Три поколения одной семьи

063-4-1Иманжусуп был рожден для подвигов, для ратных дел. Эта участь была уготована ему судьбой, и он никак не мог ее избежать. С детских лет он слышал рассказы о героической жизни своего отца, о сражениях и битвах, о Кенесары, об Абылай-хане. Он вырос, мечтая о подвигах, желая повторить их, он готовил себя к ним, да и природа, казалось, выделила его из тысячи других, наделив могучей силой, исполинским ростом, к физическим данным присовокупив еще и замечательный музыкальный дар. Истоки его героизма, отваги надо искать в его времени, в среде, которая его окружала , в семье, где был культ Абылая и Кенесары.

Отец Иманжусупа Кутпан с 17 лет был в ополчении Кенесары. После подавления восстания, скрываясь от преследований, пришел на берега Иртыша, нанялся батраком к известному баю, а через десяток лет обзавелся хозяйством, женился, стал известным, почитаемым человеком в округе. После рождения младшего из четверых детей — Иманжусупа, он, взяв разрешение, переехал в родные места, на Акмолинщину. Об этом периоде его жизни достаточно подробно и убедительно описано в романе Зейтина Акишева «Иманжусуп». Кроме того, в государственном архиве РК хранится текст прошения Кутпана Дайрабаева на имя Степного генерал-губернатора, где он упоминает о том, что прежде жил по Иртышу, в Павлодарской области.

Кутпан часто рассказывал сыновьям о Кенесары, о битвах и сражениях, в которых ему приходилось участвовать, о гибели отца Дайрабая в одной из первых стычек с царскими войсками, о том, как Кенесары поднимали на белой кошме, провозглашая ханом. А он, Кутпан, выехавший со своими молодыми друзьями в поисках достойной невесты, стоял в толпе и восхищенно смотрел на внука Абылай-хана. И когда после аса по своим предкам Кенесары призвал всех стать воинами в его войске, Кутпан, не раздумывая, остался в лагере ополченцев. Вскоре в лагерь прибыл и знаменитый батыр Дайрабай, отец Кутпана.

Конечно же, дети Кутпана, в особенности Иманжусуп, выросли, мечтая о подвигах. Для них и Абылай-хан, объединивший три жуза казахов в борьбе против джунгаров, и Кенесары, вступивший в схватку с царем за свободу земли, были теми людьми, которых они боготворили, на которых хотели быть похожими. Неслучайно образ Абылай-хана не однажды появляется в песнях Иманжусупа.

И вполне закономерно, что слава о Иманжусупе началась с истории о том, как на Кояндинской ярмарке два офицера, подвыпив, прикрепили к ветке дерева портрет Кенесары и стали стрелять в него из пистолетов.

Вдруг из толпы вышел высокого роста молодой казах и, схватив стрелков за шиворот, стукнул их лбами друг о друга, а потом отшвырнул в разные стороны. Начались паника, крики, шум, а неизвестный исчез, только его и видели.

В 90-е годы теперь уже прошлого века я встречалась с аксакалами, видевшими живого Иманжусупа, слышавшими от своих отцов рассказы и об этом эпизоде, и о многих других его подвигах. Кроме того, была жива дочь Иманжусупа Кулянда, 1900 года рождения. Именно она сохранила в своей памяти кызылординский период жизни Иманжусупа, его поездки в Бухару, в Шилик, на место гибели его деда Турганбая. Помнила она также и о том, как в 1916 году, в год мобилизации казахов на тыловые работы, Иманжусуп, собрав тысячу молодых кипчаков призывного возраста, откочевал с ними в Бухару и вернулся в Шиели только в семнадцатом году, после революции.

К сожалению, о Кутпане Дайрабаеве сохранилось не очень много сведений. Но даже то, что он был сарбазом Кенесары, прошел с ним путь от начала до конца и чудом выжил, потом отправился вслед за сыновьями в ссылку и пробыл там шесть лет, говорит о его богатырской силе, о могучем духе борца за независимость и свободу. Он жил, оставаясь непокоренным, воспитывал детей на примере Кенесары, считая главной ценностью свободу и независимость родной земли. Кутпану было судьбою назначено иметь двух отцов — батыра Дайрабая, воина Кенесары, и пан-сата Турганбая, наместника Туркестана, погибшего в борьбе за освобождение родного края от кокандского ига. И та же судьба подарила ему сына Иманжусупа, повторившего подвиги своих предков.

В 1916 году в газете «Казах» была опубликована статья Калжана Конратбаева «О Турганбае и его пропавшем сыне». Автор пишет: «Через много лет благая весть о том, что у Турганбая есть потомки дошла до всех. Пришла она и к нам, в Торт-тобе. В 1911 году в Куйгенжар был отправлен с письмом близкий родственник датки. И вот осенью 1913 года самый младший из сыновей Кутпана — Иманжусуп, приняв наше приглашение, приехал в Шиели. В наших краях имя Турганбая у всех на устах. Помнят сородичи о былой его славе, и у каждого его образ. Вот потому-то приезд Иманжусупа для нас — значительное событие… «Пусть умрет отец, но до тех пор, пока живы те, кто знал его, он будет среди нас, как живой», гласит казахская пословица. И в самом деле, Турганбай жив в нашей памяти, пока живы мы, хранящие память о нем, и наш долг передать эту память его прямым потомкам. Внук Турганбая приехал к нам на паре лошадей, а возвратился в Куйгенжар с целым табуном. «Истинный тулпар найдет в конце концов свой косяк, каким бы долгим и трудным не был путь к нему», — говорится в пословице. И заметим вполне справедливо, ибо прошлым летом Иманжусуп переехал к нам навсегда, на постоянное место жительства. И на этот раз его встречали с не меньшим почетом и радостью…

У других образованных народов есть обычай отдавать дань памяти известным людям, но делают это они немного иначе, чем мы, с большей пользой для людей. Строят школу именем этого человека, назначают стипендию, называют улицы города… У Мансура Бекежанова есть дастан, посвященный Турганбаю, но мы до сих пор не можем выпустить его отдельной книгой и раздать людям».

Публикация почти столетней давности, но вопросы, которые задает автор, злободневны и актуальны. И вслед за Калжаном Конратбаевым, который ровно сто лет назад делился радостью по поводу того,что внук знаменитого Турганбая поселился у них, и он оказался достойным преемником датки, порадуемся и мы возвращению славных героев, и пусть их подвиги вдохновляют молодых на благие дела и учат их любить родную землю, быть готовыми защищать ее интересы.

Их возвращение стало возможным в год обретения Казахстаном Независимости. Той самой независимости, о которой мечтали три поколения одной семьи, герои, сложившие головые борьбе за свободу родной земли.

И как бы ни суровы были запреты и желание власть предержащих предать их имена насильственному запрету, клевете и наветам, рассказы об их благородстве и мужестве сохранились в благодарной памяти потомков…

Каково было мое удивление, когда в начале прошлого года зазвонил телефон, и незнакомый мужской голос твердо сказал: Я из Моинкумов. Живу в ауле Кумозек. Иманжусуп жил у нас. Мой отец был его доверенным лицом и первым помощником. Исполняя волю отца, хочу встретиться с вами и передать материалы о вашем деде». Аманбай Мукатаев приехал в село Жибек жолы, участвовал в акции «Мәңгілік Ел», которая прошла 1 марта и передал записи и воспоминания своего отца, а также уздечку и попону коня Иманжусупа. Летом я побывала в Моинкумах и в сопровождении Аманбая проехала по всем местам, где бывал мой дед. Оказалось, что аул Кумозек избежал вымирания от голода благодаря тому, что Иманжусуп собрал обессиленных, умирающих аулчан и отвел их на станцию. Там зарегистрировал их как возчиков саксаула, раздал всем своих верблюдов, и люди в конце каждого дня имели порцию супа и кусок хлеба, которые им выдавали на талоны. Когда же его арестовали, и четверо детей батыра, старшему из которых было всего 10 лет, остались в песках одни, то жители помогли им выжить. Мой отец, тот самый десятилетний мальчик, вместе со взрослыми собирал саксаул и добывал себе и трем сестренкам еду. Об этом я часто слышала и от отца. Когда приехала в село Кумозек, собрались люди, и говорили о славных подвигах Иманжусупа, о его скакунах, которых он тоже раздал всем. И еще говорили старики о мужестве Иманжусупа, его несгибаемой воле. Ни словом не обмолвился батыр на допросах об их селе, не назвал ни одного человека. А сколько было примеров того, как спасая свою жизнь, предавали и клеветали. Вот почему от поколения к поколению передаем мы нашу благодарную память об Иманжусупе, это нужно молодым, они должны знать, какой ценой досталась нам Независимость.

В нынешней Астане, где поэт и композитор прожил более полувека, есть улица Иманжусупа Кутпанова. А в 10 километрах от Астаны есть село Куйгенжар, куда в 1865 году переехала из Павлодара, станицы Песчаной, семья Кутпановых. «Не может мой аул останавливаться в Куйгенжаре», — поет он в одной из своих песен, описывая историю изгнания из родных мест. Там, как рассказывают старожилы, стоит столетний дуб, который посадил Иманжусуп перед своим отъездом из Акмолы в 1913 году. Летом в тенистой прохладе старого дуба собираются сельчане и добрым словом поминают своего земляка.

Чуть дальше расположено село Жибек жолы, прежнее название Александровка. Именно сэтим селом связано полвека жизни Иманжусупа. Один из сыновей его, Сеитхан, в память об этом селе назвал свою дочь Александрой. В преддверии 150-летия поэта и композитора из города Тараза был привезен контейнер с землей с заброшенного шурфа, куда сбрасывали тела убиенных. На кладбище был установлен памятный камень, произведено символическое захоронение. Могильник был зарегистрирован как памятник культуры девятнадцатого века. В январе прошлого года, вдохновленная Посланием Президента, в котором Нурсултан Абишевич Назарбаев обнародовал идею «Мәңгілік Ел», я переехала в Жибек жолы. Решила реализовать свою давнюю мечту: создать здесь музейный комплекс Иманжусупа, в который бы, кроме музея в традиционном понимании, входили центры верховой езды, прикладного искусства, школа сал и сері. Все, что накоплено было мною за весь период исследовательской, просветительской, пропагандистской работы: уникальные материалы, личные вещи семьи Кутпановых, личную библиотеку, насчитывающую более 2000 экземпляров тематической литературы, передано мною безвозмездно в фонд музея. Живу и работаю в школе его имени, веду факультатив, руковожу научно-познавательными проектами учеников, и вместе с единомышленниками мечтаю о том дне, когда распахнутся перед посетителями двери музея.

Раушан КОШЕНОВА,
доктор философских наук,
председатель ОО «Шоқан жолдары».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также