Что показал финансовый контроль

Итоги
В 2014 году облинспекцией финансового контроля проведено 315 проверок с охватом бюджетных средств в сумме 73,3 млрд тенге. В результате нарушения выявлены на 35,5 млрд тенге или 48,5% от суммы охвата. Из них финансовых — на 22 млрд тенге, по государственным закупкам на 13,5 млрд тенге.

Анализ нарушений выявил их увеличение еще на стадии планирования, формирования, уточнения местных бюджетов, составления заявок администраторами бюджетных программ (завышение объемов плановых назначений, выделение необоснованно дополнительных средств без подтверждения их потребности соответствующими расчетами), которые отражаются на качестве планирования и впоследствии на эффективном расходовании бюджетных средств.

За допущенные нарушения к административной ответственности привлечено 36 должностных лиц с наложением административного штрафа на сумму 4,5 млн тенге, в дисциплинарном порядке наказаны 303 должностных лица.

Факты нарушений и их причины. Фактов некачественного планирования, в последующем негативно отразившихся на эффективном использовании бюджетных средств, можно назвать несколько. Так, оказалась невостребованной часть средств из 418 млн тенге, выделенных республиканским бюджетом в 2014 году на возмещение убытков землепользователей или собственникам земельных участков при принудительном отчуждении земельных участков для создания зеленой зоны города Астаны в Шортандинском и Целиноградском районах. Отделами земельных отношений бюджетные средства были запланированы без показателей предварительного обследования земельных участков (площадь отчуждаемых земель, изыскательские работы, качество земель и т.д.).

Нарушения в оплате труда. По результатам тематического внепланового контроля в 4-х госучреждениях образования установлены нарушения (необоснованно проводилось перечисление излишних сумм на карт-счета в виде заработной платы в сравнении с начисленными суммами по ведомостям) при осуществлении взаиморасчетов по заработной плате с работниками школы на 6,4 млн тенге.

По данным фактам возбуждены уголовные дела. За допущенные нарушения (хищение бюджетных средств) решением суда осуждены директор школы №15 г. Кок-шетау сроком на 4 года условно, два бухгалтера школы — сроками от 5 до 8 лет лишения свободы в исправительных учреждениях с конфискацией имущества. Бухгалтер ГККП «Учебное предприятие трудового обучения» осужден сроком на 5 лет условно, три должностных лица отдела образования города Кокшетау осуждены сроком от 3-х до 4-х лет.

Закон РК «О государственных закупках». Анализ результатов проверок за 2014 год, проведенных инспекцией, указывает на то, что отдельными государственными органами игнорируются установленные нормы законодательства и принципы правого регулирования государственных закупок. Выявлены факты оказания неправомерного предпочтения отдельным юридическим лицам при подготовке и принятии решений, в которых усматриваются признаки коррупционных правонарушений. К основным из них можно отнести допуск к участию в конкурсе поставщиков, не соответствующих квалификационным требованиям и требованиям конкурсной документации; предъявление поставщикам требований, не предусмотренных законодательством; неверного (порой умышленного) расчета конкурсной комиссией критериев, влияющих на конкурсное ценовое предложение и в итоге — выбор нужного поставщика.

Подобные нарушения законодательства выявлены на 1,89 млрд тенге в облуправлении энергетики и жилищно-коммунального хозяйства при проведении конкурса по закупу работ «Электроснабжение населенных пунктов Караоткель, Максимовка, Кажимукан Целиноградского района» по обращению потенциальных поставщиков. В частности, допущено необоснованное признание потенциальных поставщиков не соответствующими квалификационным требованиям по основаниям, не предусмотренным законодательством по государственным закупкам, и вынесено решение о несостоявшемся конкурсе. Решением областного специализированного межрайонного экономического суда от 10.07.2014 года выводы инспекции подтверждены. За допущенные нарушения четыре члена конкурсной комиссии привлечены к административной ответственности.

За 5 месяцев 2015 года областной инспекцией финансового контроля проведены 143 контрольных мероприятия с охватом 27,9 млрд тенге.

Установлено нарушений на 10,9 мрлд тенге или 39,2% от суммы охвата, из них: финансовых на 9,8 млрд тенге, по государственным закупкам на 1,1 млрд тенге. По-прежнему имеют место нарушения законодательства о госзакупках, причем порой его нормы игнорируются умышленно. Контрольная проверка в управлении здравоохранения проведена на основании обращения одного из 16-ти потенциальных поставщиков-участников электронного конкурса — ТОО «ASTAN GATE». Рассматривалось соблюдение законности при государственном закупе работ «Капитальный ремонт здания ГКП на ПХВ «Бурабайская районная поликлиника». В результате установлены нарушения требований закона, повлиявшие на итоги конкурса на сумму 50,4 млн тенге. Конкурсной комиссией допущены нарушения при расчете размеров условной скидки на ценовые предложения конкурсных заявок поставщиков, в частности при определении опыта на рынке выполнения работ. Расчет условной скидки проведен с грубыми нарушениями норм законодательства, в которых усматриваются коррупционные правонарушения.

На основании представления инспекции облуправлением здравоохранения приняты меры по устранению нарушений: данный электронный конкурс отменен. Материалы контроля переданы в облдепар-тамент по делам государственной службы и противодействию коррупции. За допущенные нарушения отстранены от занимаемых должностей руководитель отдела государственных закупок, правовой работы и развития материально-технической базы и заместитель руководителя по стратегии развития управления здравоохранения до вынесения судебного решения.

Нарушения по оплате труда. По результатам контроля в ГУ «Аппарат акима села Курское Есильского района» установлены нарушения в оплате труда внештатного работника — сторожа, не числящегося на балансе аппарата акима. Гражданский служащий, принятый сторожем в аппарат акима с. Курское, одновременно работал в штате ГУ «Кабинет психолого-педагогической коррекции Есильского района», расположенного в г. Есиле, где занимал должность главного бухгалтера (подтверждено копиями приказов и трудовой книжки).

Установлено, что со 2 сентября 2013 года по 31 декабря 2013 года в табелях учета рабочего времени аппарата акима все рабочие дни сторожа отмечены, как отработанные с 9 до 18 часов ежедневно, при этом отсутствие работника на рабочем месте не указано. По табелю учета принятый служащий выполнял работу сторожа в дневное время, а не в ночное.

Расходы по необоснованно начисленной заработной плате за проверяемый период составили 860,2 тыс. тенге, которые подлежат возмещению. Материалы проверки переданы в облдепартамент по делам государственной службы и противодействию коррупции.

Нарушения в сфере жилищного хозяйства. По итогам контроля в ГУ «Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Есильского района» допущено расходование бюджетных средств в объеме более 195 млн тенге с нарушением норм законодательства РК. Администратором бюджетной программы — отделом ЖКХ — проведено финансирование коммунального предприятия «Тепло Сервис» на цели, не предусмотренные законодательством РК — приобретение топлива, оплату задолженности за электроэнергию, труда сотрудникам предприятия, тогда как указанные затраты должны покрываться за счет собственных доходов предприятия.

Выявлен на предприятии и факт нецелевого использования бюджетных средств в размере 5 млн тенге. Вместо текущего ремонта теплотрассы с подключением жилых домов, средства ушли на погашение задолженности предприятия за потребленную электроэнергию.

При этом АБП — ГУ «Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Есильского района» — принимает к оплате документ по использованию бюджетных средств в объеме 5 млн тенге, а именно: акт выполненных работ, в котором отражена только одна строка «Услуги по обеспечению бесперебойного теплоснабжения», не подтверждающая оказание услуг по теплоснабжению в действительности.

Материалы контроля переданы в облдепартамент по делам государственной службы и противодействию коррупции.

Инспекцией проводится работа по предотвращению правонарушений, создающих условия для коррупции и пресечению коррупционных правонарушений среди сотрудников инспекции.

За 2014 год и истекший период 2015 года областной инспекцией финансового контроля в целях профилактики, предупреждения коррупционных правонарушений и преступлений и устранения условий, способствующих их совершению, проведен ряд мероприятий. Так, в феврале 2015 года во исполнение поручения Комитета финансового контроя МФ РК принято участие в заседании Общественного совета по противодействию коррупции при облфилиале партии «Нұр Отан», где обсуждены итоги работы за 2014 год и приняты задачи по реализации партийной программы противодействия коррупции на 2015-2025 годы и Антикоррупционной стратегии РК на 2015-2025 годы.

В целях взаимодействия и проведения мероприятий по противодействию коррупции инспекцией подписаны меморандум о сотрудничестве в сфере борьбы с коррупцией с облдепартаментом государственных доходов и соглашение с Региональной палатой предпринимателей.

Ежегодно проводятся повышение квалификации и переподготовка сотрудников по вопросам противодействия коррупции, развития антикоррупционного законодательства и усиления антикоррупционных мер. На постоянной основе-техническая учеба, ориентированная на профилактику и пресечение коррупционных проявлений при проведении контрольных мероприятий.

Кроме того, для обеспечения прозрачности деятельности инспекции по соблюдению требований антикоррупционного законодательства ежеквартально с управлением Комитета по правовой статистике и специальным учетам по Акмолинской области Генеральной прокуратуры РК проводится сверка по сотрудникам инспекции, совершившим коррупционные правонарушения, привлеченным к дисциплинарной ответственности и поставленным на учет.

В целях повышения эффективности деятельности инспекции по противодействию коррупции, а также уменьшения коррупционных рисков проводятся проверки уполномоченными государственными органами. В частности, в феврале текущего года облдепартаментом Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции проведена проверка деятельности инспекции на предмет соблюдения требований законодательства о государственной службе, антикоррупционного законодательства и Кодекса чести за период с 1 января 2013 года по 6 февраля 2015 года, по итогам которой нарушений требований антикоррупционного законодательства и Кодекса чести ее сотрудниками не выявлено.

Также в целях предотвращения коррупционных проявлений в инспекции функционирует «телефон доверия», размещен ящик для заявлений и обращений физических и юридических лиц на неправомерные действия ее сотрудников.

Нурлан БЕКЕНОВ,
руководитель инспекции финансового контроля по Акмолинской области Комитета финансового контроля.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также