездку по Семипалатинской области. Те, кто считал себя родней адъютанта губернатора, а также влиятельные степные магнаты рвались к Шокану в друзья с тем, чтобы добиться для себя каких-либо льгот. Но честный юноша был абсолютно чужд протекционизма, так появились тайные враги, которые впоследствии станут явными.
Его обвиняли в том, что он пренебрегает казахскими обычаями, обязывающими помогать друг другу. И это говорилось о нем, считавшим, что «чувствительность в казахах и участие, принимаемое ими в ближнем, лучшая добродетель степного народа». Эти наветы преследовали Шокана всю жизнь, став одной из главных составляющих личной драмы ученого.
Осенью 1855 года Шокану исполнилось 20 лет, а в начале 1856 года он досрочно был произведен в поручики. Тогда же для поручика Уалиханова начинаются годы, раз и навсегда обессмертившие его имя, годы знаменитых путешествий, сначала по Киргизии, а затем в Кашгар. Научные результаты его путешествия были поистине сенсационны.
В начале мая 1859 года Уалиханов возвращается из Кашгара в Семипалатинск, затем едет в Омск. Начинается его личный триумф… Однако его здоровье пошатнулось, он выглядел лет на 15 старше своих 23-х. Как бы то ни было Шокан прибывает в столицу, его отчет о путешествии в Кашгар признают гениальным. На аудиенции у Александра II он получил чин штабс-ротмистра и орден Святого Владимира.
Перед Шоканом открывается карьера, его отец требует использовать представившийся шанс. В кругу знакомых Уалиханова много влиятельных лиц, достаточно отметить будущего военного министра Милютина и обер-прокурора святейшего синода Толстого. Одним из покровителей, а точнее покровительниц Шокана стала сама великая княгиня Елена Павловна, тетка императора.
Однако наказы отца Шокан не выполнил, ничего не сделал для своей карьеры, он хлопотал о наградах… но только своим сподвижникам по путешествию. Так начался полный драматизма разлад с отцом. И тогда же начинается перелом в жизни Шокана. Весной 1861 года он собирается домой в степь.
Здесь Уалиханов решил посвятить себя общественной деятельности, стремясь быть возможно более полезным своему народу. С этой целью он выдвинул свою кандидатуру на должность старшего султана Атбасарского округа (должность «султана» с 1822 г. была выборной); он хотел «сделаться султаном, чтобы посвятить себя пользе соотечественников, защищать их от чиновников и от деспотизма богатых киргиз».
И тут оказалось, что и сибирское чиновничество и высшая казахская знать, совсем не в восторге от известного ученого и блестящего офицера. Это привело к тому, что, хотя на выборах султана он получил большинство голосов, генерал-губернатор отказался утвердить его в этой должности. Вернувшись в казахские степи, Уалиханов испытал тяжелое разочарование, не находя общего языка с окружающими его людьми. «С местными султанами и богачами из черной кости я также не лажу, потому что они дурно обращаются со своими бывшими рабами… Зато с пролетариатом степным я в большой дружбе и скоро сходимся», — писал он Майкову. К тому же его национальные чувства оскорблялись отношением царских чиновников к казахам.
Несмотря на подавленное состояние, Уалиханов все же продолжает свои научные работы. Он собирает казахский фольклор, пишет статью «Следы шаманства у киргиз», где обнаруживает серьезное понимание этого явления. Зимой 1864 г. Уалиханов был приглашен в Омск для помощи в подготовке судебной реформы. В связи с этим им была составлена «Записка о судебной реформе у киргиз Сибирского ведомства», в которой он рассматривает историю возникновения и развития суда биев.
Царские чиновники всячески мешали научным начинаниям Шокана Уалиханова, строили против него козни. Служба в этой обстановке стоила Шокану много здоровья. Александр Гейне писал об этом: «Сенатор Е.П. Ковалевский, бывший директор Азиатского департамента, говорил, что, судя по путешествию в Кашгар и отчету, сделанному Чоканом, он имеет право назвать его гениальным молодым человеком. К несчастью его не поняли. Администрация Сибири обиделась, что без ее посредства Чокана представили в Петербурге государю и он обласкал его. Начался ряд оскорблений и придирок, уложивших Чокана в настоящем году в гроб».
Ученый с мировым именем, близко знакомый с большинством именитых людей того времени, он так и не был утвержден генерал-губернатором на должность старшего султана Атбасарского округа. Его сурово встречает отец и тут происходит размолвка. Ему пришлось покинуть родной аул и он никогда туда больше не возвращался.
В 1864 году он присоединился к экспедиции полковника Черняева, воевавшего против кокандцев. Но под Аулие-Ата поссорился с командиром, которого обвинил в излишней жестокости к местному населению и поселился в ауле султана албанов Тезека, своего близкого друга, женившись на его сестре.
Через несколько месяцев там же Шокан и умер, не дожив полгода до 30-летия. «Какие планы строил он на будущее, можно только догадываться, потому что сгинули все записи Шокана той последней поры его жизни, или похищены кем-то, кто знал им цену, или брошены в огонь кем-то, для кого это была никому не нужная бумага»,- пишет исследователь Ирина Стрелкова.
Перед смертью Шокан написал отцу последнее письмо: «Устал, нет никакой силы, — весь высох, остались одни кости, скоро не увижу света. Мне больше не суждено повидаться с моими дорогими родными и друзьями, нет для этого никаких средств. Это будет последнее письмо. Прощайте, обнимаю всех».
Безвременная кончина талантливого ученого вызвала многочисленные отклики в научных кругах России. В некрологе, напечатанном в «Отчете Русского географического общества за 1865 год», дается высокая оценка его деятельности как отважного путешественника и исследователя, беззаветно служившего науке.
— Как блестящий метеор, промелькнул над нивой востоковедения потомок киргизских ханов и в то же время офицер русской армии Ч.Ч. Валиханов. Русские ориенталисты единогласно признали в лице его феноменальное явление и ожидали от него великих и важных откровений о судьбе тюркских народов, но преждевременная кончина лишила нас этих надежд, — писал академик Н.И. Веселовский.
Однако хочется подчеркнуть, что на самом деле он смог явить миру свой народ не как экзотическое кочевое племя, а как общность людей, медленно, но верно выходящих на столбовую дорогу цивилизации. «Чокан оставался любящим свой народ, свое племя. В его мечтах было совместить европейское просвещение и сохранить свою народность», — писал Н.М. Ядринцев.
Сегодня в Казахстане многое делается для сохранения духовных ценностей, культурного наследия нации. Невозможно даже представить, насколько бы обеднела наша история без Шокана. В республике отмечается 180-летие великого казахского ученого, историка, этнографа и фольклориста, путешественника, просветителя казахского народа Шокана Уалиханова. Только очень важно не делать из него памятник. Пусть он всегда будет для нас живой, настоящий и близкий.
Гульнар КАЖЕНОВА, заведующая кафедрой истории Казахстана КГУ им. Ш. Уалиханова.
Промелькнувший метеор
Среди исторических деятелей, внесших существенный вклад в прогрессивную культуру и идеологию, одно из видных мест принадлежит казахским просветителям XIX века, «родоначальником и выдающимся представителем которых по праву считается Ш.Ш. Уалиханов — первый и вместе с тем крупнейший казахский ученый и путешественник, неутомимый борец за свободу и счастье трудового народа, замечательный мыслитель», — пишет в своей работе кандидат философских наук О. Сегизбаев. Открытия в области географии, этнографии, истории, фольклора стран и народов Востока и его многочисленные изыскания принесли ему заслуженную славу.
Но вернемся к его истокам…. Поручик Уалиханов происходил из степного аристократического рода. В казенных бумагах неизменно отмечалось, что поручик султан Уалиханов — «потомок последнего владетельного хана Аблая…, и первый из султанских сыновей, который получил основательное образование в Сибирском кадетском корпусе». Из истории известно, что его родословная уходила вглубь веков к хану Ишиму, оставившему казахам свод законов, именуемый «Древний путь Ишим-хана». Еще глубже значились имена Барак-хана, Куюршык-хана, Урус-хана, Джучи-хана… И в самом начале стояло имя великого завоевателя Чингисхана, потомками которого считались все ханы и султаны.
Прадедом Шокана был Абылай-хан, вождь Средней орды. От брака Абылая с каракалпачкой Сай-ман родилось много сыновей. Из них был известен Вали, последний хан Средней орды, родной дед Шокана. Отец Шокана, старший султан Аман-Карагайского округа Шын-гыс Валиев, мать Зейнеп Чорманова (дочь бия Чормана) жили в крепости Кушмурун (территория Костанайской области). В 1835 году родился их первенец. Мать назвала его Шоканом (его настоящее имя Мухаммед-Ханафия). Детское прозвище, придуманное матерью, превратилось затем в имя, узнаваемое во всем мире. Он был поразительно похож на своего великого прадеда.
Маленький Шокан выучился читать года в четыре и хорошо знал своих замечательных предков, ведь знать наизусть генеалогию своего рода считалось долгом и честью для каждого казаха. Начальное образование получил в крепости Кушмурун и в Сырымбете, в школе, организованной в усадьбе его бабушки Айганым. Шокан еще в детские годы стал проявлять большой интерес к истории родного края, устному народному творчеству. Уже тогда им были записаны образцы многих казахских героических песен и поэм таких, как «Козы-Корпеш и Баян-Сулу», «Едиге» и другие. «Неутомимый собиратель изустных сказаний, редких рукописей, памятников нумизматики, образцов прикладного искусства народов, населявших Казахстан и Среднюю Азию», — отмечается в энциклопедии «Ч.Валиханов»за 2010 год. О его неутомимом увлечении и интересе к истории писали П.П. Семенов-Тянь-Шанский и Ф.Р. Остен-Сакен: «…для собирания этих материалов Валиханов не щадил ни трудов, ни пожертвований, тщательно записывал предания, легенды и поэмы своего народа, изучая среднеазиатские наречия, дорогою ценою скупал древности, с опасностью для жизни проникал в буддийские монастыри и доставал редкие рукописи».
В 1847 году Шокана повезли в город Омск, где он был зачислен в Сибирский кадетский корпус. В стенах этого учебного заведения знакомится с произведениями В.Белинского, А.Герцена, Ж.Руссо. «В возникновении интереса к общественным вопросам важную роль сыграли преподаватели гуманитарных дисциплин. Тем более многие из них были носителями передовых идей и пропагандировали их. Шокан любил, увлекался и владел восточными языками, вместе со своим учителем Н.Ф. Костылецким читал восточную литературу и переводил ее», — отмечает в своем труде под названием «Исследователь, мыслитель» О.Сегизбаев.
В первые же годы учебы молодой Уалиханов обратил на себя внимание представителей омской интеллигенции. Его общительность, исключительные способности к познанию, блестящее остроумие и талант привлекали к нему многих русских ученых и общественных деятелей. Достаточно перечислить некоторые имена: поэт-переводчик С.Ф.Дуров, Г.Н.Потанин, историк Гонсевский, литератор, друг Н.Г.Чернышевского, В.П. Лобадовский, известный русский ученый П.П. Семенов-Тянь-Шанский и другие. В 1864 году в Омске Ш.Уалиханов познакомился с Ф.Достоевским. Между знаменитым русским писателем и передовым ученым-казахом завязалась волнующая и теплая дружба, которая продолжилась до конца жизни казахского просветителя и имела исключительно важное значение.
Пока находился в Омске, Шокан тщательно изучал архив, собирал материалы по истории казахов. Путешествует по Семиречью, совершает поездки по пограничной линии, побывал в китайском городе Кульдже, записывает часть киргизского героического эпоса «Манас». 27 февраля 1857 года по рекомендации П.Семенова-Тянь-Шанского он избран действительным членом Российского географического общества. Широкую известность и большую славу путешественника принесла ученому поездка в 1858 г. в Кашгарию и Восточный Туркестан. О Шокане замечательно отозвался писатель Ф. Достоевский: «В свои 20 лет сын кочевого племени был весьма образованным историком, этнографом и географом, владел восточными и европейскими языками…».
Да, для него был близок и понятен духовный мир человека Азии. Он горячо любил свой народ, «в его мечтах было совместить европейское просвещение и сохранить свою народность». Демократизм Шокана Уалиханова нашел свое проявление в работах «Очерки Джунгарии», «Киргизы», «Западный край китайской империи и город Кульджа», «О состоянии Алтышара или шести восточных городов китайской провинции Нань-Лу (Малой Бухарии)» и других.
Великий ученый уделял большое внимание вопросам общественного устройства казахов. Его труды «Записка о судебной реформе», «О мусульманстве в степи» были написаны для облегчения участи своих соплеменников и содействовали прогрессу казахского общества. Бесконечная травля и гонения чиновников за свои взгляды вызывали у него грусть и усталость. Он с горечью пишет своему другу поэту Майкову:«…Я вижу теперь, что трудно одному бороться со всеми, что истина, как бы она ни была светла, не может изгнать самых неверных заблуждений…». Вот она, драма первого в своем народе! Какие бы прекрасные планы он ни строил, не встречал понимания. Не было рядом единомышленников и соратников… Время летело стремительно. Шокан встретил женщину по имени Айсары, которая смогла стать ему духовно близкой. О ней мало что известно.
С видением о счастье своего народа Шокан, подобно комете, ярко сверкнув в позапрошлом веке, покинул земной мир.
Творческое наследие Шокана Уалиханова «и в наши дни не утратило своего свойства быть грозным оружием, беспощадно и метко разящим остатки давно отживших свой век сторон общественной жизни. И имя его, и мысли поистине достойны славы бессмертия», — отмечает О. Сегизбаев.
Акмолинцы гордятся своим великим земляком. Его имя носят университет, один из районов нынешней Северо-Казахстанской области, улицы многих городов и поселков. В областном центре в его честь воздвигнут памятник, а на родине Шокана — Сырымбете — действует мемориальный музей. «Народ свой он любил, — писал о Шокане его близкий друг Потанин. — Он хотел ему добра, и служить будущему своего народа было мечтой Шокана».
Гульбаршин САЛЫК, директор госархива Акмолинской области, краевед.
Его время пришло
Жизнь и творчество Шокана Уалиханова — культурное явление и целая эпоха. Об Уалиханове было написано и опубликовано немало статей, очерков и книг, сняты фильмы. Последних немного, но в них вложены души тех, кто был за них ответственен.
В 1957 году на экраны вышел фильм режиссера Мажита Бегалина «Его время придет», рассказывающий о жизни и деятельности Шокана Уалиханова, драматических эпизодах из жизни выдающегося человека своего времени — путешествии в Кашгар под видом купеческого сына, деятельности в Русском географическом обществе, конфликте с политикой царского режима. Сын казахского народа, ученый-этнограф и известный путешественник Шокан Уалиханов привлекает внимание ученых Петербурга, находит признание в официальных кругах. Но личный успех не утешает казахского ученого. Его тревожат думы о родном народе.
Известно, что сценарий фильма «Его время придет» был написан в 1951 году, но фильм удалось снять только пять лет спустя, поскольку тогда в Алма-Ате нашлось немало противников предложенной сценаристом Сергеем Ермолинским и режиссом трактовки образа Шокана. От Бегалина требовали иконописного образа, а ему хотелось показать чингизида Шокана сквозь призму его происхождения. И режиссер своего добился: переступив грань общепринятого в те годы «пролетарского происхождения» героя, создал образ «принца крови». Оказывается, среди тех, кто горячо поддержал именно такую трактовку, были редактор сценария Мухтар Ауэзов, называвший Шокана Уалиханова «человеком века», академик Алькей Маргулан, даже выступивший в прессе с заявлением, что он, ученый-чингизовед, полностью поддерживает замысел молодого режиссера.
В 1985 году к 150-летию со дня рождения Шокана Уалиханова кинозрители увидели многосерийный художественный телефильм «Чокан Валиханов», снятый на киностудии «Казахфильм». Режиссер фильма Асанали Ашимов, в главной роли снялся его сын Саги Ашимов, к сожалению, безвременно ушедший из жизни в 1999 году.
Жизнь великого человека была интересна и российским кинематографистам. К примеру, в 2006 году вышел в свет документальный фильм «Человек в мундире», который снял российский режиссер Игорь Гонопольский. Как говорится в аннотации, лента повествует о географе, этнографе, исследователе истории и культуры азиатских народов Чокане Чингисовиче Валиханове.
Рахим БЕКОВ.
В университете имени Шокана
Кокшетауский государственный университет носит славное имя Шокана Уалиханова, которое было присвоено Кокчетавскому пединституту 29 марта 1965 года Постановлением Совета Министров Казахской ССР в связи со 130-летием со дня рождения первого казахского ученого.
В 1992 году впервые на базе нашего вуза прошла республиканская научно-практическая конференция «Валихановские чтения», которая с 2000 года стала ежегодной, одной из самых крупных конференций на территории Казахстана, собирающая ученых разных направлений не только нашей, но и других стран.
В связи с празднованием 175-летия со дня рождения Шокана Уалиханова в октябре 2010 года на площади перед университетом в торжественной обстановке состоялось открытие памятника ученому работы скульптора Юрия Попова, заслуженного деятеля культуры Казахстана.
На базе нашего КГУ функционирует музей, где традиционной остается экспозиция, рассказывающая о жизни, научной и творческой деятельности первого казахского ученого, путешественника Шокана Уалиханова, чье имя с гордостью носит университет. Экспозиция открывается генеалогическим древом казахской ветви Чингизидов, составленным их потомком, известным архитектором Шотой Валихановым. Здесь представлены труды ученого в пяти томах, фотографии, портреты и краткие аннотации исторической значимости его великих предков: хана Абылая, Кенесары, ханши Айганым и др. Интересным экспонатом в коллекции музея является макет усадьбы бабушки Шокана ханши Айганым в Сырымбете. В этом родовом имении, построенном в 20-е годы XIX века, провел свое детство Шокан. На витринах и тумбах расположены книги казахских и советских писателей о жизни и деятельности великого ученого. Коллажи демонстрируют фотографии его друзей и соратников: великого русского писателя Ф.М.Достоевского, поэта-петрашевца С.Ф.Дурова, знаменитого путешественника П.П.Семенова-Тянь-Шанского, путешественника, ориенталиста, однокашника Г.Н.Потанина, рисунки и зарисовки Ш.Уалиханова, сделанные им во время путешествий.
То, что Шокан Уалиханов сумел сделать за свою короткую как полет метеора жизнь, вызывает преклонение перед его необыкновенными способностями, жаждой знаний, широтой охвата и глубиной анализа научных проблем. Он был одним из первых европейских (в смысле образования) ученых, побывавших в практически неизвестных науке землях — Киргизии, Восточном Туркестане, где собрал ценный и чрезвычайно важный в научном отношении материал. Преподаватели и студенты КГУ гордятся своим великим земляком и стараются соответствовать значимости ученого, именем которого назван наш вуз.
Аманбай СЕЙТКАСЫМОВ, проректор по воспитательной работе КГУ им. Ш. Уалиханова.
Наследие изучает клуб магистрантов
Имя Раушан Кошеновой хорошо известно нашему читателю не только потому, что она — постоянный автор «АП», но и тем, что она — доктор философских наук, председатель общественного объединения «Шоқан жолдары», руководитель международного проекта «Дорога к Шокану».
Раушан Нурхановна, как ученый, внесла огромный вклад в изучение творческого наследия первого казахского ученого Шокана Уалиханова. Обо всем этом и других ее общественных делах беседует с профессором наш корреспондент.
— Раушан Нурхановна, исполняется 5 лет образованию клуба «Шокан» и 10 лет — одноименному Международному клубу магистрантов. Как и когда все это началось, что стало поводом для создания общественного объединения «Шокан жолдары»?
— В 2006 году с целью завершения работы по докторской диссертации я переехала в Кокшетау. И в первый же день приезда пришла к памятнику Шокана, чтобы отдать дань уважения своему кумиру с детских лет. Мимо проходил парень, я окликнула его и спросила: «Кем был Шокан?». Он, не задумываясь ответил: «Революционером, наверное» и пошел дальше. Сказать, что я была удивлена — ничего не сказать. Ошарашенная и в полном смятении еще потом долго размышляла об этом эпизоде. И тогда родилась идея подарить молодым Шокана, того, с которого они могли бы делать жизнь.
В университете им. Шокана Уалиханова в 2006 году открыли клуб патриотов «Шокан». Будущие ученые выступали друг перед другом, готовили вместе научные работы о Шокане, потом состоялась презентация клуба. Был разработан устав, на областном телевидении показали видеофильм. Потом были экспедиции по местам Шокана в Сырымбет и г.Омск. После каждой экспедиции наш клуб разрастался, появилось много единомышленников не только в Кокшетау, но и в других городах и селах Казахстана, даже за границей. Родилась объединяющая всех идея — научно-исследовательский проект «Дорога к Шокану», задачей которого явилось изучение жизни и деятельности не только первого казахского ученого, но и всей истории культуры и науки Казахстана. Потом появилось еще одно направление — «язык и культура».
Мы стали выезжать с лекциями в г.Омск, районы области, участвовали в проектах Министерства культуры правительства этого региона РФ, сотрудничали с общественными организациями, бизнес-структурами. Президент Международной компании «Джей энд Эс» Юлия Привалова открыла центр по изучению казахского языка «Болашак», где мы вели занятия, читали лекции, проводили встречи с населением, совместные конференции.
Одновременно с этими двумя проектами я работала над проектом «Иманжусуп тану». В 2010 году защитила докторскую диссертацию по теме «Культурно-исторический портрет Иманжусупа как культурологическая проблема». И в том же году появилось общественное объединение, в которое вошли и международный клуб «Шокан» и все названные научные проекты. В Кокшетау с участием нашего объединения прошли юбилейные торжества, посвященные 175-летию Шокана Уалиханова, международная научно-практическая конференция по Мустафе Шокаю, мероприятия по увековечению памяти репрессированных деятелей науки и культуры Казахстана.
— Что Вы можете сказать о теме истории Казахского ханства в творчестве Ш. Уалиханова?
— Этот вопрос в небольшом газетном интервью полностью не раскроешь. Начну с того, что в творчестве Шокана меня заинтересовала тема истории Казахского ханства. Шокан, по сути, первый профессиональный казахский ученый, серьезно изучавший этот вопрос.
К этой теме образования казахской государственности обращались многие ученые во все времена. Но первым профессиональным ученым-исследователем, без всякого сомнения, по праву можно назвать выдающегося представителя науки и культуры мирового порядка Шокана Уалиханова.
Профессор Казанского и Петербургского университетов, востоковед Иван Николаевич Березин обратился через Костылецкого, преподавателя Омского кадетского корпуса, к Шокану, чтобы тот разъяснил ему некоторые историко-этнографические термины, встречающиеся в ханских ярлыках. Точной датировки написания письма Березина Костылецкому нет, но по письму Шокана видно, что прежде чем ответить, семнадцатилетний кадет обстоятельно изучал данную тему, или был уже готов к серьезному разговору. Ему были знакомы труды Березина — сохранились его «Заметки при чтении книги проф. Березина «Ханские ярлыки». Березин просит объяснить смысл некоторых терминов, используемых в ярлыках (указах) хана Тохтамыша, потомка Чингисхана. Шокан сообщает профессору, что им найдены несколько слов из указов Тохтамыша, употребляемые до сих пор киргизами Средней орды. Далее Шокан пишет: «Решился сообщить вам их современные значения у нашего народа. Если замечания мои будут несколько полезны Вам, то цель моя достигнута».
Но Шокан не ограничивается простым перечислением и комментариями к найденным словам. «Сообщая значение некоторых слов, сохранившихся в языке казахском, — пишет он, — прошу извинения Вашего, что в число этих замечаний ввел несколько своих гипотез». Первая гипотеза Шокана — о происхождении казахов. «Все данные, собиранием которых я занимаюсь, — на равных обращается семнадцатилетний юноша к маститому ученому, — если не опровергают, но зато подтверждают, что народ казах (так называем себя мы) образовался от союза разных племен тюркских и монгольских во время междоусобий в орде, начавшихся тотчас после смерти Бердибека, внука Узбека, потомка династии Джучидов. Каждый потомок Батыя хотел быть ханом и иметь народ: так я думаю, образовались ханство Крымское, Казанское, орда Чорайгаковская, союз узбеков-шейбанов и казахов». К сказанному добавляет: «Занимаясь собранием известий о народе казах, я обращаюсь к вам с покорнейшей просьбой, если Вам случится при разборе и чтении разных восточных историков встретить что-нибудь о слове казах, о казачестве, казаклык и о народе казах, сообщить Вашему покорному слуге. Этим обязали бы как нельзя более». Далее Шокан делится своими наблюдениями: «…В известиях арабских историков, как я полагаю, не должно быть ничего о казахах, ибо, я уверен, народ этот образовался не ранее 14 века при распадении Джучиева улуса».
Нам, живущим в 21 веке, остается только склонить головы перед остротой и точностью научного открытия Шокана: новейшие исследования о времени образования Қазақ елі подтверждают догадку гениального юноши.
В начале своего письма к Березину Шокан опровергает точку зрения, которая якобы принадлежала Фирдоуси о том, что казахи — народ древний. И в конце письма он приводит убедительные доводы: «Левшин на основании утверждения нашего знаменитого ориенталиста Сенковского говорит, что Фирдоуси в истории Рустема упоминает о народе казак и о ханах казацких: на стр. 42 Левшин, как видно, приводит слова Сенковского: «народ сей весьма» и прочее; Но странно, где это удалось видеть им народ казак до Чингисхана и в числе чингисовских племен; по крайней мере, Абульгази, Шейбани-намэ для тех периодов не упоминают о казаках, даже не употребляют этого слова…».
И тут остается только удивляться гению Шокана, предвосхитившему научные изыскания современных ученых, которые, скрупулезно проанализировав тексты Фирдоуси, доказали, что в них на самом деле нет упоминания о казахах.
В «Извлечениях из Джами ат-таварих» Жалаири Шокан, следуя традиции, пересказывает на русском языке содержание книги, опуская какие-то части, но зато подробно останавливаясь на других. Например, анализируя книгу Жалаири, Шокан подчеркивает, что главное достоинство ее — в составленной автором генеалогии казахских ханов. Весьма примечательны комментарии Шокана к книге Жалаири. Анализируя особенности и значение труда Кадыргали бека, Шокан пишет: «Язык совершенно джагатайский, очень близкий к нынешнему киргиз-кайсацкому, имеет, впрочем, несколько слов и оборотов не совершенно ясных. Начало или слово Борису, написано языком очень понятным и довольно витиевато, во всяком случае, это замечательный памятник татарской панегирики. Слова и обороты очень замечательны, многие речи до сих пор существуют у казахов». Вердикт Шокана по прочтении книги Жалаири весьма красноречиво свидетельствует о том, что и трудАбулгази «Родословная тюрков», и историческое сочинение «Шейбани намэ», опубликованные профессором Березиным в серии изданий под общим названием «Библиотека восточных историков», были, без сомнения, изучены ранее юным Шоканом.
В «Извлечениях из Джами ат-таварих» автор не только комментирует отрывки из книги Жалаири, давая пояснения и толкования слов и событий, но и оставляет на полях подробные заметки, примечания, которые представляют особый интерес. Например, к слову Идиль-Джаик, встречающемуся в книге Кадыргали, Шокан составляет историческую справку: «Слово Идиль-Джаик употреблено здесь как название страны по Яику и Волге, т.е. равное названию Кипчак. В преданиях и сказках казахов страна, где была Золотая орда, называется не иначе, как Идиль-Джаик».
Относительно слова и понятия орда в письме к Березину Шокан выдвигает вторую гипотезу. Он отмечает, что во всех ярлыках Золотая орда называется Улугулус, и у тюркских историков и в преданиях народных она означает часть целой страны или народа и никогда не называется ордой… «Мне кажется, — пишет Шокан, — слово орда имело и прежде в Золотой орде такое же значение, как теперь у киргиз и калмыков, и означало в обширном смысле место столицы хана. В тесном — его ставку. Золотая орда — золотой шатер и юрта, в которой сидел хан; впоследствии оно обратилось в название всех ставок, где жили ханы. Так что слова ак орда, кук орда, сэры орда нужно принимать не как название улуса или юрты, а как название главной стоянки, резиденции ханов».
Академик Гарифолла Есим, рассматривая термин Казахское ханство, считает, что ханство не может быть названием государства, это термин, обозначающий форму правления. Золотую орду монголы называли Улуг улус, а казахи Казахское ханство называли Қазақ елі, поскольку улус — это ел, то есть народ. Гениальный Шокан еще полтора столетия тому назад, мечтая о свободном от колониальной зависимости отечестве, занимался исследованием истории казахов и провидчески связывал будущее своей земли с идеей единства и целостности территории, завоеванной славными сынами народа — казахскими ханами, полководцами, батырами. Вот почему идея Президента нашей страны Нурсултана Абишевича Назарбаева «Мәңгілік Ел», инициированная им в Послании народу Казахстана, нашла единодушную поддержку и понимание широких масс.
Отметив работу Джалаири как важный документ по истории казахских ханов, Шокан пишет серьезную самостоятельную научную работу по генеалогии. Работа его называется «Родословное древо казахских ханов и султанов» и включает в себя три генеалогические таблицы. Эти таблицы записаны Шоканом в разное время и обработаны им самим на основе устной информации самих султанов, живших в его время, образцов фольклора и устной индивидуальной поэзии, различных литературных письменных источников, доступных ученому.
Первая таблица представляет родословную от Барака, потомки которого были родоначальниками трех казахских жузов. Вторая таблица озаглавлена: Аблай-хан. Она дает представление о женах прадеда Шокана. Он имел 12 жен, от которых родились сорок дочерей и тридцать сыновей. Из 12 жен Аблая семь были калмычками, В третьей таблице представлено родословное древо Валихана, сына Аблай-хана. К личности Аблай-хана Шокан обращается не один раз, и именно ему он посвящает отдельное исследование — очерк «Аблай». Интересно, что в названии нет привычной приставки хан, отсутствие которой можно было бы объяснить тем, что во времена Шокана ханская власть была упразднена, и для него больше значимости было в самой личности Аблая, как предка и родоначальника клана.
Статья «Аблай» увидела свет при жизни Шокана. Она была издана в энциклопедическом словаре, составленном российскими учеными в 1861 году в Петербурге. До сего времени мало обращалось внимания учеными-исследователями на данную работу Шокана, хотя именно здесь ученый приводит мало кому известные подробности из жизни своего прадеда. И это закономерно, ибо Шокан с детства слышал от взрослых рассказы о подвигах Аблая. Бабушка Айганым прививала в нем с детства любовь и уважение к предку. Ее рассказы о славе Аблая разжигали в сердце юного Шокана желание быть похожим на него. Путь к власти прадеда Шокана был извилист и непрост, и опутан мистическим налетом.
Статья Уалиханова «Аблай» замечательна тем, что в ней предельно точно, сжато, лаконично трактуются события и сама личность Аблая. Автор не идеализирует Аблая, но и не принижает его значения в истории Казахского ханства. Подытоживая наш экскурс в культурно-историческое пространство научных интересов и достижений Шокана по одной только теме истории Казахского ханства, полагаем, что, во-первых, Шокана Уалиханова можно назвать первым исследователем данной темы из числа профессиональных казахских ученых, во-вторых, его научные изыскания -это крупный, значимый вклад не только в историю культуры страны, но и в казахскую историографию.
— Несколько слов об экспедициях, сколько их было, что предпринято по результатам экспедиций?
— В экспедиции мы стали выезжать еще со дня основания клуба. Любимым нашим местом стал аул Сырымбет, а любимый маршрут, по которому мы ездили неоднократно — Кокшетау-Сырымбет-Омск-Кокшетау. Маршрут мы прокладывали по следам экспедиции Шокана. Так, мы побывали в Тамгалы тас, где Шокан когда-то срисовал изображения Будды, в Карагайлы сае, почти на границе с Китаем, в Алтынемеле, где покоится его прах, в Санкт-Петербурге по приглашению консула РК и русского географического общества.
Этот год для нас особенно знаменательный, ибо наполнен такими важными датами, как 550-летие Казахского ханства, 180-летие Шокана Уалиханова, 20-летие Конституции и Ассамблеи народа Казахстана. Члены ОО с начала года совместно с акиматом Акмолинской области в рамках республиканской акции «Государственность, идущая через века» разработала проект автокаравана «Мәңгілік Ел». Начиная с апреля мы побывали в пяти районах области. В составе каравана были известные певцы, актеры, журналисты, молодежь. До июля мы работали на территории Акмолинской области, а затем отправились по маршруту военно-научной экспедиции полковника Михаила Хоментовского, в составе которой был и Ш.Уалиханов.
Вместе с нами были участники проекта из Восточного Казахстана: ученые, журналисты, певцы, учащиеся, местные жители. Мы побывали на могиле Баян сулу — Козы Корпеша, на родине Абая — Жидели. Встречались с коллективом Семейского госуниверситета им. Шакарима, познакомились с прославленным слепым жыршы Дюсенгазы Ныгметжановым, который знает наизусть 30 дастанов.
— В рамках празднования 550-летия Казахского ханства ваше ОО «Шокан жолдары» планирует провести международный конкурс «Шокан года». Как его собираетесь проводить, в чем его цель?
— Самый большой по значимости проект, над которым мы работаем в течение года, -это конкурс среди творческой молодежи на звание «Шокан года».
Мы объехали почти все регионы Казахстана, выявляя молодые таланты. Подвели итоги и 2 октября мы познакомим вас с лауреатом конкурса, обладателем Гран-при Таскыном Жармухамедом. Ему 33 года, он композитор, автор симфонической поэмы «Шоқан ізі». Еще два лауреата — из музыкальной школы Глинки — Жанай Ильяс, ему 13 лет, он лауреат международных конкурсов по классу аккордеона и Даурен Газиз — он кюйши и к тому же имеет в свои 16 лет серьезные научные исследования.
Из Китая к нам на торжество едет известный общественный деятель, старший диктор Китайского радио Жибек Базарбайкы-һзы, из наших — композитор, автор песни «Мәңгілік Ел» Абдраим Омиров, известный поэт, автор поэмы «Шокан» Орынбай Жанайдаров, член международного клуба марафонцев «Жел аяқ» Амегульсин Мирошниченко-Мусульманова и другие.
Завершая беседу, хотела бы сказать, что Шокан Уалиханов в своих трудах «открывает миру казахского человека как носителя самобытной культуры, обладающего вневременными, а значит и современными потенциально актуализируемыми ценностями».
Он принадлежал к числу тех исключительных натур, которые как метеор, являются в наш мир только на короткий срок, чтобы своей оригинальностью скрасить жизнь более или менее тесного круга людей, приходивших с ним в общение. Он имел нежное сердце и острый ум. Он был слишком европеец, более европеец, чем многие русские, и потому уже никогда не мог сбросить с себя наложенную на него печать европейской духовной культуры.
Записал Даулет АХМЕТЖАНОВ.
Где годы юности прошли
Большое влияние на воспитание Шокана Уалиханова оказала его бабушка Айганым, которую он почитал и любил, как своих родителей. Уже будучи офицером по особым поручениям, получив известие о ее смерти, он прибыл в Сырымбет, чтобы проводить ее в последний путь…
Айганым сызмальства учила своего внука языкам. Из ее уст он знал все народные легенды, предания, дастаны, и в дальнейшем во многом влияние и воспитание бабушки сыграли большую роль в становлении его, как человека, формировании мировоззрения, как крупного ученого. «Надолго запомнились Шокану увлекательные рассказы бабушки Айганым, знание ею народной мудрости, лучших народных традиций и обычаев», — читаем мы с детства в хрестоматийном сборнике казахской литературы. Юный Шокан был влюблен в ее дом в Сырымбете, стоящий у подножия невысокой горы, рядом с рощей, неподалеку от озера. Здесь бабушка Айганым рассказывала о его легендарном деде Абылай-хане, пела песни. Здесь было столько удивительных старинных вещей…».
Так описывают историки эту передовую женщину своего времени: умная, дальновидная, именно она побудила в сыновьях и внуках живой интерес к литературе Востока и историческому прошлому своего народа. Айганым принадлежит особое место в казахской истории. Бразды правления в династии Уалихана после его смерти перешли в руки Айганым. Для вдовы Уалихана по указу императора Александра I и по приказу генерал-губернатора Западной Сибири Петра Капцевича была построена усадьба, где прошли детство и юность Шокана, сюда он приезжал на каникулы из Омского кадетского корпуса. Усадьба играла важную роль в распространении просветительских идей и культуры в казахской степи. Сюда приезжали поэт-петрашевец Сергей Дуров, оказавший влияние на формирование взглядов Шокана Уалиханова, Григорий Потанин. Здесь проходили айтысы певцов и музыкантов, выступали знаменитые композиторы Биржан сал Кожагулов и Акан серэ Корамсаулы, музыкант Курумбай Кангожин, певец Коке Альджанов, акыны Ажар, Орынбай, Арыстанбай, Жанак.
Музей-усадьба Айганым — родовое поместье семьи Уалихановых — находится недалеко от села Сырымбет Айыртауского района. Усадьба в оригинальном виде не сохранилась, после революции она начала разрушаться и ее разобрали. Восстановили комплекс к 150-летию Валиханова в 1985 году и теперь он представлен домом с гостиной, школой, мечетью, ветряной мельницей, жилым домом для прислуги, баней и хозяйственными постройками. Усадьбу обрамляют сменяющие друг друга живописные березовые колки, хвойные леса, красивое озеро. Дополняют этот пейзаж три большие сопки, у подножия которых и расположена родовая зимовка.
Сегодня усадьба «Айганым» — памятник деревянной архитектуры XIX века, являющийся также мемориальным архитектурным комплексом.
Описание фамильной усадьбы и обстановки в доме оставил в свое время офицер Генерального штаба А.К. Гейне, принимавший участие в исследовании Казахстана в качестве члена степной комиссии в 1865-1867 годах. Именно по этим описаниям и была восстановлена усадьба.
В 1993 году во исполнение Постановления Правительства Республики Казахстан усадьба «Айганым» полностью отреставрирована. В 2008-2010 годах проведен капитальный ремонт усадьбы в рамках программы «Культурное наследие», для чего из республиканского бюджета было выделено 32 млн тенге. В 2011 году на средства республиканского бюджета была построена ветряная мельница.
Общая площадь музейного комплекса составляет 5,693 кв. м. Ежегодно его посещают более двух тысяч человек, причем не только ка-захстанцы, здесь нередки гости из СНГ и дальнего зарубежья. Знаменательным и запомнившимся надолго событием стало посещение усадьбы «Айганым» в свое время тремя Президентами: Республики Казахстан Нурсултаном Назарбаевым, Узбекистана — Исламом Каримовым и Кыргызстана — тогда еще Аскаром Акаевым.
Сырымбетский историко-этно-графический музей имени Ш. Уалиханова, расположенный в с. Сырымбет, — еще одно культурно-просветительное учреждение, которое целенаправленно собирает, хранит, экспонирует исторические предметы. Общее их количество — 6980, из которых 1300 размещено в экспозиционных залах. Своей главной задачей сотрудники музея считают пропаганду яркой жизни Шокана Уалиханова, продолжают изучение его трудов, путевых записок и дневников об экспедициях.
Многочисленные материалы экспозиций, располагающиеся в пяти залах в хронологической последовательности, повествуют о детстве, юности Шокана. Множество документов и материалов рассказывают о первых шагах на пути самостоятельной жизни, деятельности казахского ученого, просветителя-демократа, путешественника Шокана Уалиханова.
Если вернуться к истокам становления музея, то прежде всего нужно отметить большой труд энтузиаста, учителя казахского языка Кульпан Хайруллиной, открывшей вначале в стенах Сырымбетской средней школы историко-краеведческий музей, который в 1985 году стал историко-этнографическим музеем имени Ш. Уалиханова. Первым его директором была Зайкен Атыгаева.
Большую, кропотливую работу проводили и такие энтузиасты музейного дела как Р. Касымбекова, Ф. Айбашпанова, Ш. Даутпаева, М. Сулейменов, Ш. Сарсенбаева, Н. Койшубаев, Л. Кенебаева. Они бережно приумножали историческое наследие музея.
С самого дня открытия его сотрудники неустанно проводят трудную собирательскую работу, пополняя фонды, хотя в бюджете средств на приобретение экспонатов не предусмотрено.
Сырымбетский историко-этнографический музей однажды посетили директор отдела культуры Азии Смитсоновского музея в Вашингтоне, доктор Пол Тейлор, фотограф Уильям Смит и представитель посольства США Лейла Кох с целью ознакомления с жизнью и деятельностью великого ученого Шокана Уалиханова. Позже, вернувшись домой, они провели виртуальную выставку трудов Шокана Уалиханова в Вашингтоне. К слову, доктор Пол Тейлор дал хорошую оценку работе музея. Здесь проводятся интересные выставки, встречи со знаковыми людьми, ветеранами ВОВ, тружениками тыла, беседы со школьниками, тематические лекции, экскурсии.
Работники музея хорошо понимают, что каждый экспонат — это история. Поэтому в коллекции собираются не только исторические раритеты и вещи художественной значимости, но и бытовые предметы. Трепетно относятся к своей работе, каждому экспонату сотрудники музея -Н. Кулбаева, Д. Тулеуова, Н. Жауке-нова.Х. Бейсен.
Уалихан КУЛБАЕВ, директор Сырымбетского историко-этнографического музея имени Ш. Уалиханова.
Есть улицы центральные…
Говорят, что невозможно построить будущее, не зная своего прошлого. Но как часто мы об этом вспоминаем? Да и стараемся ли хоть на минуту проникнуть в тайны прошлого? Например, прогуливаясь по той или иной улице нашего города, задумывались ли вы о том, в честь какого человека или события она названа?
Названия улицам дают не случайно. Многие проспекты, переулки, бульвары носят фамилии личностей, которые вошли в историю нашей страны и Акмолинского края: Габдуллина, Ауэзова, Акана-серэ, Абая…
Накануне юбилея Шокана Уалиханова корреспондент «АП» начал свой экскурс именно с улицы, носящей имя этого нашего прославленного земляка, и обратилась к ее жителям с вопросом: «Знают ли они, в честь кого названа их улица, как называлась прежде?».
Первыми нашими респондентами оказались молодые девушки, вышедшие на прогулку с малышом. Как оказалось, Анна Чуенко и Кристина Компаниец живут на вышеназванной улице около десяти лет, но никогда не задумывались, как же она называлась раньше. О Шокане Уалиханове вспомнили, что он был казахским писателем.
— Как же не знаю? Знаю, конечно. Шокан Уалиханов — известный казахский ученый, писатель, — удивился нашему вопросу, открыв ка-литку дома №92, Даулет Абдрахманов. — Живу здесь с 1996 года, на моих глазах улица преобразилась, превратившись в одну из ведущих в областном центре. Правда, после капитального ремонта автодороги очень трудно стало подъехать к дому, «двойная сплошная» без разрывов «заставляет» разворачивать автомобиль на следующем перекрестке. Думаю, когда наносят дорожную разметку, надо учитывать то обстоятельство, что к домам и во дворы нужен подъезд…
Восьмидесятилетний труженик тыла, ветеран труда Ескара Билялов живет в девятиэтажном доме по адресу Уалиханова, 174 более десяти лет. Сюда аксакал переехал из Ленинградского района. О личности прославленного земляка поведал нам немало, но как улица называлась раньше, даже не задумывался. Рассказывает, что в последнее время она заметно преобразилась, стала краше. Единственно, на что сегодня сетует пожилой человек — отсутствие лифта в многоэтажке. По этому поводу мы успокоили ветерана, рассказав ему, что сейчас в Кокшетау и Степногорске по инициативе акима области Сергея Кулагина идет большая работа по восстановлению лифтов, так что совсем скоро и в этом доме лифт будет работать.
Его сосед Арикпай Джусугунов знает о Шокане Уалиханове не поверхностно, рассказал, что это был первый казах, который стал членом Российского географического общества и имеет благодарность от русского царя. Сколько себя помню, говорит собеседник, это всегда была улица Уалиханова…
Любовь Мясникову можно смело назвать коренным жителем, в этом доме живет более двадцати лет. А еще раньше, вначале семидесятых, жила в этом районе, хорошо помнит пекарню за углом, местные бараки, стоявшие около пустыря, на месте которого сейчас высится ее девятиэтажка, и самодельные таблички на этих бараках, где красовалось: «Улица Южная».
Но никогда не думала Любовь Трофимовна, что эти потертые таблички относились именно к ее родной улице.
Мало кто знает, что в 1957 году вновь образованную небольшую улицу, расположенную южнее улицы Октябрьской, наименовали улицей Чокана Валиханова.
Улочка была небольшая, располагалась на окраине города и поэтому уже в 1960 году, к 125-летию со дня рождения Ш. Уалиханова, было решено присвоить имя великого земляка более значимой городской улице. Третьего февраля 1960 года принято решение горисполкома о переименовании улицы Южной в улицу Ч. Валиханова. Улица, прежде носившая имя этого казахского просветителя, ученого, писателя, стала именоваться Коммунальной.
За 55 лет своего существования улица Ш.Уалиханова постоянно облагораживалась и озеленялась. В 2013 году она «пережила» капитальный ремонт проезжей части, которую значительно расширили. Тогда же здесь обустроили тротуары, благоустроили в части озеленения. На все это было затрачено более 260 млн тенге. Одно из последних новшеств — новые заборы, которые власти города установили не только в частных дворах по этой улице, но и во многих дворах города. В настоящее время улица Шокана Уалиханова является одной из крупных благоустроенных и ухоженных улиц города, на которой большие маркеты соседствуют с маленькими уютными магазинчиками. Не так давно появился здесь известный горожанам ТД «Кристалл», расположенный в непосредственной близости с другой любимой «визиткой» Кокшетау — ДС «Бурабай».
Пожалуй, одной из ярких достопримечательностей улицы является православная церковь. Храм Архистратига Михаила был перенесен сюда в 1947 году.
Марина МАРКЕВИЧ.
Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.