Совместное обращение Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции МНЭ РК и Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен» к субъектам предпринимательства о недопущении спекулятивного роста цен на товарных рынках
В создавшейся ситуации, когда возможен риск спекулятивных цен, прежде всего, на продовольственные товары первой необходимости; непродовольственные товары, имеющие высокий потребительский спрос (автомобили, оргтехника, предметы бытовой химии и т.д.); а также товары, имеющие мультипликативный эффект (нефтепродукты, товарный и сжиженный газ, уголь, мазут и т.д.), антимонопольный орган имеет право открыть расследования по признакам нарушений антимонопольного законодательства.
Так, к началу расследований могут привести такие факты спекуляций субъектов рынка (или злоупотреблений доминирующим положением), как:
— установление монопольно высокой цены;
— введение необоснованных ограничений по производству и реализации товаров, имеющих спрос и при наличии возможности производства и реализации;
— создание искусственного дефицита на рынке путем изъятия товара из обращения продукции (статья 13 Закона РК «О конкуренции»).
Также запрещаются соглашения и (или) согласованные действия субъектов рынка по:
— установлению и (или) поддержанию цен либо других условий приобретения или реализации товаров;
— необоснованному ограничению производства либо реализации товаров (статьи 10,11 Закона РК «О конкуренции»).
Совершение подобных действий влечет наложение оборотных штрафов от 3% до 5%, с конфискацией всего монопольного дохода (статья 159 КоАП РК).
Кроме того, за указанные нарушения предусмотрена уголовная ответственность (статья 221 УК РК).
Вместе с тем на этапе применения мер предупреждающего воздействия, когда можно избежать антимонопольных расследований, обращаемся к субъектам рынка и призываем осуществлять свою деятельность в строгом соответствии с действующим законодательством, проводя обоснованную ценовую и торговую политику, с учетом объективных обстоятельств, в том числе касающихся:
— наличия остатков (запасов) продукции;
— неизменности себестоимости производства либо стоимости закупа продукции;
— пропорциональности роста реализуемой продукции к росту себестоимости производства либо стоимости закупа продукции (к примеру, необоснованное увеличение цены реализации товара на 20% при увеличении закупа либо себестоимости всего на 5%).
Сотрудники антимонопольного органа вошли в состав созданных при акиматах оперативных штабов по контролю за ценами, где с учетом существенного набора инструментов антимонопольного реагирования им отведена активная роль в сложившейся ситуации.
Помимо расследований антимонопольный орган ежедневно будет проводить мониторинг цен на основные социально значимые товары.
Обращаясь к гражданам, сообщаем о возможности обратиться по фактам резких скачков цен по телефону доверия департамента КРЕМ и ЗК МНЭ РК по Акмолинской области: тел. 8 (7162) 25-56-89,25-71-67, а также с официальными заявлениями.