Здравоохранение: Вот бы «скорую», как такси!, Открылся детский санаторий, «Зависшая» онкополиклиника, Опыт региона передавать другим, Хирург, каких мало, ОКИ: чаще болеют летом

092-4-1Разговор начистоту
Вот бы «скорую», как такси!
«Кокшетау — суровый город, где такси приезжает за три минуты, а «скорая» — за час», — невесело шутит в беседе с корреспондентом жительница Кокшетау Ольга Плахута.
Почему карета «103» так долго едет к пациентам, в чем проблема: машин не хватает или людей? Что планируют в этом плане наши чиновники от медицины? Эти вопросы читателей мы переадресовываем заместителю главного врача станции скорой медицинской помощи г.Кокшетау по качеству оказания медицинских услуг и ЧС Ирине Беспаловой.

— Мы работаем по официальному документу-приказу № 269 от 27 апреля 2015 года, где указаны шесть категорий срочности вызовов, — говорит Ирина Александровна. — Первые три — состояние, угрожающее жизни пациента, доезд должен быть в течение 20 минут. Это случаи, когда человек потерял сознание или задыхается, ему плохо с сердцем, кровотечение, паралич, низкое давление, ДТП, все вызовы по линии ЧС… Все случаи на улице, работе, в общественных местах относятся к первым трем категориям срочности, сюда же — касающиеся маленьких детей и беременных женщин.

Четвертая, пятая и шестая — так называемые отсроченные категории, когда жизни пациента на данный момент ничего не угрожает, но может привести к такому состоянию. По вызовам четвертой и пятой категорий допускается доезд в течение 45 минут, шестой — до часа. К шестой категории относятся, к примеру, перевозки из больницы, когда пациента доставили в больницу, оказали там помощь, но он нуждается в другом профиле стационара. Или, допустим, температура — без одышки, боли в животе (так называемые поликлинические вызовы).

С апреля у нас стоит система «Адис» -когда компьютер сам на основании жалоб и симптомов распределяет вызовы по категории срочности. Люди говорят, что мы можем ее регулировать, убирать себе опоздания — это не так.

Сколько вызовов в Кокшетау случается в среднем в сутки? Сколько бригад их обслуживают? И сколько положено?

— Численность населения в городе — 154 тыс. человек, на 10 тысяч положена одна бригада. То есть в идеале должно быть 15 бригад, у нас же работают 13 (тринадцатая — в с. Красный Яр).

Вызовов в сутки в среднем случается порядка трехсот. Причем независимо от времени года, сезонных всплесков заболеваний. Правда, весной, бывает, «скорую» вызывают до 400 раз в сутки. Поэтому весной мы организовывали четырнадцатую бригаду.

Из тех средних трехсот 40-50 — это наши консультации и переадресации вызовов, на которые мы не выезжаем. Старший врач смены, имеет право консультировать пациентов по телефону, а также три диспетчера. Двое из них сидят на приеме звонков от населения, третий — передает вызовы по рации бригадам. Бригады, как правило, всегда заняты. Если нет нагрузки, для нас что шестая, что четвертая категории — сразу выезжаем. И поверьте: бригады не ждут, пока пройдет отведенный приказом час. У наших сотрудников нет права сна и обеда. Если случаются свободные 15 минут — разогревают еду и перекусывают. А чтобы мы сидели без дела, провоцировали эти опоздания (приходилось слышать подобные обвинения) — это неправда.

Нагрузка солидная. К примеру, до 17 часов вечера имеют место не менее 150 вызовов, это уже по 10-11 вызовов на бригаду. Самый же напряженный промежуток времени — с 18.00 до 23-24 часов ночи: до ста вызовов, за час регистрируются от 20 до 26.

Понятно: нагрузка большая. Причины ясны, но каков выход? Если число бригад увеличить, опозданий станет меньше?

— Если человек вызвал «скорую» и к нему вовремя не приехали, он считает, что так происходит каждый день. Это не так: за сутки случаются в среднем 12 опозданий, но при трехстах вызовах это не много. И это не опоздания по первым трем категориям, угрожающим жизни. Чаще всего — по «поликлиническим»: когда человеку с хроническими болезнями вообще-то нужно в поликлинику — к терапевту или узкому специалисту. Но ему лень стоять в очередях — в итоге криз, обострение. Или мама хочет послушать ребенка с небольшой температурой, хотя можно было днем сводить его к педиатру. Вот еще достаточно нередкий пример: звонит днем пациент с зубной болью. Мы объясняем, мол, в вашем районе есть стоматологическая клиника. Через какое-то время снова вызов с того же телефонного номера с жалобами на боли в сердце. Приезжаем, а там тот же зуб. Ругать их или игнорировать вызовы мы не имеем права. А имеем — консультировать по телефону, если случай не вызывает серьезных опасений, переадресовывать в поликлинику, вызвав участкового врача на дом. И то, и другое — с согласия пациента. Если он настаивает, что «скорая» должна к нему выехать, она выезжает.

Могу точно вам сказать: когда бригад станет 15, главная причина опозданий будет та же — «поликлинические» вызовы. Их на сегодня в среднем в сутки — 30%. Еще «популярны» вызовы с алкогольным опьянением. Но, конечно, вопрос с дополнительными бригадами мы поднимаем, осенью введем 14-ую.

Этим летом мы наладили патрулирование «скорой». Когда бригада, обслужив вызов, какое-то время остается, в ожидании нового в том же районе. Конечно, она гораздо быстрее оказывается у больного, чем если бы выезжала со станции на «Жайлау».

Есть отчасти проблема в поведении автолюбителей на дорогах, которые не считают нужным пропустить скорую с сиреной, мигалками. Потенциально каждый пациент — твой родственник. Вдруг он едет в твою квартиру?!

Как обстоят дела с оснащением станции транспортом, медоборудованием? Достаточно ли квалифицированны кадры?

— Шесть реанимобилей мы получили в 2013-14 годах, они полностью оснащены — дефибрилляторами, аппаратами ЭКГ (их у нас 7) и всем остальным. Есть также три инжекторных «УАЗа» (более совершенные, по сравнению с «таблетками»). Три машины готовим на списание, в управлении здравоохранения подали заявку на приобретение новых.

Что касается кадров. Сегодня на станции трудятся 85 фельдшеров, это стопроцентная укомплектованность. С врачами тоже порядок, благодаря дополнительным докторам, совместителям. Работают специализированные бригады: психиатрическая, кардиологическая и педиатрическая. Нужен еще один врач-психиатр.

Врач или фельдшер скорой помощи должен иметь соответствующий сертификат, его выдает Комитет контроля качества медицинских и фармацевтических услуг. Вот, например, к нам пришли после медколледжа 7 молодых специалистов. Их одних отправлять на линию еще нельзя, работают под руководством опытных коллег. Три года — как молодые специалисты, потом направляются на специализацию при медколледже: фельдшер проходит ее в течение месяца, а врач скорой помощи — от 4 месяцев. И только потом выдается тот самый сертификат. Таким образом, кадрами мы укомплектованы, но, как говорится, не шикуем. Проблема «всплывает», когда нужно кого-то заменить.

У нас есть план по обучению фельдшеров, они проходят его каждые пять лет. Практически все прошли специализацию по ЭКГ.

Приходилось слышать, что в службе «скорой» есть свои «любимчики».

— Привилегированных пациентов у нас нет. Чемоданы уложены абсолютно одинаково, помощь оказывается согласно протоколам диагностики и лечения. И все же «любимчики» у нас действительно есть. Это пациенты, которые вызывают «скорую» до 20 раз в месяц. А есть и такие, кто до 80! Мы их хорошо знаем, они уже нам как родственники. В основном это люди преклонного возраста, с хроническими болезнями.

И все же мы придерживаемся позиции: человек просто так «103» не наберет. Значит, ему плохо и нужна помощь.

С грубостью пациентов сталкивались? Слышала про удар в челюсть.

— Было. В начале года: пациент был нетрезв. И нецензурную брань нашим сотрудникам в свой адрес приходится выслушивать. К слову, в таких случаях они могут подать в суд. В положении о Службе поддержки пациентов мы оставили за собой такую возможность при моральном и физическом оскорблении пациентами. К счастью, такие случаи все-таки не часты.

Спасибо за интересный разговор, каждой из сторон есть о чем задуматься.
Асель АУТАЛИПОВА.

Открылся детский санаторий
В г. Макинске состоялось открытие детскоподросткового отделения областного специализированного противотуберкулезного санатория, основная база которого находится в Щучинске. В торжествах приняли участие ветераны здравоохранения, представители руководства области, района и СМИ. Организаторы мероприятия сумели создать для маленьких пациентов, их нянь, воспитателей, медсестер и приглашенных настоящий праздник.

092-4-3

Новый детский тубдиспансер расположился в живописном местечке лесного массива, неподалеку от Буландынской ЦРБ и городской поликлиники. В то солнечное утро парадный вход в здание был разукрашен шарами и красочным банне-ром. Первые пациенты (они здесь с 1 августа) — нарядно одетые детишки с шарами и цветами сами выглядели как цветы. Их наставницы держали в руках серебряные подносы с традиционным казахским «шашу».

Первое слово руководителю управления здравоохранения Гулнар Кулушевой.

— Глава государства Нурсултан Абишевич Назарбаев в Посланиях народу Казахстана всегда уделяет особое внимание вопросам заботы о матери и ребенке, — подчеркнула она. — И сегодняшнее мероприятие свидетельство этому. Данный детский тубдиспансер вводится в эксплуатацию благодаря немалым усилиям акима области Сергея Кулагина, который не раз приезжал сюда, следил за ходом капитального ремонта здания. Делал замечания, давал советы. На открытие пришли наши ветераны, народные избранники. Они могут лично убедиться в том, что конкретно делается для реабилитации детей в новом стационаре. Поздравляю всех, а коллективу нашего местного подразделения желаю успехов в работе на благо здоровья детей — будущего страны.

Главный врач областной больницы, депутат маслихата Серик Аяганов в своем выступлении отметил, что на восстановление и капитальный ремонт здания из областного бюджета выделено 47 млн тенге. Это забота государства во главе с Елбасы и руководством региона о здоровье нации. Пожелал своим коллегам профессионального и ответственного отношения к своей благородной миссии. А маленьким пациентам — скорейшего выздоровления.

Заместитель акима района Бакыт Асылбекова и ветеран здравоохранения Кулян Сейдахметова выразили искреннюю признательность всем, кто вложил лепту в то, что именно на буландынской земле состоялось открытие этого, такого необходимого области детского медучреждения.

Почетное право перерезания ленты было предоставлено ветеранам здравоохранения Болату Сулейменовичу Жанадилову и Кулян Мавлюсовне Сейдахметовой.

По завершении торжественной церемонии открытия мы попросили рассказать о себе и своем новом хозяйстве заведующую новым детско-подростковым отделением Асемгуль Кызырову.

— Не могу нарадоваться условиям, созданным моим пациентам! — начала она. — Я окончила Астанинский медицинский университет, факультет педиатрии. По этому направлению — интернатуру. Прошла первичную специализацию в Алматы по физиопедиатрии.

Содержать на стационаре мы можем пока до 25 человек. Организовано усиленное пятиразовое питание. Спальни  -просторные. Функционируют лечебные и процедурные кабинеты, игральный, тренажерный, читальный залы, классы для обучения. Кадрами мы полностью укомплектованы. Возраст детей для приема в стационар — от 3 до 17 лет. С каждым надо найти общий язык, к каждому нужен свой подход. Тяжелобольных нет, так как санаторий реабилитационный. Приближается 1 сентября и это волнует родителей. Могу их успокоить. У нас есть два класса, набран штат учителей. Дети обязательно будут учиться, так как среди них есть и те, которым надо лечиться не менее полугода. Особенно переболевшим туберкулезом. Для школьников мы все необходимое из канцелярских товаров вплоть до тетрадей уже закупили, на днях завезут учебники. Естественно, на начальном этапе будут свои трудности. Но мы их преодолеем.

Марат НУРСЕИТОВ. Буландынский район.

092-4-2«Зависшая» онкополиклиника
«Проблемы со здоровьем привели в онкологический диспансер. Все услуги здесь оказываются бесплатно. Но вот сдавать регулярно кровь на онкомаркер приходится в клиникодиагностической лаборатории «Олимп». Там цены высокие, а ведь анализ регулярныйкаждые три недели. И вся область там обслуживается. И без того замученные люди вынуждены выстаивать в очередях, да еще и немалые деньги выкладывать. А куда деваться? Почему нельзя открыть такое отделение при онкодиспансере, чтобы сдавать анализы на месте? И начнут ли строить онкополиклинику? Который год обещают».
Л.А.

Разговоры о строительстве онкополиклиники, которая бы разгрузила здание диспансера и решила вопросы лабораторной службы, действительно, ведутся уже больше двух лет. На вопросы читательницы «АП» попросила ответить заместителя главного врача Акмолинского областного онкологического диспансера Болата Абишева:

«Действительно, анализы на онкомаркеры наши пациенты сдают в КДЛ «Олимп», либо Акмолинской областной больнице, с которой у нас заключен договор. Поэтому для подучетных пациентов здесь он бесплатный, мы его оплачиваем. Но, к сожалению, диагностические возможности облбольницы ограничены, далеко не на все онкомаркеры здесь можно обследоваться.

Для проведения данного анализа необходимо специальное оборудование — иммунно-ферментный анализатор. У нас его нет. Но мы заложили его в проектную стоимость строительства четырехэтажной онкополиклиники на 150 посещений в смену, как и ядерный магнитно-резонансный томограф. Предусмотрено также обновление диагностического, лабораторного оборудования. Пациенты могут сказать: почему не наладить забор анализа при онкодиспансере с последующей его транспортировкой до того же «Олимпа»? Во-первых, это еще больше усугубит очереди в коридорах: мы ведь работаем со всей областью. С другой стороны, транспортировка может повлиять на чистоту анализа.

Что касается строительства онкополиклиники. Мы сделали все от нас зависящее — подали заявку, подготовили проектно-сметную документацию. На данный момент, насколько мне известно, заявку уже одобрили на уровне Министерства здравоохранения и социального развития, далее вопрос рассматривается на уровне Правительства. Общая стоимость проекта — порядка 2 млрд тенге.

На онкополиклинику мы возлагаем огромные надежды. Во-первых, она позволит значительно разгрузить здание диспансера, расширить прием специалистов, лабораторную службу. Уже много лет обсуждается вопрос, связанный с центральной цитологической лабораторией. Мы хотим, чтобы она работала на базе онкодиспансера. Тем более у нас есть самые лучшие специалисты в области цитологической службы.

Сегодня нам катастрофически не хватает помещений, из-за чего мы были вынуждены отделение паллиативной помощи разместить в с.Чаглинка. Хотя было бы, разумеется, намного удобней, чтобы эта категория пациентов наблюдалась здесь. С вводом онкополиклиники связываем планы по открытию пансионата для пациентов из отдаленных районов, чтобы им было где остановиться на период обследования. Ведь пока не установлен диагноз, мы не имеем право госпитализировать их.

Между тем, количество онкобольных растет. В год через нашу поликлинику проходят около 40 тыс. пациентов, через стационар — порядка 3,5 тысяч. Акмолинская область занимает печальное лидерство по онкозаболеваемости, наш показатель — выше на 30%, в сравнении со среднереспубликанским. Если лет 5 назад у нас на учете состояло около 6,5 тыс. человек с диагнозом «рак», то сегодня — 8200.

В то же время есть и хорошие новости в борьбе со страшной болезнью. Значительно увеличилась пятилетняя выживаемость, есть у онкологов такой показатель. Буквально за последние 4 года мы подняли его практически на 3%. Значительно снизилась смертность от рака молочной железы (за последние несколько лет на 12%), рака шейки матки, кишечника. Это — результат скринингов по ним. К примеру, в субботу в районе центрального рынка работал передвижной маммограф — все желающие женщины могли пройти бесплатное обследование. Мы всегда говорим о том, что чем раньше обнаружена болезнь, тем перспективнее и дешевле ее лечить. К сожалению, казахстанцы в своем большинстве продолжают считать, что здоровье человека — это проблема врача. Вроде как «вам эти скрининги нужны, вы их и выполняйте». А ведь в Японии, например, если человек не прошел в срок скрининговое исследование, его штрафуют. На Западе если пациент проигнорировал ежегодный профилактический осмотр, сумма его страховки увеличивается в разы. Мы тоже медленно, но верно идем к этой самой солидарной ответственности врача и пациента».

Дария АЛИМОВА.

Итоги комиссии
Опыт региона передавать другим

Целую неделю в регионе работала республиканская комиссия, проводившая ежегодный мониторинг выполнения противотуберкулезных мероприятий в Акмолинской области.

9

Специалисты побывали в г.Степногорске, Атбасарском и Зерендинском районах, тщательно изучили деятельность всех специализированных медучреждений и организаций первичной медико-санитарной помощи г. Кокшетау.

На коллегии облуправления здравоохранения и совещании с заместителями главных врачей районов возглавлявший комиссию директор Национального центра проблем туберкулеза РК, доктор медицинских наук, профессор Тлеухан Абилдаев высоко оценил деятельность акмолинских медиков.

За последние пять лет заболеваемость туберкулезом в области снизилась на 30,5%, смертность — на 53,8%. Охват флюорографическим обследованием больных группы риска достиг 98-100%. Высока эффективность лечения среди впервые выявленных больных туберкулезом. В регионе не зарегистрировано ни одного случая заболевания среди контактных лиц. Благодаря комплексному подходу, систематизации, четкому контролю здесь успешно управляют ситуацией с особо опасными формами туберкулеза (мульти- и суперрезистентными), полностью охвачены лечением больные с множественной лекарственной устойчивостью (МЛУ), самый низкий по стране уровень «отрывов» от лечения среди больных этой группы. В области хорошо организованы паллиативное и принудительное лечение. Кстати, справляться с несознательными пациентами помогают отработанное межведомственное взаимодействие, контакты с неправительственными организациями.

Сами специалисты противотуберкулезной службы считают, что добиваться хороших результатов помогает весомая поддержка исполнительной власти региона. Например, высокий удельный вес финансовых средств, выделяемых из бюджета на социальную поддержку больных туберкулезом на амбулаторном этапе лечения. Акмолинцы первыми в стране успешно внедрили пилотный проект такого лечения. А с нынешнего года к нему приступили еще в четырех областях Казахстана. Стоит сказать и о том, что основные положения «Комплексного плана по борьбе с туберкулезом в РК на 2014-2020 гг.» тоже были сначала отработаны как пять пилотных проектов в Акмолинском регионе. На базе областного противотуберкулезного диспансера открыт учебный центр, куда за опытом регулярно приезжают не только казахстанские врачи, но и коллеги из-за рубежа.

— В противотуберкулезной службе Акмолинской области сложилась сильная, высокопрофессиональная команда, — говорит Тлеухан Абилдаев. — Индикаторные показатели, которых добиваются местные врачи, достаточно высоки, и мы сравниваем их со стандартами Всемирной организации здравоохранения. Опыт, накопленный в регионе, необходимо передавать другим областям.

Олжас УТЕШЕВ.

Из почты «АП»
Хирург, каких мало

Известный житель нашего городадоктор экономических наук, профессор КГУ им. Ш.Уалиханова, человек почтенного возрастаКасымхан хаджи Кусаинов недавно перенес непростую хирургическую операцию. Вот, что он написал по этому поводу в редакцию нашей газеты от своего имени и имени других пациентов хирургического отделения Акмолинской областной больницы:

«В одной из сур священного Корана говорится, что люди не понимают двух вещей: цену здоровья и цену свободного времени. Так получилось, что я недавно серьезно заболел, на симптомы не обращал внимания. Оказалось, что я был на грани жизни и смерти. (Не хотелось бы в газете публично обнажать свои недуги). И вот тут пришел на помощь человек, на мой взгляд, очень высокого профессионализма и необыкновенной ответственности — заведующий хирургическим отделением Акмолинской областной больницы Бауржан Сура-шевич Ахметов и руководимый им небольшой коллектив. Сейчас я, несмотря на преклонный возраст, чувствую себя очень хорошо.

В период моей болезни в отделении хирургии лежало много больных. Все они в одинаковой мере благодарны доктору Ахметову, среднему медицинскому персоналу и техническим работникам за внимательное и доброе отношение к страдающим и исцеляющимся.

Об одном из пациентов я хотел бы остановиться отдельно. Это — Иван Комиссаров. До этого мы с ним знакомы не были. Лежали в одной палате, и, смею думать, сдружились. Оказалось, что он является одним из очень уважаемых в области людей — председателем Атбасарского районного совета ветеранов войны и труда. Иван Иванович тоже перенес весьма сложное хирургическое вмешательство и также благодарен за оказанную своевременную и исцеляющую помощь.

Мы с Иваном Ивановичем и другими пациентами благодарим Бауржана Сурашевича за профессиональное мастерство, человеческую чуткость и доброту. Просим об одном, чтобы руководство областного управления здравоохранения и руководитель областной больницы уважаемый депутат Серик Акпенович должным образом оценили уважаемого нами доктора».
С огромной благодарностью: Касымхан КУСАИНОВ, Иван КОМИССАРОВ и другие пациенты хирургического отделения областной больницы.

ОКИ: чаще болеют летом
Наибольший подъем заболеваемости кишечными инфекциями наблюдается в летнеосенний период, что связано с массовыми выездами на дачи, употреблением овощей и фруктов, расширением уличной торговли скоропортящимися продуктами, купанием в открытых водоемах.

092-4-5По Акмолинской области высокими остаются показатели заболеваемости острыми кишечными инфекциями (ОКИ) среди детей. Удельный вес заболевших в возрасте до 14 лет составил 86,2%, что превышает среднереспубликанский показатель более чем на 4%. Зато в сравнении с аналогичным периодом прошлого года наблюдается снижение заболеваемости острыми кишечными инфекциями на 32,5%, сальмонеллезной инфекцией -на 40,8%, более чем в восемь раз уменьшилось количество заболевших бактериальной дизентерией, почти в семь раз -острыми вирусными гепатитами, в том числе вирусным гепатитом «А» — в 10,5 раза. В целом по области показатель заболеваемости ОКИ не превышает многолетний контрольный уровень.

Основными проявлениями заболевания кишечными инфекциями, на которые следует обращать внимание, являются слабость, вялость, плохой аппетит, диарея, рвота, боли в животе, повышение температуры и появление озноба.

Для всех этих заболеваний характерным является проникновение возбудителей через рот и размножение их в кишечнике человека, откуда они с выделениями вновь попадают во внешнюю среду: почву, воду, на различные предметы и продукты питания. Источником заражения кишечными инфекциями является человек — больной или бактерионоситель. Восприимчивость людей к кишечным инфекциям довольно высокая. Особенно подвержены им дети.

Опасность заражения представляют продукты (блюда из них), употребляемые в холодном виде, без тепловой обработки, т.к. микробы в них не только хорошо сохраняются, но и размножаются. В этом плане большую опасность представляют кремово-кондитерские изделия, салаты, молоко, масло и т.п.

Одним из факторов заражения и распространения кишечных инфекций является вода. Особенно употребление для питья, мытья посуды, рук, овощей и фруктов воды открытых водоемов, талой воды.

Предупрежден, значит вооружен. И мы еще раз хотим напомнить читателям «АП» о соблюдении простых правил личной гигиены:

— тщательное мытье руке мылом перед приготовлением, приемом пищи и после посещения туалета;

— воду для питья употреблять кипяченую, бутилированную или из питьевого фонтанчика с системой доочистки водопроводной воды;

— овощи и фрукты употреблять только после мытья их чистой водой и ошпаривания кипятком;

— разливное молоко употреблять после кипячения;

— творог, приготовленный из сырого молока или развесной, лучше употреблять только в виде блюд с термической обработкой;

— все пищевые продукты следует хранить в чистой закрывающейся посуде;

— скоропортящиеся продукты хранить в холодильниках в пределах допустимых сроковхранения;

— купаться в открытых водоемах в летний период года можно только в специально отведенных местах;

— на вокзалах, в аэропортах, местах массового отдыха при питье бутилирован-ной, газированной воды использовать только одноразовые стаканчики.

Пожалуйста, помните: несвоевременное обращение за медицинской помощью может отрицательно сказаться на здоровье и привести к заражению окружающих. Не занимайтесь самолечением! Многие заболевания, например, дизентерия и сальмонеллез, в результате самолечения могут приобрести хронический характер.

Зауреш ХАБДУЛИНА,
руководитель отдела облдепартамента по защите прав потребителей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также