По обращению в редакцию
Оставить без внимания письмо, под которым поставили подписи 29 жильцов дома № 53 по улице Б. Момышулы в Кокшетау, редакция «АП» не могла. Был период, когда такие жалобы на тему ЖКХ и благоустройства в газету приходили буквально пачками. В последнее время, отметим, это скорее исключение, чем правило.
Эта история началась не вчера. По соседству с этим и другими жилыми домами «вырос» торговый дом «Арбат». Во время строительства, по словам обратившихся, подрядчики напрочь разбили участок улицы Баймуканова (бывшей Красной), которая ранее была нормальным подъездным путем для автомобилистов, проживающих по указанному адресу, и машин экстренной помощи. Тогда подрядчик обещал не только привести дорогу в прежнее состояние, но и благоустроить прилегающую территорию. Как следует из письма, «свой вклад внесла» и подрядная организация, которая сегодня возводит объект по адресу: улица Ауельбекова, 84а. Строители, подводя воду, переукладывали трубы, наспех зарыв ямы. «После дождей жильцам без резиновых сапог во дворе делать нечего, — солидарны председатели местных КСК «Алтын Ғасыр» и «Азия» Золотхан Озиева и Владимир Музыка. «Обидно, — не сдерживаются жильцы, — в двух шагах от дома Аллея Славы, недавно отремонтированная, красивая, а загляни в наш двор — одни рытвины». Возмущаются они и по поводу того, что баками, которые «принимают» мусор не одного дома, пользуется этот же «Арбат». Отсюда постоянная их переполненность.
Как обычно делается в таких случаях, кокшетауцы стали писать и звонить в разные инстанции. Председатели КСК взяли на себя инициативу решить вопрос через горотдел ЖКХ, но тщетно. Рядовые жильцы пробовали «по-свойски» договориться о засыпке дороги со строителями, проводившими благоустройство Аллеи Славы, — тоже не вышло. Вспомнив о том, что «спасение утопающих — дело рук самих утопающих», жители собрали энную сумму и купили грузовик щебенки. Правда, ее хватило ненадолго, неуплотненное покрытие постепенно поглотила грязь после дождей. Снова стали писать и звонить.
Сложившуюся ситуацию руководитель горотдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автодорог Абай Кадралиев лаконично прокомментировал так: о проблеме знаю, дорога действительно не в лучшем виде, но ведь есть и похуже. И жители там почти не жалуются, а частенько и сами находят выход из положения. Пока все силы городских властей согласно программе «Окраина» направлены на благоустройство микрорайонов, дойдет очередь и до дворов, расположенных в центре, — бюджет ведь не резиновый.
Конкретная проблема, с которой столкнулись читатели «АП», имеет, на наш взгляд, общую тенденцию. Чтобы убедиться в этом, достаточно заглянуть даже в обустроенные дворы Кокшетау, где, к примеру, после строительных и ремонтных работ остается неприглядная картина «ни пройти, ни проехать» или, несмотря на утвержденные санитарные нормы, прямо под окнами жилых домов красуются мусорные контейнеры, оказавшиеся там на время все тех же работ, но почему-то оставшиеся с постоянной «пропиской». Все это вызывает, мягко говоря, чувство незавершенности, выдает отношение то ли заказчиков, то ли строителей: сойдет, дескать, и так… И здесь, возвращаясь к частному, хочется сказать, что почти вся округа — клиенты вышеуказанного торгового дома.
Как выяснилось из разговора с его управляющим Фаридом Джафаровым, о подобных претензиях он слышит впервые за четыре года существования торгового дома. Представитель ТОО «Архей», которому и принадлежит «Арбат», весьма удивился звонку из редакции и заметил, что жалобы от жителей готов выслушать очно, а не через посредников. «Все, что требовалось по проекту, мы сделали: асфальт, бордюры, парковочные места для клиентов, — ответил Фарид Джафаров. — Что касается участка улицы, о которой идет речь, то в плачевном состоянии она была и до строительства нашего торгового дома. Не понимаю, причем здесь мы. Поймите, мы не можем обустраивать все улицы вокруг. Кстати, в рамках благоустройства заасфальтировали улицу Биржана сал, теперь там поработали коммунальщики, и она тоже не в первоначальном состоянии. А жителям, скорее, надо обращаться в акимат, к местным властям, дорога же муниципальная. Есть специальные программы», -заключил он.
Отрицательные эмоции жильцов вроде обиды «почему у нас все делается против народа» понять можно: это, наверное, от безрезультатных телефонных переговоров, бесполезных боданий с подрядчиками. Конечно, если рассуждать трезво, то как раз сейчас многое делается именно для народа, и примеров тому немало. «Уважаемый Сергей Витальевич! Выражаем искреннюю признательность за то, что поручили Кокшетаускому университету имени А.Мырзахметова взять шефство над аллеей, расположенной рядом со школой № 2. С тех пор, как тут трудятся студенты, тут порядок, чистота, а раньше она была заброшена, завалена мусором. Нам, пенсионерам, приятно отдыхать, детишки резвятся», — вот такие строки благодарности от кокшетауцев появились недавно в блоге главы региона.
В поисках ответа на вопрос, кто же все-таки виноват и что делать, мы обратились в горотдел архитектуры и градостроительства. Его руководитель Илуа Абенов, с трудом выкроивший время для двухминутного телефонного разговора с корреспондентом, заявил, не особенно вдаваясь в детали: поскольку вопрос касается благоустройства, он не входит в компетенцию госоргана, строительная документация «проходит» здесь лишь процедуру согласования, поэтому за информацией надо… в отдел ЖКХ.
Такой поворот, согласитесь, очень похож на историю из басни Крылова «Квартет». Только что делать теперь жителям? Снова идти по кругу инстанций, справляться своими силами и средствами или смириться и ждать, пока «до них дойдет программа»? Судя по реакции ответственных лиц, вопрос пока риторический. А позиция, когда горожане сами виноваты в своих проблемах и которую нередко занимают чиновники, скорее, удобна, чем конструктивна.
Аэлита ТАЕВА.
Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.