Из почты «АП»: Яблоки для хирурга, Всегда приходят на помощь

Из почты «АП»
Яблоки для хирурга
В моей памяти часто мелькают картинки: красивые, серьезные люди в белых халатах, накрахмаленные медицинские колпаки, инициалы, вышитые на карманах врачей. Е.М.Е. — Мейрам Енсебаевич Енсебаев, мой отец. Е.Ш.А. — моя мать, Енсебаева Шолпан Ашимовна. Среди них прошло мое счастливое детство, среди них я поняла, что значит иметь родителей-врачей.

Отец

Он приехал работать в Жаркаинский, тогда Державинский район в 1962 году, после окончания Карагандинского мединститута, куда поступил с третьего раза. О его студенческом прошлом в семье ходят байки. Например, о том, как половина его стипендии уходила на обучение танцам. Сельский паренек с лечебного факультета на вечеринках под баян стоял в стороне, а танцевать хотел. Вот и пошел обучаться искусству вальсирования.

После окончания института работал хирургом в Пятигорской участковой больнице. У него были необыкновенные руки — как будто жили отдельной жизнью, когда пальпировали, искали болезнь, исцеляли. Может, потому на прием к нему всегда выстраивались очереди.

— Какие операции он проводил? — все допытываюсь я у мамы. Потому что у отца уже спросить не могу. Его нет с нами почти 20 лет.

— Разные. Такие сейчас в районе не делают, — с грустью отвечает она. — От удаления грыжи, до холецистостомии, проводил все костные операции, тонзилэктомию, струмэктомию щитовидной железы, кесарево сечение, другие плановые и экстренные операции.

Заведовал отделением хирургии тогда Бегуш Кадралинов — у него после областной больницы был большой опыт, рука легкая, и его пригласили в областной онкодиспансер.

Однажды в больницу поступила женщина из совхоза «Отрадный» с огнестрельным ранением в область сердца. Санавиация не успевала, до областного центра не довезти — не выживет. И он принимает решение оперировать. Пуля была извлечена, сердце спасено. Долгие годы после своего отъезда она писала письма из России хирургу Енсебаеву, спасшему ей жизнь, в целинный городок. Даже пахучие яблоки посылкой присылала…

Тот случай был описан во Всесоюзном журнале «Хирургия», а о хирурге пошла гулять молва — мол, хорошо оперирует, вылечить может.

— Работать в ту пору было сложно, из всех инструментов — фонендоскоп, тонометр, да руки, — вспоминает мама. — Это сейчас у врачей целый набор аппаратуры, а тогда на весь район, которому только десять лет исполнилось, работала одна карета «скорой помощи». Шприцы кипятили, системы переливания вручную делали. Когда мы приехали, здесь только построили поликлинику — ту самую, одноэтажную, на улице Пушкина. Главный врач Ораз Бейсенов построил ее на средства, выделенные на проведение капитального ремонта. Начальство его за это дело не похвалило. Но поликлиника та по сей день служит людям.

Отец долгое время работал завотделением хирургии. Они с матерью, которая тогда заведовала терапией, даже соревновались — у кого медсестры лучше и порядка больше. Сестры, надо признать, всегда рвались в хирургию — там было интереснее.

Медперсонала катастрофически не хватало. Для повышения квалификации врачи проводили обучение медсестер. Те, кто выдерживал, становились лучшими. Среди них мама вспоминает сестер Г.Иродову, С.Жаксылыкову, С.Ахметову, Р.Малгаждарову. Лина Леонидовна Маликова, долгое время проработавшая медсестрой «на скорой» и в терапевтическом отделении, была удостоена знака «Отличник здравоохранения», который есть не у каждого врача.

В истории Державинска есть и семейные пары врачей и медработников — это супруги Бимендины, Бейсеновы, Ахметовы, Газезовы, Плахотниченко, Тен.

Мать

В начале 60-х они поженились. После окончания Карагандинского медицинского института молодой терапевт Шолпан приехала в родной Державинск.

С тех пор Енсебаевы стали работать вместе. Он оперировал, она лечила «консервативно». Дома обсуждали сложные случаи, спорили, ставили диагнозы. Все разговоры были о работе и о больных.

Когда главный врач районной больницы Бейсенов предложил возглавить отделение терапии, она испугалась. Как, ведь у нее и опыта нет, из института только пару лет назад выпустилась! Зато был твердый характер, который и разглядел Ораз Тенбаевич, который, помимо легкой руки и доброго сердца, имел и зоркий глаз.

В должности завотделением Шолпан Енсебаева проработала более 10 лет. Потом еще 7 лет — заместителем главного врача по лечебной работе. И постоянно училась. В Ленинграде проходила специализацию по сердечно-сосудистой терапии. В Москве в 1986-м — по эндокринологии. Была еще учеба в Алматы, Караганде, Целинограде.

С середины 80-х ее работа была связана с эндокринологией. Лечила пациентов с сахарным диабетом, заболеваниями щитовидной железы, возвращала к жизни тяжелых больных, выводила из комы.

— Я каждого своего больного помню, — говорит мама. — Фамилию могу забыть, а историю болезни — никогда. Помню, как обнаружила диабет у 15-летней Юли Соболевской. Лечила ее, наблюдала. Переживала, когда она вышла замуж и собралась рожать. Сегодня ей уже за 30, двух деток воспитывает.

Жалко молодых, которые на грани жизни и смерти поступают. Был у меня 18-летний пациент Жарманов. Привезли на «скорой», гипергликемическая кома. Двое суток выхаживали, на третьи отправили в Кокшетау, в областную больницу. Вытащили! «У меня больные в коме не умирали, я билась за них, пока не возвращала», — говорит она.

… К сожалению, я не пошла по стопам родителей. Меня больше привлекала журналистика, которой я продолжаю заниматься. Зато медицину выбрала моя дочь, внучка врачей Камила Туякбаева. Сейчас она учится в Университете Аризоны (Туссон, США) по президентской стипендии «Болашак» и через год пополнит ряды людей в белых халатах.

С моего детства прошло много лет. Мне, как и любому живому человеку, приходилось пересекаться с медициной и теми, кто ей служит. И не было дня, чтобы я забыла, какой это труд — облегчать чужую боль и возвращать нас к здоровью и к жизни. «Нет большой разницы между мудростью и медициной», — сказал отец медицины Гиппократ. И нет большой разницы между счастьем выздоровления и счастьем быть здоровым.

Всем врачам, медсестрам, санитаркам, всем, кто призван лечить и помогать исцелению — низкий поклон. Поклон моим родителям, Енсебаевым Мейраму и Шолпан за их жизни, наполненные добром.
Алма ЕНСЕБАЕВА.
г.г.Державинск — Астана.

Всегда приходят на помощь

В жизни каждого человека наступает время, когда без помощи медицинских работников просто не обойтись. А в медикосоциальном учреждении значимость людей этой профессии трудно переоценить. Ведь именно они приходят на помощь госопекаемым в самые трудные минуты, проявляют сострадание к чужой боли, берут на себя ответственность за жизнь и здоровье пациентов. Ведь кроме таблеток и медпроцедур им не обойтись без чуткого, внимательного, высокопрофессионального отношения медперсонала.

В медико-социальном учреждении пос. Жолымбет Шортандинского района это врач терапевт Л. Ковалева, старшая медсестра А. Алагузова, дежурные медсестры О. Тутеева, Б. Камирова, А. Нетбаева, А. Зоркий, А. Окимет, С. Тилекберди, диетолог И. Сырги, весь младший медперсонал.

Сотрудники нашего учреждения и прежде всего его подопечные выражают им глубокую признательность и благодарность за самоотверженность, милосердие, верность выбранному делу.

Гаухар УМЕРБЕКОВА, специалист по социальной работе.
Шортандинский район.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также