Новое в тарифообразовании: учтены все минусы

В областном центре состоялось «кустовое» совещание для руководителей субъектов естественных монополий г. Астаны, Акмолинской, Костанайской и Северо-Казахстанской областей «Новые механизмы тарифообразования в рамках реализуемых пилотных проектов с Европейским банком реконструкции и развития и переход на долгосрочные тарифы. Механизм утверждения и анализа инвестиционных программ». В его работе принял участие заместитель акима области Дулат Нурмолдин.

Об изменениях в тарифообразовании, новшествах в законодательстве «О естественных монополиях», другим вопросам выступили руководитель Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции МНЭ РК (КРЕМ и ЗК) Серик Жумангарин, его заместитель Азамат Майтиев и представитель ЕБРР Бахтиер Файзиев.

Напомним, что Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам естественных монополий и регулируемых рынков» был подписан Главой государства Нурсултаном Назарбаевым 5 мая текущего года, который вступил в силу 17 мая.

По словам С. Жумангарина, ряд поправок, внесенных в законодательство, учитывают реальное положение дел в коммунальной сфере и направлены на то, чтобы устранить имеющиеся недостатки. Это, прежде всего, убыточность субъектов естественных монополий в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, обеспечения электроэнергией; многочисленные жалобы потребителей на качество оказываемых услуг.

— Упрощенная деятельность субъекта, обязательное вложение прибыли в развитие и предоставленные качественные коммунальные услуги — так коротко можно описать прогнозируемую ситуацию в коммунальных сферах и взаимоотношения услугодателя-коммунальщика с потребителем, — сказал глава КРЕМ и ЗК. — Например, в рамках упрощения деятельности субъектов естественных монополий будет расширен перечень предприятий, относящихся к субъектам малой мощности, которые имеют право самостоятельно повышать тарифы в пределах индекса потребительских цен по факту прошлого года. Внедряются стандарты качественных и надежных услуг для потребления, которые будут постоянно анализироваться.

Важной для СЕМ с точки зрения развития и прибыльности станет предоставляемая возможность распоряжаться половиной недоиспользованных затрат, заложенных в тариф.

Такое вероятно, к примеру, в связи с применением новых технологий, снижением нормативных технических потерь, а также по результатам тендера. Вторую половину сэкономленных средств субъекты будут обязаны направлять на расширение и обновление производственных активов, что в конечном итоге положительно скажется на качестве услуг. Было также отмечено, что у каждого субъекта естественных монополий появится дополнительная возможность «зарабатывать» за счет того, что с 1 января 2017 года будет снят запрет на осуществление иной деятельности, не относящейся к регулируемой.

Обновленное законодательство также значительно усиливает контроль за исполнением инвестиционных программ всеми СЕМ, то есть здесь речь идет о соблюдении интересов потребителей. Новая тарифная политика предусматривает и ввод прогнозируемых долгосрочных тарифов (на пять лет) на предоставление регулируемых услуг.

— В законодательство внесены поправки, снижающие фактор коррупциогенности в тарифорегулировании, — особо отметил С. Жумангарин.-

Таким образом, пакет поправок подготовлен с учетом самых серьезных негативных моментов в тарифном регулировании,   пожеланий и предложений потребителей и самих субъектов.

Заместитель председателя КРЕМ и ЗК Азамат Майтиев рассказал о требованиях к исполнению инвестиционных программ субъектами естественных монополий, которые должны разрабатываться и утверждаться с учетом показателей качества и эффективности (снижение износа основных средств, нормативных технических потерь, сокращение расходов сырья, материалов, топлива, энергии, увеличение объема предоставляемых услуг).

Также в инвестиционной программе определяются средства, направленные на расширение, восстановление, обновление, поддержку существующих активов, реконструкцию, техническое перевооружение основных средств, создание новых активов на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды с целью получения технико-экономического эффекта, включающего в себя один или несколько инвестиционных проектов.

Представитель ЕБРР Бахтиер Файзиев подтвердил намерение тесно сотрудничать с акиматом Акмолинской области и предприятиями в отраслях городской инфраструктуры. В качестве приоритетных сфер, поддерживаемых финансовым институтом, он назвал теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение, переработку и утилизацию ТБО, электроснабжение и наружное освещение с применением ресурсосберегающих технологий. Причем как подчеркнул Б. Файзиев, ЕБРР готов к сотрудничеству независимо от форм собственности услугодателей, то есть это могут быть как государственные, так и частные предприятия из перечисленных выше пяти приоритетных сфер. ЕБРР в качестве зарубежного инвестора пришел в Казахстан в 1993 году, за это время подписаны десятки весьма лояльных кредитных договоров на значительные суммы в разных регионах страны.

В заключение С. Жумангарин отметил, что состоялся конструктивный диалог. Он выразил надежду, что реформы в тарифной политике станут стимулировать инвесторов, обеспечат предсказуемость роста тарифов для населения.

Ренат ШАГАЛАЕВ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также