Укреплять казахстанскую идентичность

062-1-5«Каждый имеет право…», «Все равны…», «Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации…». Эти положения, с которых начинается формулировка почти каждой статьи второго раздела Основного Закона РК «Человек и гражданин», 20 лет назад заложили правовую основу общественного согласия и формирования казахстанской идентичности.
«Отождествление» — так с языка происхождения переводится термин «идентичность». Сегодня он все чаще встречается в стратегических документах, определяющих развитие страны на годы вперед, лежит в основе реализации одной из институциональных реформ «Формирование нации единого будущего».

— Мы добились значительных успехов в развитии собственной модели стабильности и согласия. Но необходимо дальнейшее укрепление казахстанской идентичности. Она должна основываться на принципе гражданства, — так говорит об этом в своем выступлении на XVI съезде партии «Нұр Отан» Президент страны Нурсултан Назарбаев.

Конкретные шаги для решения этой ключевой задачи определены в «Плане нации — 100 шагов»: «разработка и реализация масштабного проекта «Большая страна — большая семья», который укрепит казахстанскую идентичность и создаст условия для формирования целостной гражданской общности», «разработка и реализация национального проекта укрепления гражданской идентичности «Менің елім».

Поиск своей идентичности характерен для жителей многих стран стремительно глобализирующегося мира. Пытаясь ее определить, человек задает вопрос: «Кто я?» и дает на него ответ, исходя из своего отношения к политическим, культурным институтам и символам общества, в котором он живет. К ним относятся государство, гражданство, законодательство, территориальное устройство, язык, религия, история… Отвечают на него по-разному.

Далеко не все и далеко не сразу мигранты из африканских стран и стран Юго-Восточной Азии начинают ощущать себя гражданами европейских государств, куда приехали, спасаясь от голода, нищеты в поисках безопасности. Долгое время они пытаются жить в соответствии с законами и обычаями «страны исхода». Подтверждение этому — многочисленные конфликты, столкновения, о которых регулярно сообщают СМИ. Вряд ли ощущают себя полноправными гражданами страны и люди, попадающие в некоторых странах в разряд национальных меньшинств. Тот факт, что во многих государствах — Бельгии, Дании, Индии, Иране, Италии, КНР, Пакистане, Португалии, Финляндии и других — существуют законодательные квоты для их представительства в парламентах, все-таки неоднозначен. С одной стороны, это, конечно, защита их прав, а с другой — косвенное свидетельство тому, что малочисленные этнические группы находятся в неравных условиях с доминирующими и в стране не созданы правовые условия для того, чтобы они могли быть избранными в высшие законодательные органы страны на общих со всеми основаниях.

В Основном Законе нашей полиэтничной страны нет понятия «меньшинства». С первых дней обретения независимости экономическая, социальная политика, этнополитика молодого государства была направлена на исключения возможностей их возникновения. И гарантией этого стали нормы Конституции РК, обеспечивающие равенство прав всех граждан независимо от расовой, этнической, религиозной и социальной принадлежности. Понимание этого, желание и умение в полной мере реализовать декларированные в Основном Законе права и возможности, стали базовой основой формирования общей казахстанской идентичности, осознания себя гражданином Казахстана не только «де юре», но и «де факта».

Успешность казахстанской модели межэтнического и социального согласия, вызывающая неподдельный интерес во всем мире, зиждется на формуле «Единство в многообразии». Ее эффективное применение в самых разных сферах общественной, культурной, духовно-идеологической жизни позволяет исключить возможные противоречия между идентичностью гражданской и национальной.

Статья 19 Основного Закона, гласящая, что «Каждый вправе определять и указывать или не указывать свою национальную, партийную и религиозную принадлежность. Каждый имеет право на пользование родным языком и культурой, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества» реализуется целым комплексом мер. Главной из них является создание Ассамблеи народа Казахстана и постоянное совершенствование ее деятельности. Благодаря конституционной поправке, принятой в мае 2007 г., решен вопрос и об этническом представительстве в Парламенте страны. Девять депутатов Мажилиса стали избираться от АНК. Причем что принципиально важно, они призваны представлять и защищать интересы не каких-либо отдельных этносов, пусть даже наиболее крупных, а всего полиэтничного и поликонфессионального народа Казахстана, выступать экспертами при принятии многих законопроектов, затрагивающих чрезвычайно тонкую сферу межэтнических отношений.

Уровень гражданской идентичности является отражением происходящих в стране изменений. Это своеобразный «барометр» консолидации общества, солидарности общественных сил, определенное условие целостности государства. А измеряется он ответственностью за дела в стране, готовностью действовать во имя ее интересов, доверием к окружающим, участием в общественных акциях, проявлениями солидарности. И тем, насколько мы часто апеллируем к Основному Закону страны, соизмеряем с ним свои дела и планы. А в нем можно найти ответы на все неизбежно возникающие вопросы.

Нина МИТЧИНОВА,
член Ассамблеи народа Казахстана.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также