Гулнар Кулушева: «Главное — не зачерстветь душой»

101-4-1Гостиная «АП»
Четыре месяца назад областное управление здравоохранения возглавила Гулнар Кулушева — яркий представитель поколения новой формации, чья трудовая биография начиналась в годы становления независимого Казахстана. В свои 43 года Гулнар Ережеевна успела стать врачом высшей категории, кандидатом медицинских наук, получить звание «Отличник здравоохранения РК», войти в республиканскую энциклопедию «Лучшие люди Казахстана».
Свою медицинскую практику после окончания института она начала 20 лет назад в год принятия на всенародном референдуме Конституции РК. И поэтому, пригласив Гулнар Кулушеву в гостиную «АП» накануне юбилея Основного закона страны, мы начали разговор с этого события.

— 30 августа 1995 года я тоже голосовала за Конституцию нового независимого Казахстана. Это — Основной закон для каждого гражданина страны, который гарантирует ему широкие права человека, проживающего в демократическом, социально ориентированном государстве, но и определяет обязанности, которые необходимо добросовестно выполнять. Считаю, что о Конституции надо вспоминать не только в праздник, а помнить всегда, хорошо знать ее содержание и жить согласно Основному закону. Стараюсь так делать сама, этому учу своих детей.

Гулнар Ережеевна, как, на Ваш взгляд, осуществляется в стране закрепленное в Конституции право граждан на охрану здоровья, бесплатный гарантированный объем медицинской помощи?

— Зная эту «кухню» изнутри, смею заверить — очень неплохо. Не занимая время перечислением большого количества цифр и сравнений, приведу несколько примеров по нашей области. С 2010 года в регионе построено 22 новых здания для медорганизаций, сегодня ведется строительство еще 14 объектов, за последние годы значительно укрепились материально-техническая база, медоснащение здравоохранения, из года в год увеличивается финансирование отрасли из государственного бюджета. А появление в регионе в последние годы многих видов высокоспециализированной медицинской помощи, прежде всего кардиологической? Да о таких операциях лет пять-шесть назад мы только мечтать могли!

Но хочу сказать и о другом. Бесплатный объем медпомощи был и будет, и это хорошо, но, к сожалению, у многих граждан наблюдается иждивенческое настроение, безответственное отношение к своему здоровью. Государство обязано его лечить, а до болезни были вредные привычки, неправильное питание и жизнь без физкультуры и спорта. Да хотя бы на профосмотры и скрининги, ежегодную флюорографию (бесплатные, заметим!) приходите. И тогда гораздо позже придется ложиться в стационар или получать лекарства по бесплатным рецептам, положенным хроникам по множеству заболеваний.

—   Кстати, о лекарствах. Сразу задам вопрос, волнующий сегодня многих акмолинцев. Как повлияет переход на свободно плавающий курс тенге на бесплатное лекарственное обеспечение стационаров и диспансерных больных на амбулаторном лечении? Ведь большинство препаратов закупается за рубежом, и с ростом доллара их цены увеличатся.

— По всем 1700 наименованиям мед-препаратов, что входят в список бесплатной медпомощи, договоры с нашими поставщиками подписаны до конца года, и эти цены меняться уже не будут. Запас лекарств имеется. Так что стационары и льготники до нового года будут получать положенное в прежнем режиме. Есть также список из 200 наименований жизненно необходимых лекарств, продающихся в рознице, утвержденный нашим министерством. По договоренности с акмолинскими фармацевтами цены на них в аптеках останутся прежними первые 10-14 дней. Потом бизнесмены будут их пересматривать сообразно новой закупочной стоимости.

Почему Вы стали врачом и не жалеете ли о сделанном выборе?

— Я выросла в многодетной семье, в которой было девять детей. Двух младших братьев и сестренку опекала я. Так было заведено в нашей дружной трудолюбивой семье: старшие ухаживают за младшими. И еще я очень люблю детей. Поэтому, окончив школу, я поехала учиться на педиатра в Карагандинский мединститут. Первая и пока единственная в нашей семье стала врачом. Профессию люблю и о выборе своего пути не жалею. Хотя стезя очень нелегкая.

Тогда скажите, какими главными качествами должен обладать человек, чтобы стать хорошим врачом?

— Иногда больного можно вылечить не только и даже не столько лекарством, сколько добрым словом, внимательным, уважительным отношением. Главное для врача-любить людей, лечить не только их тело, но и душу, уметь ладить с пациентами, внимательно выслушивать их, не жалея добрых слов и эмоций.

Гулнар Ережеевна, за два десятка медицинской практики у Вас, наверняка, было немало интересных случаев, поделитесь особо запомнившимися.

— Их немало у каждого врача. Расскажу о двух, которые я не забуду никогда. В 1996 годуя работала врачом-реаниматологом Джезказганской областной детской больницы. В мое дежурство поступила девочка трех с половиной лет в коме — сахарный диабет. Случай был очень тяжелый, а я только-только начинала работу в реанимации. Сначала был страх, но необходимость удержать ребенка на этом свете взяла верх. Мы с командой спасли девочке жизнь. А когда папа и мама пришли сказать спасибо, и она рыдала на моем плече, я впервые четко осознала, что спасла детскую жизнь и твердо уверовала в то, что я правильно выбрала для себя профессию.

Второй эпизод произошел несколько лет назад, когда я была главным врачом специализированного дома ребенка в Астане. В нем лечатся и воспитываются дети-инвалиды до трех лет, от которых отказались родители, сироты и т. д. Благодаря Фонду «Қасиетті жол» мы начали вывозить таких детей на лечение за границу. Первым был слепой мальчик, инвалид с множественными пороками. У него был такой гипертонус, что он не разгибал рук, разжать ладони было просто невозможно. И вот я и воспитатель полетели с ним в Корею для лечения зрения. Примерно 14 часов мы по очереди держали ребенка на руках. А когда приехали в гостиницу и уложили его на кровать, он расправил руки, расслабил тело. Любовь, нежные прикосновения, тесный человеческий контакт совершили чудо. Я всем рассказываю об этом случае, и до сих пор мурашки по телу. Работникам же домов ребенка настоятельно советую: как можно чаще берите таких малышей на руки, чтобы они чувствовали ваши прикосновения. А нашего маленького пациента успешно прооперировали, он стал видеть и, хотя остался инвалидом, может управлять своими руками. А с фондом мы много сотрудничали, я им очень благодарна и надеюсь на дальнейшую совместную работу в Щучинском доме ребенка.

Насколько мне известно, именно забота о здоровье и судьбе маленьких подопечных вверенного Вам дома ребенка и привела Вас на прием к Президенту страны. Расскажите, пожалуйста, об этом поподробней.

— В течение последних четырех лет я занималась реабилитацией детей с ДЦП при поддержке «Нұр Отан» и Фонда «Қасиетті жол». И доказала, что реабилитация с раннего возраста приносит хорошие результаты. У меня было 10 таких детей, с которыми мы занимались с самого рождения. Шесть из них с остаточными явлениями сегодня усыновлены и живут полноценной жизнью.

С этим проектом я вошла в программу «Нұр Отан» «50 лиц партии», поставив вопрос о необходимости изыскать средства и обеспечить все дома ребенка страны нужным реабилитационным оборудованием. Об этом и рассказала Нурсултану Абишевичу Назарбаеву в общественной приемной «Нұр Отан», попросив государственной финансовой поддержки, а также внимания к этим медучреждениям со стороны акимов областей. Президент одобрил инициативу. И сегодня кабинеты для реабилитации детей, больных ДЦП есть во всех домах ребенка. А для меня лично эта встреча с Лидером Нации стала вторым рождением, стартом для новых дел, одухотворением, и она ко многому обязывает.

И после таких успехов Вы оставили начатое дело, уехали из столицы в Кокшетау. Наверное, многие Вас не поняли?

— Да, многие удивлялись. Но, наверное, я уже выросла из того, чем занималась. Считаю, что каждый человек должен   постоянно   совершенствоваться, развиваться, добиваться новых высот, не засиживаться на месте. И особенно это касается руководителей.

Какие первоочередные задачи поставили перед собой после нового назначения?

— Задачи поставил аким области Сергей Витальевич Кулагин, который уделяет нашей отрасли очень много внимания. Это прежде всего улучшение индикаторных показателей здравоохранения и улучшение климата в медицинской среде. Работать приходится много и напряженно, но когда занимаешься любимым делом, возможно все.

Гулнар Ережеевна, какой Вы руководитель? Много уже сменили специалистов, главврачей?

— Авторитарного стиля руководства я не приемлю. Но все нужно делать хорошо, строго соблюдая законы. У меня железное правило: переходя на другую должность, я не должна переживать, что у меня позади осталось что-то не так. Мне нужны профессионалы, которые могут высказать и отстоять свое объективное мнение, даже, если оно идет вразрез с моим, дать совет, разделить ответственность.

Из аппарата облуправления за эти четыре месяца ушли те, кто был некомпетентен, не соответствовал по образованию, в основном молодежь. Ведь здесь должны работать опытные профессионалы, которые смогут консультировать руководителей медорганизаций районного, областного уровня.

С главврачами сложнее. Я требую, чтобы каждый из них стал хорошим менеджером. Это обязанность любого сегодняшнего руководителя: строго считать выделенные средства, контролировать ресурсы, заниматься бизнес-планированием, экономить, перераспределять. У нас пока это мало где получается. Предстоит многое изменить, пересмотреть структуру здравоохранения. К примеру, кожно-венерологический диспансер вполне можно реорганизовать в отделение. И на строительстве инфекционного отделения в Кокшетау можно сэкономить. В областной детской больнице мощностью 500 коек сейчас задействовано всего 260. Есть возможность разместить здесь детское инфекционное отделение, а двухэтажное здание, в котором оно расположено сейчас, отдать городской больнице. Вот и не понадобится никакого нового здания. Надо учиться думать об общих интересах, быстро перестраиваться, но и выгоду своей медорганизаций не терять. Тем, у кого это не получается, я даю понять, что он не на своем месте. И, если он адекватен, то уходит сам. К сожалению, должна сказать, что с несколькими главврачами я буду вынуждена распрощаться — показатели плохие, исполнительская дисциплина страдает.

Когда я в этом кресле, у меня нет ни пола, ни национальности. Я просто руководитель, старающийся подходить ко всему объективно, с минимальной жесткостью и максимальной пользой для порученного дела. А для медиков главное — не зачерстветь душой, чтобы не наступило привыкание к человеческой боли, с которой мы встречаемся каждый день. Так нужно независимо от должности оставаться хорошим человеком, тогда и руководитель из тебя получится хороший. Ведь не важно кто ты, а важно какой ты. Об этом говорил мой отец Ереже Шоланов. И я стараюсь жить по таким правилам. Учу этому двух своих дочерей и сына. Во всем меня поддерживает муж Сапаргали Хайруллинович.

Благодарим Вас за встречу и желаем успехов в задуманном.

Валентина ТЕПЛЯКОВА.

Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также