Не гарант на грант

Спорные вопросы
На прошлой неделе стали известны имена обладателей образовательных грантов на обучение в казахстанских вузах. Казалось бы, в первую очередь, это отличники учебы, одаренные в науке дети. Однако, как выяснилось, в стране порядка четырехсот победителей международных интеллектуальных олимпиад, и 39 обладателей знака «Алтын белгі» себя в «счастливом» списке не нашли. В их числе Ардак Байгелов из Кокшетау.

Ардак — выпускник областной специализированной школы-интерната для одаренных детей №3 «Дарын», обладатель третьего места на международном конкурсе исследовательских работ школьников по механике и математике им. У. Джолдасбекова. Согласно статье 47 Закона РК «Об образовании», победителям и призерам международных научных олимпиад и конкурсов автоматически присуждается максимальное количество баллов на ЕНТ — 125. Однако, как выяснилось, наивысший балл на тестировании далеко не гарант при поступлении в вуз.

В школе «Дарын» признались: новость о том, что грант Ардаку не присудили, стала полной неожиданностью. «Он — один из лучших наших выпускников, а ведь здесь учатся одаренные дети, — разводит руками заместитель директора по учебной части Гульнар Мукушева. — В этом году 11 класс окончили 40 выпускников, все достойно сдали ЕНТ. Обладательница «Алтын белгі» Макпал Кажиманова стала и обладательницей гранта. Заслужила. За Ардака мы не волновались, со своим проектом по прикладной математике вошел в тройку победителей. В старшем звене он у нас единственный, кто стал победителем в интеллектуальном соревновании подобного уровня».

«Конечно, мне обидно за сына, мы просто-напросто не ожидали такого поворота дел, — признался в телефонном разговоре отец Ардака Арыстан Мусимович. — Все 11 лет он упорно шел к своей цели, учился только на «5» и «4». Призовое место в международном конкурсе, сертификат, диплом за подписью министра образования Аслана Саринжипова, максимально возможный балл, получается, ничего не значат при распределении грантов?!».

В прошлую среду отец и сын Байгеловы выехали в Астану, чтобы задать свои вопросы в Министерстве образования и науки. Ответы они, как и остальные расстроенные победители международных олимпиад и алтынбельгисты, получили.

Как пояснил и.о. директора департамента высшего, послевузовского образования Се-рик Омирбаев, гранты распределяли, исходя из приоритетов социально-экономического развития страны. Приоритет отдавался инженерно-техническим специальностям, затем педагогическим и сельскохозяйственным, ветеринарным. В конкурсном присуждении грантов, по словам чиновника, первоочередное право предоставлялось обладателям «Алтын белгі», далее — выпускникам Назарбаев Интеллектуальных школ, победителям и призерам международных олимпиад и научных соревнований и т. д. Возникшую ситуацию С. Омирбаев мотивировал весьма ограниченным числом грантов на престижные специальности. В частности на те, которые выбрал Ардак (финансы, учет и аудит, менеджмент, логистика на казахское отделение в КазНУ им.Аль-Фараби).

«Количество грантов на экономические специальности мы из года в год выделяем все меньше», — подчеркнул чиновник. В то же время он признал неудовлетворительную работу приемных комиссий, не разъяснивших абитуриентам данные моменты. В заключение чиновник назвал специальности, по которым на грант могли претендовать только обладатели «Алтын белгі» или победители олимпиад. Это международные отношения, востоковедение, иностранная филология (английский, японский языки), таможенное дело, юриспруденция, абсолютно все экономические специальности и медицинские. На эти специальности гранты получили только алтынбельгисты.

Арыстан Байгелов признался: выхода из создавшегося положения пока не видит. «Ничего конкретного нам пока не говорят. В министерстве такая толпа собралась. Сообщили, что дали указание ректорам вузов выделить ректорские гранты, если позволят средства. Но это, как говорится, вилами по воде. Что делать, незнаем…».

Отец выпускника говорит: объяснения чиновников от образования его особо не убедили. «Их данные разнятся с теми, что дает Национальный центр тестирования. Минобразования показывает, что у них на «наши» специальности всего 30 грантов: 22 на казахское отделение и 8 на русское. А по нашим данным, вернее, предоставленным НЦТ, в общем — 45, в том числе 33 — на казахское отделение.

Предлагают также год учиться платно. В будущем, сказали, переведут на грант. В этом я, если честно, сомневаюсь. Если попадешь на коммерческое отделение, разве дадут ребенку позже учиться бесплатно?..».

В управлении образования области количество обладателей грантов среди акмолинцев назвать затруднились, сказали: идет обработка информации. Между тем в Министерстве образования запросили сведения на детей из вышеперечисленных категорий, оставшихся без гранта. В нашей области, по информации управления, таковых двое: Ардак Байгелов и обладательница знака «Алтын белгі» Анель Джуматаева (СШ №8). Анель также выбрала четыре экономические специальности (финансы, экономика, экономика и финансы, бизнес-экономика) в университете им. Сулеймана Димереля, КазНУ им.Аль-Фараби, ЕНУ им.Л.Гумилева и финансовой академии г. Астаны.

Руководитель ведомства Балым Сабетовна выразила сочувствие семьям талантливых детей, в «растрепанных» чувствах осаждающих здание министерства образования и науки: «Конечно, все это очень неприятно. Ребенок старался, тянулся, хорошо учился. А тут такая ситуация. Мы, как учителя, расстроились, что уж говорить о родителях».

Ардак по-прежнему намерен продолжить образование в таких серьезных вузах, как КазНУ, ЕНУ, Казахском экономическом университете им.Т.Рыскулова и др. «Если ничего подходящего все-таки не предложат, придется учить сына, с его 125 баллами ЕНТ, платно. Парадокс да и только», — качает головой Байгелов-старший.

Асель АУТАЛИПОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также